Когда мы слушаем поп-музыку, которая не раздражает, нам кажется, будто текст писался без особых усилий. Однако любое слово или оборот, которые кажутся пустяками, могут придать песне особый шарм и заставить ее крутиться в наших головах. Для кого-то тексты – это одержимость, и они готовы выливать огромные потоки строк на бумагу ежедневно. Для других же лирика – это досадное обязательство, контрольно-пропускной пункт, через который нужно пройти, чтобы песня увидела свет.
Если у вас всегда были трудности с написанием текстов песен, или же вы находитесь во временном «текстовом» кризисе, то мы спешим предложить несколько интересных способов нарушить эту тенденцию. Зачастую, чтобы сделать что-то новое (или вообще сделать ЧТО-ТО), нужно выйти за рамки своего привычного хода мыслей. В этой статье мы рассмотрим несколько «игр», которыми можно занимать себя в попытках создать шедевр из своей лирики. Эти игры не гарантируют вам законченного текста для песни, но уж точно они помогут расшевелить фантазию и мозг, и привести к совершенно свежим идеям.
1. ИСПОЛЬЗУЙТЕ «ИЗЫСКАННЫЙ ТРУП»
Нет, убивать никого не надо. Этим термином (фр. cadavre exquis) называется техника, которую использовали сюрреалисты в своих работах. Основной принцип – написать несколько строк на бумаге и позволить товарищу дописать свои (у нас это называется буриме или каламбур). Вы даете другу лишь пару последних слов или строчку, если в вашем тексте уже было несколько строк. Также писались и картины – продолжающему было предложено закончить рисунок, основываясь лишь на паре линий из предыдущего. Вы можете добавлять собственные правила, касающиеся грамматики, структуры предложения или количества слогов.
Группа Wilco таким образом написала тексты к своему альбому ‘Summerteeth’. На заднем сидении их тур-автобуса была печатная машинка, и ребята развлекались во время долгих переездов между городами и странами.
2. ТЕКСТОВЫЙ «МОНТАЖ»
Легендарная техника авангардных писателей – «метод нарезок» - была популяризирована Уильямом Берроузом, который разрезал страницы на кусочки и складывал их по-новому, чтобы посмотреть, что интересного из этого может получиться. Слова в тексте необязательно должны были случайными, это мог быть осмысленный кусок повествования, но при смешивании кусков или перестановке страниц будущее, настоящее и прошлое менялись местами и образовывали новые смыслы. Берроуз со своим другом и соратником художником Брайоном Гайсином (который и познакомил его с этой техникой) часто использовали «нарезки» в своих аудио и визуальных проектах.
Тексты Берроуза вдохновили многих музыкантов, включая Лу Рида и Дэвида Боуи. Последний часто открывал свои записи и дневники, перемешивая их содержание, и благодаря этому придумывал тексты к песням.
3. НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ СЛОВА
Наверно, очень многим музыкантам знакомо это явление: вы уже сочинили музыку, и стараетесь нащупать вокальную мелодию, расставить акценты и понять, о чем будет текст. Простое напевание «А-а-а-а-а» или «На-на-на» зачастую не работает, попросту потому, что в самих этих сочетаниях букв недостаточно энергии для передачи нужного настроения. И тогда вы начинаете импровизировать, используя околесицу. Иногда эта околесица настолько точно передает суть песни, что затем довольно сложно подобрать существующие слова для нее.
Фрэнк Блэк из Pixies поет на каком-то своем языке, в его песнях или даже названиях песен очень часто встречаются слова, которые не найдешь в английском словаре. Но кто откажет ему в праве сочинять слова, также как он сочиняет музыку? Пусть не головой, но каким-то другим органом, отвечающим за интуицию, мы все же понимаем, о чем поет Блэк. Дэвид Бирн из Talking Heads очень много использовал такую технику. В своей книге «How Music Works» он рассказывает о том, что ему пришлось изменить свой подход к написанию текстов во время работы над четвертым студийным альбомом Talking Heads «Remain in Light»:
«Мягкий экстатический характер новых треков намекал на то, что я больше не могу писать тревожные личные тексты, которые я писал этого. И мне пришлось найти новый подход к созданию лирики. Я заполнял страницу за страницей словами и предложениями, которые ложились в структуру куплетов и припевов и могли правильно отразить настроение, сгенерированное музыкой. Я старался не сильно задумываться, не «подвергать цензуре» написанное. Я чувствовал, что должен внимательно относиться к каждому слогу, который хорошо ложится в музыку. Мне было интересно вслушиваться в свои бредовые бессмысленные завывания, которые я выдавал на репетициях. Я позволил им вести меня. Разумеется, акт написания слов на бумаге – это важная часть сочинения песни. Но самое важное, это как потом эти слова будут спеты. Если они выглядят круто, а спеты «неправдиво», слушатель это почувствует. В то время как спетое правильно несуществующее слово может передать всю палитру ваших чувств и намерений».
4. ЧУЖАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Многие авторы песен пишут исключительно о себе – тема, от которой могут устать все, как слушатель, так и сам автор. Как и в случае со многими другими вещами в жизни, изучить что-то хорошо можно примеряя на себя разнообразные точки зрения. Но, как нам известно, сочинение музыки – это не только интеллектуальный процесс, он еще и физический: кто-то должен это петь. Так что подумайте не только о том, что вы должны сказать, но и как это должно быть сказано.
Бирн, сочиняя «Once in a Lifetime», нашел вдохновение в каденции радио-проповедников. Сама по себе лирика не имеет ничего общего с религией, однако была найдена нужная интонация, которая помогла словам сработать.
Существует еще много способов для написания текстов. Можно выбрать один из предложенных – и, возможно, вы наберете материал на три полноценных романа. Так или иначе, самое главное – тренировка. Не нужно ожидать, что все будет складываться хорошо и сразу, но чем больше вы пишете, не подвергая свои тексты цензуре, тем больше материала для песен у вас есть.
DIY-музыкант из Чикаго Иан Вайс дает отличный совет сонграйтерам и вспоминает интервью Леонарда Коэна:
«Если у вас много сырого материала, то у вас есть точка отправки. Вполне возможно, у вас уже есть какие-то песни, о которых вы даже не догадываетесь. Самое худшее, что может случиться с автором – это ожидание того, что тексты будут выходить идеальными сразу. Некоторым кажется, что работа над текстом – это что-то легкое и второстепенное, но это не так. Я однажды читал интервью с Леонардом Коэном, где его спросили, случалось ли ему когда-нибудь исписать целый блокнот, чтобы сочинить одну песню. Коэн рассмеялся и ответил, что исписывал по нескольку блокнотов, переписывая одну и ту же строчку! Мы сами по себе – препятствие к движению. Но еще большее препятствие – это наши ожидания».