4 СТРАННЫХ, НО ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБА НАПИСАНИЯ ТЕКСТОВ ПЕСЕН

4 СТРАННЫХ, НО ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБА НАПИСАНИЯ ТЕКСТОВ ПЕСЕН
Все исполнители относятся к тексту совершенно по-разному. Для кого-то Боб Дилан – бог, а кто-то использует лишь междометия для поддержания духа песни. Текст необязательно должен быть глубоким. Ему необязательно быть поэтичным. Он может быть глупым, даже бредовым. Главное, чтобы он не был плохим (что бы это ни значило). Плохая лирика способна убить песню, имеющую огромный потенциал.
 
Когда мы слушаем поп-музыку, которая не раздражает, нам кажется, будто текст писался без особых усилий. Однако любое слово или оборот, которые кажутся пустяками, могут придать песне особый шарм и заставить ее крутиться в наших головах. Для кого-то тексты – это одержимость, и они готовы выливать огромные потоки строк на бумагу ежедневно. Для других же лирика – это досадное обязательство, контрольно-пропускной пункт, через который нужно пройти, чтобы песня увидела свет. 
 
Если у вас всегда были трудности с написанием текстов песен, или же вы находитесь во временном «текстовом» кризисе, то мы спешим предложить несколько интересных способов нарушить эту тенденцию. Зачастую, чтобы сделать что-то новое (или вообще сделать ЧТО-ТО), нужно выйти за рамки своего привычного хода мыслей. В этой статье мы рассмотрим несколько «игр», которыми можно занимать себя в попытках создать шедевр из своей лирики. Эти игры не гарантируют вам законченного текста для песни, но уж точно они помогут расшевелить фантазию и мозг, и привести к совершенно свежим идеям. 

1. ИСПОЛЬЗУЙТЕ «ИЗЫСКАННЫЙ ТРУП»
Нет, убивать никого не надо. Этим термином (фр. cadavre exquis) называется техника, которую использовали сюрреалисты в своих работах. Основной принцип – написать несколько строк на бумаге и позволить товарищу дописать свои (у нас это называется буриме или каламбур). Вы даете другу лишь пару последних слов или строчку, если в вашем тексте уже было несколько строк. Также писались и картины – продолжающему было предложено закончить рисунок, основываясь лишь на паре линий из предыдущего. Вы можете добавлять собственные правила, касающиеся грамматики, структуры предложения или количества слогов. 

Группа Wilco таким образом написала тексты к своему альбому ‘Summerteeth’. На заднем сидении их тур-автобуса была печатная машинка, и ребята развлекались во время долгих переездов между городами и странами. 

2. ТЕКСТОВЫЙ «МОНТАЖ»
Легендарная техника авангардных писателей – «метод нарезок» - была популяризирована Уильямом Берроузом, который разрезал страницы на кусочки и складывал их по-новому, чтобы посмотреть, что интересного из этого может получиться. Слова в тексте необязательно должны были случайными, это мог быть осмысленный кусок повествования, но при смешивании кусков или перестановке страниц будущее, настоящее и прошлое менялись местами и образовывали новые смыслы. Берроуз со своим другом и соратником художником Брайоном Гайсином (который и познакомил его с этой техникой) часто использовали «нарезки» в своих аудио и визуальных проектах. 

Тексты Берроуза вдохновили многих музыкантов, включая Лу Рида и Дэвида Боуи. Последний часто открывал свои записи и дневники, перемешивая их содержание, и благодаря этому придумывал тексты к песням.

3. НЕСУЩЕСТВУЮЩИЕ СЛОВА
Наверно, очень многим музыкантам знакомо это явление: вы уже сочинили музыку, и стараетесь нащупать вокальную мелодию, расставить акценты и понять, о чем будет текст. Простое напевание «А-а-а-а-а» или «На-на-на» зачастую не работает, попросту потому, что в самих этих сочетаниях букв недостаточно энергии для передачи нужного настроения. И тогда вы начинаете импровизировать, используя околесицу. Иногда эта околесица настолько точно передает суть песни, что затем довольно сложно подобрать существующие слова для нее. 

Фрэнк Блэк из Pixies поет на каком-то своем языке, в его песнях или даже названиях песен очень часто встречаются слова, которые не найдешь в английском словаре. Но кто откажет ему в праве сочинять слова, также как он сочиняет музыку? Пусть не головой, но каким-то другим органом, отвечающим за интуицию, мы все же понимаем, о чем поет Блэк. Дэвид Бирн из Talking Heads очень много использовал такую технику. В своей книге «How Music Works»  он рассказывает о том, что ему пришлось изменить свой подход к написанию текстов во время работы над четвертым студийным альбомом Talking Heads «Remain in Light»:
«Мягкий экстатический характер новых треков намекал на то, что я больше не могу писать тревожные личные тексты, которые я писал этого. И мне пришлось найти новый подход к созданию лирики. Я заполнял страницу за страницей словами и предложениями, которые ложились в структуру куплетов и припевов и могли правильно отразить настроение, сгенерированное музыкой. Я старался не сильно задумываться, не «подвергать цензуре» написанное.  Я чувствовал, что должен внимательно относиться к каждому слогу, который хорошо ложится в музыку. Мне было интересно вслушиваться в свои бредовые бессмысленные завывания, которые я выдавал на репетициях. Я позволил им вести меня. Разумеется, акт написания слов на бумаге – это важная часть сочинения песни. Но самое важное, это как потом эти слова будут спеты. Если они выглядят круто, а спеты «неправдиво», слушатель это почувствует. В то время как спетое правильно несуществующее слово может передать всю палитру ваших чувств и намерений».

4. ЧУЖАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Многие авторы песен пишут исключительно о себе – тема, от которой могут устать все, как слушатель, так и сам автор. Как и в случае со многими другими вещами в жизни, изучить что-то хорошо можно примеряя на себя разнообразные точки зрения. Но, как нам известно, сочинение музыки – это не только интеллектуальный процесс, он еще и физический: кто-то должен это петь. Так что подумайте не только о том, что вы должны сказать, но и как это должно быть сказано.
Бирн, сочиняя «Once in a Lifetime», нашел вдохновение в каденции радио-проповедников. Сама по себе лирика не имеет ничего общего с религией, однако была найдена нужная интонация, которая помогла словам сработать.

Существует еще много способов для написания текстов. Можно выбрать один из предложенных – и, возможно, вы наберете материал на три полноценных романа. Так или иначе, самое главное – тренировка. Не нужно ожидать, что все будет складываться хорошо и сразу, но чем больше вы пишете, не подвергая свои тексты цензуре, тем больше материала для песен у вас есть. 

DIY-музыкант из Чикаго Иан Вайс дает отличный совет сонграйтерам и вспоминает интервью Леонарда Коэна:
«Если у вас много сырого материала, то у вас есть точка отправки. Вполне возможно, у вас уже есть какие-то песни, о которых вы даже не догадываетесь. Самое худшее, что может случиться с автором – это ожидание того, что тексты будут выходить идеальными сразу. Некоторым кажется, что работа над текстом – это что-то легкое и второстепенное, но это не так. Я однажды читал интервью с Леонардом Коэном, где его спросили, случалось ли ему когда-нибудь исписать целый блокнот, чтобы сочинить одну песню. Коэн рассмеялся и ответил, что исписывал по нескольку блокнотов, переписывая одну и ту же строчку! Мы сами по себе – препятствие к движению. Но еще большее препятствие – это наши ожидания». 
Предыдущая Следующая