5 СПОСОБОВ ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ ИМПРОВИЗАЦИИ

5 СПОСОБОВ ПЕРЕСТАТЬ БОЯТЬСЯ ИМПРОВИЗАЦИИ

Да тех, кто не знает, мужчина, изображенный выше на картинке – это не кто иной, как Орнетт Коулман. Колуман был пионером феномена фри-джаза, который завоевывал популярность в 50-60-х годах прошлого столетия. Фри-джаз, при всей своей «свободе» - не такой уж и легкий для прослушивания жанр, поэтому неудивительно, почему он вызвал такую бурю негодования среди простых слушателей. И все дело было в страхе – люди боятся того, чего они не знают, боятся непредсказуемого. Импровизация – это воплощение непредсказуемости в музыке, но вам, музыкантам, бояться этого не стоит.

Незнакомое представляется нам чем-то холодным, далеким и темным, и нам страшно, даже если мы головой осознаем, что именно там хранятся новые идеи, ожидающие того, что к ним кто-то придет. Некоторые боятся брать на себя риски и предпочитают оставаться в тепле знакомых идей и приемов. Они пользуются тем, что уже было открыто и исследовано, тем самым защищая себя от провала, но и не давая двигаться вперед. Звучит ужасно скучно, не правда ли? Так как же отбросить свои страхи и смело двинуться в исследования нового? Для начала, перестать бояться импровизации. И вот пять способов справиться с этой проблемой.

1. СОСТАВЬТЕ «ПЛАН АТАКИ»

Лучшие импровизаторы всех времен бросались в бездну музыкальных приключений, казалось бы, не прикладывая никаких усилий и с особой храбростью. Но забавно то, что именно они зачастую были наиболее натренированными и образованными. Импровизация не означает полный отказ от правил. Даже у самых крутых фри-джаз исполнителей было что-то вроде плана. Есть огромная разница между бессмысленным шумом и вдумчивой импровизацией, и именно план – это то, что поможет вам правильно импровизировать.

Если вы новичок в этом деле, то стоит спросить себя «Чего я хочу добиться в этих поисках? Делаю ли я это, чтобы ухватить новые идеи? Должен ли я рассказать какую-то историю с помощью музыки? Хочу ли я, чтобы каждый раз этот поиск заканчивался каким-то определенным образом?». Казалось бы, это очень абстрактные вопросы, однако как только вы начинаете искать ответы на них, вы приходите к совершенно определенным результатом. Сколько бы их не накопилось, обязательно записывайте их и ищите ответы.

Очень важно иметь конкретные цели – они не нарушают природу импровизации, а лишь питают ее. Если вас не беспокоит вопрос о том, чем закончится очередной музыкальный поиск, то, скорее всего, вы обнаружите себя там же, где и были до этого.

2. УЧИТЕСЬ ДОВЕРЯТЬ СВОИМ ИНСТИНКТАМ

В то время как план действительно помогает утихомирить беспокойство, старайтесь не переусердствовать с ним. В определенный момент вам понадобятся ваши инстинкты. Как бы вы тщательно не планировали свои движения, всегда найдутся подводные камни.

Исследования показывают, что бессознательное мышление (такое, как инстинкты) очень часто приводит к позитивным результатам. Даже если у вас не получается задуманное, всегда можно очутиться там, где вы не очутились бы, не допустив ошибку. Один из самых главных аспектов любой творческой деятельности – это то, что мы, на самом деле, никогда не можем знать наверняка, как закончится то или иное начинание. Если вы научитесь доверять инстинктам, то, по крайней мере, сможете быть уверены в том, что будете приходить к чему-то интересному каждый раз, когда беретесь импровизировать.

3. ГЕНЕРИРУЙТЕ ИДЕИ БЕЗОЦЕНОЧНО

Весь смысл творчества – в том, чтобы открывать/создавать что-то новое. И импровизация – лучший инструмент в этом деле. Но если вы не получите так уж много идей, если будете душить их на корню. Не стоит быть очень придирчивыми, когда идет процесс генерации идей. Хорошие они или плохие, идеи – это идеи. Старайтесь позволять себе заполучить настолько много, насколько это возможно.

Посмотрите на ситуацию математически. Если у вас в общей сложности всего две идеи, то вероятность того, что одна из них будет хорошей, гораздо меньше чем, если бы вы выбирали из тысячи. Старайтесь не критиковать свои замыслы. Просто «выплевывайте» их, записывайте на бумагу и диктофон. Вполне возможно, та идея, которая вам показалась плохой, будет сокровищем для кого-то другого, кто будет знать, что с ней сделать. Импровизация – это хорошая вещь для команды людей – никогда не знаешь, что другой сможет сделать с твоим отброшенным в сторону замыслом.

4. ПОЛУЧАЙТЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Помните, это музыка. И это должно быть хотя бы иногда ВЕСЕЛО! Одна из цитат Вуди Аллена: «Талант – это большое везение, но что действительно имеет значение – так это кураж». Если при импровизации вы настраиваетесь на развлечение, получение удовольствия (а не только тяжелые испытания), то это позволит вашему разуму оставаться открытым к новому. А также это поможет научиться отделять хорошие идеи от плохих.

Например, вы записываете на диктофон какой-то кусок импровизации, а затем переслушиваете результат. Это может пойти двумя путями: если вы опасаетесь процесса, то едва ли сможете слушать внимательно, активно, вам будет хотеться поскорее закончить это. Если же вы развлекаетесь, слушая свои эксперименты, то, скорее всего, получите приятный опыт, спокойно прослушаете музыку, выделите хорошие идеи и найдете способ исправить недоработки. 

5. НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ПОПЫТКИ, ЕСЛИ У ВАС НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ

Если вы только начинаете импровизировать, то у вас может очень долго ничего не получаться. Когда речь заходит об этом процессе, стоит забыть о такой вещи, как перфекционизм – оставьте его для подготовки к концертам и сессиям записи. Всегда будут хорошие дни и плохие дни. У вас может быть плохой день, плохая неделя, месяц или даже год для музыки – это случается. Почитайте истории разных музыкантов, которые прерывали свою деятельность на несколько лет. Это время иногда нужно. Главное – это не сдаваться.

Импровизация – это мастерство, и его нужно оттачивать так же, как и все остальное. Старайтесь играть с теми, кто умеет больше, чем вы. Вне зависимости от того, приносят какие-то плоды, связанные с популярностью, ваши попытки или нет, неудачи – это не повод их оставлять. Сознательные поиски и погружение в неизвестность рано или поздно приведут к какому-то ощутимому результату.

Предыдущая Следующая