5 “СТРАННО” ЗАПИСАННЫХ АЛЬБОМОВ, КОТОРЫЕ ДО СИХ ПОР ЗВУЧАТ КРУТО

5 “СТРАННО” ЗАПИСАННЫХ АЛЬБОМОВ, КОТОРЫЕ ДО СИХ ПОР ЗВУЧАТ КРУТО

Большинство людей, занимающихся звукозаписью, скажет вам, что есть правильные и неправильные способы записывать музыку. И если вы собираетесь в студию, то вам нужно посвятить кое-какое время тому, чтобы научиться делать все правильно.

Однако далеко не каждый хороший альбом был записан при помощи “правильных” методов. По сути, множество великих альбомов создавались так, что любой опытный аудиофил схватился бы за голову, находясь рядом с музыкантами в студии. Вот несколько альбомов, в записи которых неправильные методы использовались для того, чтобы получились правильные звуки.

1. “LOVELESS” - MY BLOODY VALENTINE

Альбом “Loveless” My Bloody Valentine 1981 года вошел в историю как запись, определяющая звучание шугейза. Сам выпуск альбома стоял под большим вопросом: группа провела два года, работая над альбомом, и чуть было не разорила собственный рекорд-лейбл. На протяжении всего этого времени лидер группы Кевин Шилдс беспрестанно экспериментировал с разными техниками записи и локациями, таская за собой группу между 19 разными студиями и меняя звукоинженеров одного за одним.

Для того, чтобы добиться “сновидческого” вокала, который стал фирменным для MBV, Шилдс зачастую поднимал вокалистку Билинду Бутчер очень рано утром и вел ее прямиком в комнату для записи вокала. Он вешал занавески на окна комнаты, чтобы у нее не было возможности коммуницировать ни с инженерами, ни вообще с окружающим миром.

Зачастую Бутчер понятия не имела, что ей придется петь. Все, что ей надо было делать - это проходиться по вокальному треку, записанному для нее заранее Шилдсом без каких-либо объяснений, и в случае, если что-то было непонятно, никакой помощи от него она не получала. Спустя годы она признавалась, что совершенно не понимала, что именно она поет в некоторых песнях, однако сегодня ее партии невозможно перепутать с чем-то другим.

2. “REMAIN IN LIGHT” - TALKING HEADS

Более, чем кто-то либо другой, Брайан Ино был успешен в том, что стирал границы между звукоинженерингом и самой музыкой. Его философия состояла в том, что студия должна использоваться не только для запечатления звуков, а как самостоятельный инструмент.

Этот метод хорошо проиллюстрирован процессом записи альбома “Remain in Light” Talking Heads. Во время работы над “Once in a Lifetime”, Ино заставлял музыкантов записывать их собственные партии поверх их же партий, а чтобы было еще интереснее, он не позволял им слушать то, что записывали другие участники группы.

Также он экспериментировал, давая всем играть, начиная с разного счета, и все музыканты расставляли акценты в совершенно разных местах. Однако все партии в итоге звучали очень слаженно.

3. “MARK HOLLIS” - MARK HOLLIS

Как вокалист Talk Talk, Марк Холлис уже очень хорошо разбирался в том, как нужно использовать экспериментальные техники. Последние два альбома группы “Spirit of Eden” и “Laughing Stock” были собраны воедино из часов импровизаций и звуковых экспериментов.

Для его первого и единственного сольного альбома, вышедшего в 1998 году, Холлис хотел создать ощущение винтажной джазовой записи. Большинство альбомов Talk Talk были записаны с использованием лишь одного микрофона, поставленного в комнате, где все участники располагались вокруг на оптимальном расстоянии в зависимости от инструментов, на которых они играли.

Для этого альбома он хотел использовать тот же метод, однако на этот раз он взял стерепару вместо одного моно-микрофона. Он и продюсер Фил Браун расположили всех музыкантов вокруг стереопары, но вместо того, чтобы записать всех разом живьем, они отметили, где располагался каждый из музыкантов, и записали их по отдельности. Как результат - удивительно связный звук, который был собран из довольно большого количества наложений.

4. “THRILLER” - MICHAEL JACKSON

Когда Джексон записывал “Thriller” в начале 1980-х, уже существовало огромное количество эффектов, которые можно было использовать для вокала. Однако продюсер Брюс Сведен считал, что все они не подходят для этой записи.

Сведен был одним из тех, кто доводил все предела и не соглашался заканчивать работу, если звук не казался ему идеальным. По некоторым сведениям он сделал 91 уникальный микс “Billy Jean” прежде чем появилась финальная версия песни. Когда Сведену понадобилось эхо на строчке “don’t think twice” - такое, как если бы голос доносился откуда-то издалека, он не стал возиться с фильтрами и ревербом. Вместо этого Майкл Джексон спел через полутораметровую картонную трубу. По всей видимости, метод сработал - именно этот тейк попал в финальную версию “Billy Jean”.

5. “SMILE” - BRIAN WILSON/THE BEACH BOYS

Если вспоминать все необычное, происходившее в студиях за всю историю звукозаписи, то имя Брайна Уилсона всегда будет в топах - его можно назвать королем изобретательности. И если многие изобретали какие-то небольшие хитрости, то Уилсон пользовался “широкими мазками”.

Во время записи песни “Fire” для его позабытого шедевра “Smile”, Уилсон хотел, чтобы музыканты по-настоящему почувствовали, что же это такое - быть в огне. Он хотел, чтобы песня была хаотичной и лихорадочной, чтобы она давала ощущение того, что здание, в котором все находится, горит. Чтобы воплотить идею в жизнь, он поджег мусорной ведро в студии и раздал всем шлемы на время записи. Конечно, пожарная службы не очень обрадовалась выходке Уилсона, но согласитесь, музыкант был действительно верен своим идеям!

Эти примеры приведены вовсе не затем, чтобы показать, будто изучение правильных способов записи - это плохая идея. Однако если у вас есть веская причина отклониться от курса, то неправильные методы могут привести к великолепным результатам. Как гласит старая поговорка - нужно сначала выучить правила, чтобы позже их нарушать. Учите правила, нарушайте их, и в один прекрасный момент увидите, насколько удивительные вещи можно получить, следуя “неправильным” путем.

Предыдущая Следующая