СТАРТ К ВЕРШИНАМ МАСТЕРСТВА ДИДЖЕЯ
Давно минули те времена, когда диджей (он же — DJ) считался каким-то непонятным персонажем, вооруженным раздолбаной виниловой вертушкой, микрофоном и чуть ли не самодельными двухканальным микшером, да самым простым усилителем. Сейчас диджей — не менее уважаемый в масштабах всего шоу-бизнеса персонаж, нежели концертирующий музыкант. Смена статуса потребовала и обновления технического арсенала, и теперь профессиональному ди-джею для получения конкурентоспособного в своей сфере звучания требуются не только источники сигнала и микшеры, но и разнообразные процессоры эффектов. В наше время с самого начала карьеры ди-джея никто не мешает ему использовать только высококачественные компоненты лучших мировых брендов.
Хотя современные источники сигнала способны, как правило, воспроизводить сигнал с любых носителей — CD, CD-R, из mp3-файлов с USB- и SD-карт, а равно и из памяти компьютера, их все равно по старой памяти принято называть диджейскими CD-проигрывателями или, кратко, CDJ. Универсальность источника сигнала является ценным качеством подобного проигрывателя в ситуациях, когда тип применяемого носителя сигнала заранее неизвестен, что в практике диджеев встречается сплошь и рядом. И на стороне подобных проигрывателей бренда Numark — надежность, простота в эксплуатации и очевидность функционала. Рекомендуемой моделью проигрывателя Numark является Numark NDX500, позволяющий воспроизводить WAV- и mp3-файлы с CD либо USB-носителя. Также при подключении к компьютеру в режиме MIDI-контроллера проигрыватель дает возможность управлять DJ-программами и работать с аудиосигналом посредством встроенной звуковой карты. Основным органом управления проигрывателем является джог (Jog Wheel) с повышенной точностью при работе в режимах скретча, поиска и перемотки трека и чувствительностью к силе касания. Диапазоны изменения темпа составляют ±4, 8, 16 или 100% от исходного. Важной в работе диджея является реализованная в проигрывателе функция подстройки времени старта, допускающая использовать достоверные эффекты винилового звучания. Все контроллеры проигрывателя имеют предустановки для работы с самым популярным проограммным обеспечением для диджеев Serato DJ. В свою очередь, модель Numark NDX900 — это полностью профессиональный DJ-контроллер с предустановленным ПО Traktor LE 2 и рассчитанный на работу с ПО VirtualDJ и Traktor Pro, однако же допускающий и работу со всеми MIDI-совместимыми диджейскими программами. Аудиоинтерфейс этой модели полностью поддерживает режим Plug And Play. На основе NDX900 очень легко создать полноценную цифровую DJ-станцию — достачтоно подключить два таких проигрывателя к микшеру. Аналогично предыдущей модели, главным органом управления является джог диаметром 7" (178 мм). Диапазоны изменения темпа вновь выбираются фейдером — ±6, 12, 25 или 100% от исходного, а при использовании функции «Key Lock» изменение темпа не влияет на её тональность, которую финально можно скорректировать с точностью до полутона.
Точность DJ-микширования способен обеспечить и самый простой двухканальный микшер — в нашем случае это Numark M101, допускающий установку в рэк и оснащенный встроенным двухполосным эквалайзером (Treble / Bass) и кроссфейдером. Этот микшер позиционируется как модель для начинающих, и имеет две пары линейных и фоно-входов RCA. Имеются канальные переключатели Phono / Line, микрофонный вход 1/4", секция микрофонного усилителя с собственным эквалайзером (также Treble / Bass), выход на наушники и стереовыход RCA для коммутации с внешними микшерными пультами или системами звукоусиления. Развитием данной модели является M101 USB, оснащенный разъемом USB, что позволяет сопрягать его с компьютером и использовать последний как источник музыкальных сигналов или, напротив, как систему звукозаписи для ваших собственных DJ-сетов.
Numark M3 — это микшер для настоящего творческого диджея, решающегося на смелые звуковые эксперименты. Дело в том, что базовая комплектация модели M101 расширена здесь трёхполосным эквалайзером (Treble / Mid / Bass) и системой регулировки крутизны кроссфейдера. А возможность экспериментов заключается в использовании системы поканального отключения любого из трёх диапазонов эквалайзера переключателями «Kill» на верхней панели микшера и применением также поканального эффекта «Transform», включаемого одной кнопкой. А микшер Numark M6USB — это уже серьёзный шаг в деле становления профессионального диджея, знаменующий переход к четырёхканальному микшированию. Каналы 1 и 2 работают с линейными и фоно-входами, канал 3 — с линейным входом и входом по USB, канал 4 — с линейным входом и входом второго микрофона 1/4" специально для работы с голосом в миксах. Основной микрофонный вход на верхней панели микшера — XLR, линейные выходы — также XLR. Имеются отдельные линейные выходы (RCA) для мониторинга и записи DJ-сетов помимо функции записи через USB-порт. Эквалайзер — трёхполосный (Treble / Mid / Bass); также имеется кроссфейдер с возможностью настройки огибающей и назначением любого из 4 каналов на любую сторону кроссфейдера.
Современные диджеи широко используют в своей сценической работе и оборудование, первоначально ориентированное на совместное использование с клавишными инструментами и рабочими станциями. Такова, например, серия контроллеров Novation LaunchPad, особой популярностью среди моделей которой пользуется Launchpad Pro. Как во многих аналогичных контроллерах, управление осуществляется при помощи пэдов с RGB-подсветкой. Причем в данной модели пэды, прямо как активная клавиатура, чувствительны и к скорости, и к силе нажатия — это дает диджею практически безграничные возможности в рамках используемого ПО, популярного Ableton Live. Контроллер может работать также в одной связке с компьютерами на платформах Mac, Windows и Linux, а также с Apple iPad. В свою очередь, 16 дополнительных клавиш обеспечивают быстрый доступ к управлению микшером и воспроизведению, плюс здесь реализованы четыре моментальных режима работы с ПО Ableton Live. Эти режимы таковы: «Session Mode» (быстрый запуск и комбинирование треков), «Note Mode» (создание битов и игра на пэдах, как на живом инструменте), «Device Mode» (управление эффектами в проекте) и «User Mode» (создание уникальных пользовательских режимов). А разъемы MIDI обеспечивает возможность прямого подключения к синтезаторам и игру в режиме «Note Mode».
Совершенно фантастически расширяет творческие возможности диджея совмещённый процессор эффектов и сэмплер Korg Kaoss Pad KP3+, созданный на базе уже классической модели KP3. Здесь для управления 150 эффектами, из которых 42 разработаны специально для данной модели, используется тачпэд. Среди упоминавшихся новых эффектов — Vinyl Break для имитации винилового проигрывателя (обычный Mod.1 Vinyl Break, Mod.2 Break Reverb с реверберацией, LoP.2 Break Looper и LoP.8 Loop Breaker, комбинирующие эффект винила с зацикливанием); Ducking Compressor, углубляющий грув бас-барабана плюс эффект Rev.1 Pump Reverb, позволяющий изменять реверберацию синхронно с темпом; обновлённый и расширенный эффект Looper для работы с ритмическими петлями и набор эффектов для современного диджеинга, позволяющие работать с обработками звука — реверберацией, резонированием и эквализацией. Эффекты можно оперативно записывать в 8 ячеек памяти и выбирать их уже оттуда. Естественно, что пэд снабжен яркой светодиодной подсветкой, дающей возможность работать даже на самых тёмных сценах. Возможно производить запись пользовательских сэмплов на карты памяти SD или SDHC.
И, наконец, одна из самых интересных и продвинутых DJ-новинок последнего времени — контроллер Pioneer DDJ-WeGO3, доступный также в белой и красной расцветках. Он замечателен сочетанием современной сетевой продвинутости и иллюзии работы с настоящим скретчем, точно таким же по звучанию, как на классических виниловых DJ-вертушках. Диджей отныне не стеснен набором треков для микширования из собственного архива — контроллер позволяет работать с миллионами треков, размещенными на интернет-сервисах Spotify и iTunes. DDJ-WeGO3 связывается с библиотеками сервисов посредством i-устройств (iPhone, iPod Touch или iPad), и при работе одновременно заряжает их батареи. С этим контроллером ваши ремиксы могут стать столь же вечными, как и исходные треки для них.