5 СЛУЧАЕВ, КОГДА ЛЮДИ ГОВОРИЛИ, ЧТО МУЗЫКА МЕРТВА
Наверняка вам на протяжении жизни приходилось говорить или слышать что-нибудь вроде “[вставить любое название группы, песни, жанра и т.д.] убило музыку! Ей конец!”
Может быть, вашим родителям приходилось взрослеть в ту пору, когда политический и поэтичный рок-н-ролл собирал подвалы, а по всему миру завоевывала популярность танцевальная музыка. А может быть, вы независимый артист, и понятия не имеете, как зарабатывать в то время, как прослушивание музыки происходит в соцсетях и стриминговых сервисах.
Кем бы вы ни были, вы не одиноки. Музыка – это то, что каждый человек на планете принимает близко к сердцу, и если что-то новое начинает угрожать нашим любимым жанрам, артистам или способам прослушивания, мы, разумеется, начинаем паниковать.
Сорок лет назад, вполне возможно, вы бы заняли позицию противника танцевальной музыки. Сегодня, в 2016, вы наверняка думаете, что стриминг-сервисы – это и есть настоящая смерть музыкальной индустрии. Постоянное развитие технологий принимает угрожающие масштабы. Представляете, ведь когда-то существовали люди, которые противились самому факту записи музыки! Что бы они сказали теперь, узнав, что мы создаем музыку с помощью компьютеров?
Однако все не так уж и плохо, особенно, если вспомнить, сколько раз люди заявляли, что с музыкой (или музыкальным бизнесом) покончено:
1. ИЗОБРЕТЕНИЕ ГРАММОФОНА
Граммофон совершил революцию в привычках людей, связанных с прослушиванием музыки. До него музыку слушали исключительно вживую. Изобретение требовало по-настоящему профессиональных музыкантов – они должны были быть одновременно талантливыми и хорошо подготовленными. Однако были те, кто был вне себя от ярости, заявляя, что факт записи обесценивает живые выступления. Американский композитор и дирижер Джон Филип Суза был одним из них, хотя, конечно, участвовал в записях.
2. КОММЕРЧЕСКОЕ РАДИО
Еще в далеких 20-х годах представители звукозаписывающей индустрии заявили о том, что она мертва! Музыка звучала отовсюду - с появлением коммерческого радио слушатели получили возможность слушать бесплатно те самые песни, которые до этого они покупали. Конечно, рекорд-компаниям было не до веселья. Они боялись, что их продажи упадут… И, так и случилось! Однако о смерти музыки было заявлять слишком рано.
3. ПОПУЛЯРНОСТЬ ДИСКО
Грув и технологии – вот на чем держалось диско, которое буквально в течение одной ночи вылезло из темных подвалов андеграунда и зазвучало на всех крупных площадках мира. Между февралем 1974 года и летом 1975, когда диско-трек подскочил на первые строчки чартов в Америке, диско полностью завоевало музыкальную индустрию страны. Больше 12 000 танцевальных клубов открылось в это время в США, появился в продаже первый 12-дюймовый сингл, а танцполы задымились от хастла.
Диско полностью поглотило музыкальную индустрию, и в то время, как одни радостно покупали пластинки с саундтреком к обожаемой «Лихорадке субботнего вечера», другие заявляли, что пришла смерть живым выступлениям и поэзии. Многие фанаты рокнролла говорили о том, что диско дисквалифицирует настоящую музыку, что теперь музыка не может «разговаривать» со слушателем. Они сетовали на то, что диско – это чистая бездушная механика, оно забрало у музыки поэтичность и заменило ее на блестки, лак для волос, кокаин и бессмысленную бас-бочку.
Люди считали, что с эпохой диско пришла смерть рокнроллу, и одна ночь в чикагском Комиски Парк даже была посвящена тому, чтобы уничтожить как можно больше диско-записей.
4. МОМЕНТ «VIDEO KILLED THE RADIO STAR»
‘Video killed the radio star’ - нью-вейв песня начала 1980-х, записанная и выпущенная в 1979 году британской группой The Buggles. В ней поётся о певце, песни которого исполнялись по радио, и карьера которого, с появлением телевидения, оборвалась слишком рано. Вокал песни был стилизован под звучание, которое можно услышать из старых ламповых радиоприёмников. По признанию Тревора Хорна, текст песни был навеян коротким рассказом Джеймса Балларда «The Sound-Sweep» о глухонемом мальчике, никогда не слышавшем музыку, и оперном певце, чувствовавшем, что его время прошло.
Вообще, радио было еще вовсю популярно, однако запуск MTV очень сильно поменял восприятие музыки. Музыкальной телевидение и первый клип, показанный в эфире стали вестником того, что музыка теперь будет существовать в еще большем количестве измерений. С тех пор музыкант должен был быть не только музыкантом, но и «исполнителем трюков».
5. ПОПУЛЯРНОСТЬ СТРИМИНГА
На сегодняшний день полностью поменялись способы прослушивания и поиска музыки – и особенно то, как мы ее (не) покупаем. Развивались технологии и музыкальная индустрии развивалась вместе с ними, цифровая эпоха же ознаменовала падение индустрии. Когда музыка производится, распространяется и прослушивается в цифровом формате, куда деваться аналогу? К сожалению, почти некуда. Стриминг-сервиси добили традиционные способы продаж.
А теперь оглянемся назад и вспомним, сколько всего происходило в музыке. Все хэйтеры, все страхи – это то, что позволяет музыкантам двигаться вперед, испытывая их и их изобретательность. Может быть, вы ненавидите диско, но разве вы будете спорить с тем, что из жанра выросло множество великолепных музыкантов? Возможно, стриминг-сервисы – это кошмар наяву для индустрии, но кто знает, где мы окажемся еще через 10 лет?