50 ЛЕТ РОКА - ЭТО СЕРЬЁЗНО!
Рок-группа, просто существующая в течение полувека, всегда обращает на себя внимание одним этим фактом. Но одно дело – это коллективы, по сей день существующие тихо, и другое – группы, важные для музыкального процесса и во всём мире и, что особенно важно для нас, в России. В 2018 году таких юбиляров с полувековым активным стажем, пусть иногда и с перерывами, аж целых пять набирается: Deep Purple, Yes, King Crimson, Nazareth и Kraftwerk.
Ничего странного именно в таком порядке следования в списке этих известных каждому серьёзному меломану и музыканту групп нет – они выстроены здесь хронологически, в порядке своих «дней рождения»: март, 10 июня, 30 ноября, декабрь и, в случае с Kraftwerk, формально 1968 год вообще. Причём первые три группы-долгожителя при всей своей непохожести формально относятся к второй волне британского психоделического рока 1968–1971 годов.
История безгранично любимых в России Deep Purple началась с идеи инвестиций в сильно модную и ещё несуществующую группу с непостоянным (!) составом – «проект», как выразились бы сейчас. Тем не менее, после заигрываний с именами вроде Concrete God и Roundabout группа обретает название и первый стабильный состав – но, увы, без внятного музыкального направления в своём авторском творчестве. Лидером группы на тот момент стал клавишник Джон Лорд (Jon Lord), разрывавшийся между подлинным интересом к классической музыке и ритм-энд-блюзу и желанием играть нечто психоделичное и модное в духе первопроходцев «органного рока» (и хэви-рока вообще), американцев Vanilla Fudge. Прочие же музыканты ориентиров, помимо родного британского биг-бита да американской «бренчальной» поп-психоделии на тот момент вообще не имели, и потому первые три альбома Deep Purple (1968–1969) по нынешним временам могут вызвать оторопь даже у тех, кто привык к классическому творчеству группы. Собственная же классика стартовала у группы, как известно, только с альбомом “In Rock” и синглом “Black Night” (оба – 1970), а уж после выхода в свет альбома “Machine Head” и концертника “Made In Japan” (оба – 1972) Deep Purple окончательно воцарились на Олимпе рок-музыки. Перемены в составе и даже уходы из него гитариста Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore) на статус группы не повлияли никак – да и возможно ли это, если по поводу “Made In Japan” британский рок-еженедельник “KERRANG!” еще в середине 90-х сообщал буквально следующее: «Отдельные моменты этого альбома так и остались непревзойдёнными в истории рок-музыки». Впрочем, ровно то же самое можно сказать и в адрес ряда студийных работ состава… Невзирая на возраст музыкантов, легенда жива и активна, а буквально на днях нынешний гитарист Deep Purple Стив Морз (Steve Morse) сообщил прессе, что следующий альбом группы «неизбежен». Ждём неизбежного и помним о том, что для России Deep Purple стал символом хард-рока благодаря синтезу европейской музыкальной традиции, понятной песенной формы и мастерства инструменталистов.
Группа Yes, существующая ныне в двух обличьях – собственно Yes и Yes featuring Anderson / Rabin / Wakeman – вообще возникла из желания музыкантов играть качественный с музыкальной точки зрения поп-рок. Но в июне 1968-го музыкальные границы между стилями были ещё столь расплывчаты, что музыканты и не заметили своего переезда в галактику новомодного на тот момент прогрессивного рока, полностью завершившегося с мировым успехом четвёртого альбома Yes “Fragile” (1971). Следующий альбом “Close To The Edge” (1972) стал глобальным мегаселлером и оказался одной из тех работ, что определила само понятие «прогрессивный рок» вплоть до наших времён.
Хотя музыка Yes всегда была непроста, это не мешало популярности группы за океаном: по итогам 70-х Yes стал третьим коллективом по выручке за продажу концертных билетов в США (после соотечественников Led Zeppelin и Jethro Tull), а еще в июне 1976 года группа выступила в Филадельфии на стадионе Джона Ф. Кеннеди (том самом, где в 1985-м пройдет глобальный благотворительный концерт “Live Aid”) перед более чем 100 000 слушателей! Перемены в составе, постоянно терзавшие Yes и даже отсутствие группы на сцене в 1981–1982 годах и некоторые стилистические шатания также в первой половине 80-х также никогда не мешали успеху. И даже нынешний раскол группы на два полноценных состава (см. выше) никакой сенсацией и скандалом не стал, а последние концертные альбомы этих «полугрупп», как и собственно их концертные туры по Америке, пользуются серьёзным успехом.
Но если Yes всегда исполняли прогрессивный рок для больших масс слушателей и ещё больших арен, то уделом их соотечественников King Crimson был камерный арт-рок, построенный на затейливой игре лидера группы, гитариста Роберта Фриппа (Robert Fripp), его неординарных композиторских дарованиях и неподдельном интересе любого состава группы к современной музыкальной классике и авангарду. На этом полувековом пути музыканты King Crimson совершели немало открытий чудных – верояно, вам небезынтересно будет узнать, что индустриальный звук гитар был изобретён именно этими серьёзными молодыми людьми ещё на своём полноразмерном дебютном альбоме “In The Court Of The Crimson King” (1969), и окончательно доведён до ума на монументальном альбоме “Red” (1974). Неважно, что Роберт и его коллеги не были активны с 1975 по 1981 год – идей, сгенерированных King Crimson как до того, так и на протяжении последних 37 лет, по идее могло бы хватить не на один десяток рок-коллективов. Достаточно сказать, что эта группа определила понятие серьёзного гитарного рока для интеллектуалов в противоположность широкой публике, все её музыкальные эксперименты с течением времени обогатили мэйнстримовый рок-звук, а неповторимый стиль вызвал к жизни немало подражателей, так никогда и не поднявшихся до уровня самих King Crimson.
На этом фоне шотландские любимцы русской публики Nazareth всегда выглядели абсолютными простачками, тем более со своей смесью рок-н-ролла и хард-рокового пролетарского буги и неласковым вокалом ушедшего ныне на покой Дэна МакКафферти (Dan McCafferty). Но не будем забывать и о том, что вопреки всем слухам Nazareth были объективно популярны в 70-е даже в США – причём настолько, что группа ухтирилась стать образцом для подражания таких не последних стадионных групп 80-х групп, как Guns N'Roses и Britney Fox. Впрочем, вы и так наверняка слышали, что лидер Guns N'Roses Эксл Роуз (Axl W. Rose) на полном серьёзе приглашал Nazareth выступить на своей свадьбе! Но и сейчас ветераны не думают сдаваться: их новейший альбом и дебют в составе вокалиста Карла Сентэнса (Carl Sentance) “Tattoed On My Brain” поступил в продажу менее месяца назад. Несмотря на то, что в строю группы остался лишь один ветеран, бас-гитарист Пит Эгню (Pete Agnew), группа продемонстрировала на нём завидную творческую форму – поди скажи, что Nazareth существует уже полвека.
И последние в списке рок-ветеранов 2018-го – немецкие электронщики Kraftwerk, чей творческий путь, приведший коллектив к созданию той электронной музыки, которую мы знаем сейчас, начинался в 1968 году под флагом квартета Organization. Впрочем, уже тогда небанальный музыкальный материал этой группы создавался клавишниками Флорианом Шнайдером (Florian Schneider) и Ральфом Хютнером (Ralf Hütter), через два года ставшими идеологическим и творческим ядром Kraftwerk. А в 1974 году ничего не подозревавшему человечеству был явлен альбом “Autobahn”, ставший не только первым в истории электронным альбомом для музыкального мэйнстрим-рынка, но и одной из первых работ, обрисовавших грядущие контуры «новой волны» на всех уровнях, вплоть до визуального в смысле дизайна альбома. “Autobahn” звучит интересно и провокативно даже сейчас, и обязателен для каждого любознательного и ищущего музыканта – как, впрочем все вышеупомянутые альбомы, и не одни они, только что перечисленных здесь рок-ветеранов.
Всеволод Баронин