В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ЗВУКА: ГИТАРА И ЕЁ НОВЫЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛИ

В ПОИСКАХ ИДЕАЛЬНОГО ЗВУКА: ГИТАРА И ЕЁ НОВЫЕ ЗВУКОСНИМАТЕЛИ

В жизни почти каждого гитариста рано или поздно наступает тот момент, когда музыкальный инструмент оказывается освоен в полном объеме наличествующего мастерства, комбинация обработок в пределах досягаемости выбрана, усилитель — тоже, и свой звук вроде бы найден. И здесь может случиться, что этого звука вам покажется мало, а то вы и вовсе разочаруетесь в нём с течением времени. Но своя собственная гитара — она на то и собственная, чтобы экспериментировать с ней: начаться всё может с замены струн на другой калибр, ну а продолжение зависит только от ваших идей, желаний и, скажем так, технической наглости. Замена звукоснимателей в ряду усовершенствований электрогитары стоит на почётном первом месте — тем более в нашей стране.

Повторимся, замена звукоснимателей на гитаре — это почти что наш национальный спорт с тех времен, когда нормальный, «фирменный» инструмент стоил как автомобиль. В то же время гитары производства социалистических Чехословакии и ГДР — Jolana (копия Gibson Les Paul) и Musima Lead Star (копия Fender Stratocaster) соответственно, будучи не самыми плохими инструментами с точки зрения конструкции корпуса и грифа, отличались на диво вялыми по звучанию звукоснимателями. Отсюда — не самые безуспешные попытки наматывать собственные звукосниматели (и синглы, и хамбакеры), и дошедшие до наших времён реалистические легенды о «магните из куска напильника».

Конечно, в наше время нет надобности самому мотать катушку звукоснимателя (хотя чего только не бывает), однако прежде чем принять окончательное решение о полной или частичной замене звукоснимателей на вашей гитаре, нужно подумать дважды. Ведь получить изменение звучания инструмента можно получить и более простым способом, а именно, как уже говорилось, заменой струн, и изменением регулировок на обработках и усилителе, либо пробой гитары на других усилителях и обработках. Смена усилителя — тоже решение… Короче говоря, смена звукоснимателей должна производиться только тогда, когда вы абсолютно уверены в этом. Нужно помнить и о том, что замена звукоснимателей на бюджетных моделях гитар может оказаться совсем неоправданной — в первую очередь звучание инструмента определяется материалом его корпуса. Бюджетный звукосниматель способен замаскировать не самое лучшее звучание конкретной древесины, а топовая модель звукоснимателя, напротив, подчеркнет его. Возможно, в этом случае лучше менять не звукосниматели, а сам инструмент. Есть мнение, что на бюджетные гитары имеет смысл устанавливать активные звукосниматели (EMG, Bartolini или Seymour Duncan) — тогда звук будет гораздо меньше зависеть от материала корпуса инструмента.

Поскольку львиная доля замен звукоснимателей является следствием попыток создать гитару типа Supercaster своими руками, то разумно начинать именно с описания подобного процесса. Ведь мало кто из начинающих гитаристов не задавался вопросом «а как звучит Stratocaster с одним или несколькими хамбакерами?» Для обозначения таких гитар еще в начале 80-х было придумано название Supercaster, и подобные модели, как стандартные, так и именные, выпускаются серийно. Главным ходом здесь является замена бриджевого сингла на полноценный хамбакер (как в серии гитар Stratocaster HSS или в винтажных моделях Fender Prodigy / Prodigy II), однако существуют и инструменты с набором из трёх мини-хамбакеров — например, именная модель гитариста группы Iron Maiden Дэйва Мюррея (Dave Murray) Fender Dave Murray Stratocaster RW. Но не всегда стоит бежать за новым инструментом — вы можете самостоятельно поменять звукосниматели-синглы на мини-хамбакеры, и получить характерное «пробивное» звучание и яркий кранч. Для превращения вашего Stratocaster в Supercaster безусловно рекомендуются звукосниматели Seymour Duncan Cool Rails и Seymour Duncan Hot Rails или подобные им.

А вот обратный процесс, то есть замену хамбакеров на звукосниматели-синглы рекомендуется производить не их брутальной механической заменой а, так сказать, аппаратно. Не нужно лишний раз объяснять, что габариты сингла сильно отличаются о таковых у хамбакера, и гитара типа Les Paul потребует маскировки стандартных установочных мест звукоснимателей накладками. Поэтому куда проще реализовать режим отсечки (Cutoff) одной из двух катушек хамбакера и тем самым превратить его в сингл — или, как будет видно ниже, в «полтора сингла». У звукоснимателя в данном случае должно быть три или четыре выхода; необходимо также запастись двухпозиционным переключателем или логарифмическим потенциометром. Выходы перепаиваются таким образом: в одном положении сигнал снимается штатно, с обеих обмоток, а во втором — только с одной. Использование потенциометра позволит осуществить режим «полтора сингла» — сигнал со второй обмотки будет подмешиваться к сигналу с первой. Логарифмический потенциометр рекомендуется в данном случае просто потому, что при использовании линейного потенциометра смешанный сигнал не будет столь ярко выраженным.

Можно также переподключить обмотки хамбакера параллельно — в стандартной конфигурации они подключены последовательно. При таком переподключении выходной сигнал уменьшится и поднимется его высокочастотный диапазон. Для подобной перекоммутации нужно поменять местами выходы у одной из обмоток, а для сохранения режима нормального хамбакера необходим переключатель On/On. Если режим нормального хамбакера вам покажется лишним, можно просто жестко перепаять выходы звукоснимателя.


Возможно переподключение двух хамбакеров в режим «фаза / противофаза», то есть изменение полярности одного полного звукоснимателя по отношению к другому. Применимо для тех звукоснимателей, у которых провод «земля» отдельный. Для реализации режима «противофаза» нужно поменять местами вход и выход хамбакера («North» и «South») — причем опять же можно перепаять схему жёстко, а можно поставить переключатель On/On для сохранения нормального режима («фаза»). Понятно, что режим «противофаза» будет работать только при подключении обоих хамбакеров, но результат стоит того — резко улучшается звучание в ВЧ-диапазоне, хотя уровень выходного сигнала опять же падает.

Можно собрать и целую батарею синглов и мини-хамбакеров и превратить свой Les Paul в сверхуниверсальный инстумент. Комбинации понятны и очевидны — до четырёх мини-хамбакеров включительно. Соответственно можно будет поставить и обычные переключатели (On/Off) на каждую обмотку до переключателя датчиков — подобная переделка способна превратить гитару в тот самый «инструмент мечты», на котором теоретически можно играть всё. Нужно только учесть, что мини-хамбакер звучит несколько иначе, чем стандартный хамбакер, но для кого-то возможности такой комбинации перевешивают традиционный звук.

Последней же опцией в деле замены звукоснимателей является замена их магнитов — поэтому можете попробовать их разные комбинации при различных мощностях магнитов в разных звукоснимателях гитары: сплавы Alnico 2, Alnico 5, неодим и керамические магниты. Эти и прочие вышеописанные малые инженерные решения способны изменить звук гитары в интересном направлении с весьма малым уроном для корпуса инструмента.

Продолжаете искать свой звук? Тогда вас точно заинтересуют другие статьи из нашей рубрики «В поисках идеального звука»:

Предыдущая Следующая