ОРУЖИЕ ПИРАТА РОК-Н-РОЛЛА. ЗВУК КИТА РИЧАРДСА

ОРУЖИЕ ПИРАТА РОК-Н-РОЛЛА. ЗВУК КИТА РИЧАРДСА

В наш век, когда рок-музыка уже не является культурным стержнем действительности даже у подрастающего поколения, крайне странно слышать о том, что есть такой рок-гитарист, которого на нашей планете знают все. Вот именно сейчас, в 2018 году, в котором ему 18 декабря исполняется 75 лет. А зовут его… вы уже догадались, как. Это – Кит Ричардс (Keith Richards), один из основателей и фактический музыкальный руководитель одной из двух старейших рок-групп мира с 1962 «годом рождения», а именно The Rolling Stones.

Не будет преувеличением сказать, что Кит ещё задолго до Джими Хендрикса (Jimi Hendrix, 1942–1970) превратил шестиструнный инструмент в оружие молодёжного рок-бунта. Логично: раз The Rolling Stones с самого начала своей карьеры считались опасной рок-группой и полной антитезой чистеньким и вокальноориентироованным The Beatles – то Кит и является опасным гитаристом. Ну а раз гитарист The Rolling Stones такой опасный – то и все настоящие рок-гитаристы такими должны быть! А имидж гитариста с электрогитарой наперевес в художественной рванине и перстнях – его тоже Кит придумал. Но для нас главное, что именно стараниями этого музыканта электрогитара уже к середине 60-х стала предметом культа не меньше, чем рок-н-ролл как понятие. У Кита слово не расходится с делом – в его собственной коллекции около 3 000 гитар, и по поводу любого очередного инструмента он говорит следующее: «Дайте мне пять минут, и любая гитара будет звучать как проверенная временем гитара Кита Ричардса». А раз так – то самое время вспомнить о том, как у Кита всё начиналось, продолжалось, и вообще о том, каково же его музыкальное оборудование.

Да, о гитарах музыканта The Rolling Stones не пишут подробных монографий, как об инструментах того же Джими Хендрикса. Однако проследить историю электрогитар Кита удается до января 1963 года, когда в его руках оказалась гитара Harmony Meteor H70 1960 или 1961 расцветки санбёрст производства прекратившего своё существование в 1975 году заслуженного бренда The Harmony Company. Выбор этой гитары с полым кленовым корпусом с еловым верхом и привинченным кленовым грифом предопределили её громкий звук в подключённой конфигурации – на гитаре было установлено два звукоснимателя DeArmond Golden Tone. Затем, как минимум до осени 1964 года, Harmony Meteor использовалась как запасная гитара. Основной гитарой к тому моменту был первый легендарный инструмент Кита – Epiphone Casino 1962. Эта гитара была приобретена им перед началом первого в истории американского турне группы, начавшегося 1 июня 1964 года. Инструмент с кленовым корпусом был выпущен на старой фабрике бренда Gibson в г. Каламазу (шт. Мичиган) и был оснащён двумя звукоснимателями Gibson P-90. На этой гитаре Кит записал в Чикаго большую часть партий второго альбома группы “12×5” (1964) – и, само собой, это был его основной инструмент в упомянутом турне. До декабря 1965 года гитара использовалась в студийной работе, а также как запасной сценический инструмент – а вот гитара, которую она страховала, стала своего рода иконой для поклонников The Rolling Stones.

Это была гитара Gibson Les Paul Standard 1959 с установленным тремоло Bigsby, известная у фэнов под собственным именем “Keith-Burst”, и купленная Китом в лондонском магазине Selmer’s не ранее начала августа 1964 года. С 1961 года гитара принадлежала Джону Боуэну (John Bowen) из группы Mike Dean & The Kinsmen, он и установил на инструмент тремоло. Уже в октябре Кит использовал её как основной инструмент во втором туре по США – судя по всему, у него тогда и было-то во владении всего две электрогитары. Именно на этом инструменте была записана 11 и 12 мая 1965 года большая часть партий к одному из главнейших рок-хитов всех времён и народов “(I Can’t Get No) Satisfaction” с применением фуз-обработки Gibson / Norlin Maestro FZ-1 Fuzz-Tone и усилителя Fender Dual Showman. Но летом 1966 года гитара уже оказалась в руках Эрика Клэптона (Eric Clapton), а через пару лет оказалась куплена тогдашним гитаристом The Bluesbreakers Миком Тэйлором (Mick Taylor). В результате, когда Мик в мае 1969 года стал вторым гитаристом The Rolling Stones, гитара снова вернулась в коллектив. Именно эта гитара стала причиной популяризации модели Gibson Les Paul Standard 1959 как инструмента настоящего рок-гитариста, а в настоящее время Les Paul именно этого года выпуска стоит просто астрономических денег. Еще один воистину исторический Gibson Кита из 60-х – чёрный Gibson Les Paul Custom 1957 или 1958 (фигурирующий под собственным именем “Black Beauty”) с тремя звукоснимателями, что по тем временам было преизрядным новаторством в формате рок-группы. Гитара использовалась и на сцене, и в студии с сентября 1966 и точно по август 1970 года. Однако даже эти Gibson Les Paul Custom не стали ультимативными инструментами Кита – поиск правильного звука продолжался.

Легенда гласит, что Fender Telecaster 1953 с корпусом цвета топлёного молока подарил Киту на 27-летие сам Эрик Клэптон. В 1972 году гитарист лично модернизировал инструмент, в частности заменив стандартные звукосниматели на хамбакер Gibson PAF (у грифа) и Fender Champion от стил-гитары (у бриджа). Нормальным образом звукосниматели включаются одновременно, и именно такая комбинация обеспечила настырный и узнаваемый звук The Rolling Stones 70-х годов – но исторический инструмент, получивший у Кита имя собственное “Micawber” (по персонажу повести Чарльза Дикенса «Дэвид Копперфилд») до сих пор используется им во время концертов, в частности, во время исполнения таких хитов, как “Brown Sugar” и “Honky Tonk Women”. Не будет преувеличением сказать, что именно такое звучание Fender Telecaster стало стандартным для группы, и недаром у Кита есть модифицированная аналогичная гитара (только 1954 года выпуска) натурального цвета, известная под именем “Malcolm”. Результат известен – Fender Telecaster в нашу эпоху ассоциируется в основном именно с персоной Кита Ричардса, и, в свою очередь, парк гитар этой модели у музыканта практически не поддаётся учёту. Однако необходимо вспомнить хотя бы три из них – это модель 1967 года с собственным именем “Sonny” от раскраски санбёрст и аналогичной двум предыдущим инструментам модификацией электроники; Fender Telecaster Thinline, которым Кит активно пользовался с первой трети 70-х, и одну из самых любимых гитар музыканта – чёрный Fender Telecaster Custom 1975, приобрётенный Китом в США в год выпуска и исправно служивший ему как минимум до середины 80-х.

Ещё один фаворит Кита – гитара Gibson Les Paul Junior 1957, известная под названием “Dice” с которой он выходит на сцену примерно с 1979 года. Хотя музыкант много экспериментировал с инструментами этой модели ещё с начала 70-х, именно на этой гитаре на современных концертах группы исполняется старинный хит “Midnight Rambler”, а равно и пьесы, написанные The Rolling Stones примерно в последние 20 лет. Также в арсенале музыканта присутствуют очевидные для рокера старого поколения гитары Gibson ES-335 и ES-355 Mono, причём последняя из этих моделей известна не только как героиня многих рекламных фото с участием Кита – на ней до сих пор на концертах исполняется “(I Can’t Get No) Satisfaction”. Однако в большинстве случаев этот вовсе не винтажный инструмент 1959 года, а его более поздние реплики.

Акустические же гитары, которыми пользовался и пользуется Кит, исчислению и вовсе не поддаются, однако общеизвестно, что его любимой «акустикой» является модель Gibson Hummingbird, на которой исполнялись соответствующие партии в таких знаменитых песнях, как “Street Fighting Man” и “Jumpin’ Jack Flash”. Этот инструмент постоянно называется экспертами в числе важнейших гитар Кита, а на некоторых из них струны установлены «нэшвильским образом», то есть использованы шесть верхних струн из комплекта для 12-струнной гитары.

Обработки у Кита сведены к возможному минимуму – по словам музыканта, ему необходим прямой звук усилителей, а на концертах – ещё и возможность свободно перемещаться по сцене «и не думать ни о каких педалях». Единственной обработкой, накрепко связанной с именем Кита, оказалась уже упомянутый фуз Gibson / Norlin Maestro FZ-1 Fuzz-Tone (1962), произвёдший революцию в звуке рок-н-ролла в “(I Can’t Get No) Satisfaction”. На самом деле задачей группы было ввести в номер звучание духовой секции – масса специалистов отмечает, что в результате гитара Кита играет здесь партии «искажённого тромбона». Но для Кита данный опыт так и остался, по большому счёту, разовым. Правда, в последние годы гитарист использует для дополнительного разгона усилителей обычную обработку Ibanez TS-9 TubeScreamer, а также фейзер MXR M-107 Phase 100 – эффекты такого рода по душе Киту со времен записи альбома “Some Girls” (1978).

А коль скоро музыканту необходим качественный звук гитарного усилителя, то он предпочитает проверенные временем модели – так, классический Vox AC30 по прежнему остаётся, по мнению Кита, как и в 1963 году, «чертовски хорошим усилителем». То же относится и к винтажному и теперь уже чисто студийному усилителю Fender Champion (1957) с 8" динамиком, никогда не разгоняемому более чем на 4/10. На сегодняшний день ближайшим аналогом этой модели является Fender Champion 20, также оснащённый динамиком 8". Для сценической работы с 1969 года гитарист использует не самые типичные для стиля комбоусилители Ampeg VT-40 (60 Вт) и VT-22 (120 Вт). А ещё один весьма важный для Кита сценический усилитель – это Mesa Boogie Mark I A804, впервые задействованный в 1977 году, причём именно этот экземпляр в деревянном корпусе был собран лично Рэндаллом Смитом (Randall Smith) и впоследствии использовался артистом как на альбомах The Rolling Stones с 1978 года, так и на сольных работах. Если же мы углубимся в инженерную археологию, то среди фаворитов музыканта необходимо упомянуть Fender Dual Showman, бывший в 1964–1966 годах его основным усилителем; Hiwatt Custom 100, использовавшийся во время записи альбома “Let It Bleed” (1969) и транзисторный усилитель Triumph Silicon 100, впервые задействованный на записи альбома “Beggars Banquet” (1968). Хотите звучать как Кит Ричардс? Классические модели гитар и усилителей вам в помощь, ну а умения лучшего ритм-гитариста мира да будут наработаны вашими собственными руками.

Предыдущая Следующая