Мы немного опоздали к Хэллоуину с подобным заголовком статьи, где могли бы развить тему ночных пожирателей гитарных комбиков или нашествия зомби на гаражный концерт. Поэтому придется говорить о серьезных страхах, которые преследуют музыкантов (да и всех остальных творческих людей). Что это за страхи и как с ними бороться?
1. МЫ БОИМСЯ ПРОВАЛА
Неважно, насколько мы умны или успешны, мы ужасно боимся провала. Нас мучат кошмары о том, что на презентацию альбома никто не придет. Мы в ужасе представляем себе, что новый сингл никто не заметит. Мы боимся, что на крутой студии звукозаписи нас все засмеют. Страхи можно перечислять бесконечно, и они вполне объяснимы. Опасность подобных страхов состоит в том, что у них есть сила загнать нас в уютный уголок, где мы начнем делать то, что до нас сделали сотни других музыкантов. В то время как поиск собственного звучания – это опасное и полное неожиданностей (и провалов) приключение.
Что делать?
- Принять тот факт, что неудачи – неизбежная часть роста;
- Постоянно пробовать новые идеи и осознавать, что любая из них может потерпеть неудачу;
- Учиться на ошибках, тщательно разбирая каждую из них.
2. ВМЕСТЕ С ТЕМ МЫ БОИМСЯ И УСПЕХА
Это может звучать противоречиво, и нормальной реакцией почти каждого будет ответить «Ну уж нет, успеха я не боюсь». А если посмотреть глубже, то… что такое успех? Это перемены. А перемен боится 99,99999% населения Земли. Большинству страшно выходить за пределы зоны комфорта. А переломный момент между обычной жизнью и успехом – это очень серьезная перемена. «Что, если кто-то украдет мои идеи?», «Что, если у меня не останется времени заниматься, собственно, музыкой?», «Как мне устанавливать цену на собственное искусство?», «Что такое – проводить по полгода вдали от дома?» - эти и еще множество вопросов возникают в нашей голове, когда мы думаем о прозаической части успеха.
Что делать?
- Понять, что именно является успехом конкретно для вас;
- Подготовить себя к переломному моменту, чтобы он не пришел внезапно;
- Перестать стесняться своего желания завоевать мир и начать думать об этом, как о нормальном явлении, а не о чем-то заоблачном.
3. МЫ БОИМСЯ ТЯЖЕЛОЙ РАБОТЫ
Да, в музыке у нас нет босса, который бы говорил, что нам надевать. Нам не нужно посылать проект десятку людей, ожидая его утверждения. У нас нет особого дресс-кода, который мы должны соблюдать. Однако все это не означает, что жизнь музыканта гораздо легче. Само сочинение как иногда происходит в течение пяти минут, заканчиваясь чем-то гениальным, так и протекает в тяжелых муках. Но помимо непосредственного сочинения музыки мы должны делать еще огромное количество работы по организации концертов, продвижению и т.д.
Что делать?
- Читать истории других музыкантов и изучать пути, которыми они пришли туда, где они есть – никому успех не доставался легким путем;
- Создавать что-то каждый день, неважно в каком настроении вы пребываете;
- Сделать расписание работы, как если бы это был простой список дневных дел.
4. МЫ БОИМСЯ ПРОСИТЬ О ПОМОЩИ
Нам всем постоянно твердят, что нужно все делать самому. И это глобальная ложь, в которую все радостно поверили. Жизнь гения – это жизнь одиночки. Творчество – это долгий путь самурая, а вдохновение снисходит как гром средь бела дня… Да-да, конечно.
Правда состоит в том, что любое творчество не предполагает изоляции. Даже если мы слышим эти поэтичные истории об отшельниках-художниках, живущих в лесу, это не значит, что они делают в изоляции абсолютно всё. Разумеется, никто за нас не сочинит мелодию и не запишет альбом. Но за всем остальным нужно обращаться к знающим людям. Если поблизости есть кто-то, кто лучше соображает в пиаре или знает арт-директора клуба, в котором очень хочется выступить – то зачем тратить собственное время, если для кого-то помощь займет лишь десять минут?
Что делать?
- Перестать верить в миф об одиноком гении;
- Поверить в том, что многим людям действительно приятно помогать другим. И уж особенно, если они хорошо относятся к вам;
- Предлагать помощь тем, кто в ней нуждается – тогда будет гораздо легче ее просить и принимать.
5. МЫ БОИМСЯ ПРОСИТЬ ОПЛАТЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДА
«Ой, ну я даже не знаю…» - классический ответ дебютанта на вопрос о деньгах. Как часто нам задают вопрос «Сколько?». Может быть, далеко не каждый день, но, тем не менее, мы с этим сталкиваемся. В данный момент особенно трудно соображать в таких вопросах, потому что цена на искусство – очень размытое понятия, и нет никаких градаций, с помощью которых ее можно вычислять. Тем не менее, важно понимать, что мы тратим огромное количество времени и сил на создание своей музыки. И если мы уже наигрались бесплатных концертов во имя продвижения, то необходимо срочно продумывать ценовую политику.
Что делать?
- Приучить себя к мысли, что деньги – это не зло, а всего лишь средство, которое поддерживает нормальное состояние тела и позволяет делать больше музыки;
- Расспрашивать более статусный знакомых музыкантов о том, как они начали зарабатывать деньги музыкой;
- Устраивать краудфандинг-кампании для записи альбома или съемки клипа.