Помните тот первый раз, когда вы громко сказали вслух, что вы – музыкант (художник, etc.)? Осознавать свое призвание довольно волнительно, но одновременно это связано и с чувством страха. На волне эйфории можно с гордостью говорить или думать о себе, как о творческой единице, однако этому всегда сопутствует неуверенность, сомнения, чувство неизвестности и туманности будущего.
К сожалению, всегда случаются эти времена, когда мы, сами того не замечая, слишком долго остаемся в зоне своего комфорта (что, как нам известно, совершенно противоречит какому-либо движению). Побочный эффект такого положения – это сильное разочарование в себе и в том, что мы делаем. Оно может привести к созданию скучной, неинтересной музыки, которая не будет вдохновлять нас и наших поклонников.
Вот шесть рисков, на которые нужно идти в такие моменты, и которые, если и не приведут к желаемому результату, всегда раскачают вас и вытянут на новый уровень.
1. НАПИШИТЕ ПЕСНЮ, ДЛЯ ЗАПИСИ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ КОТОРОЙ ПОНАДОБИТСЯ ИНСТРУМЕНТ, НА КОТОРОМ ВЫ НЕ ИГРАЕТЕ
Представьте себе, что в последнее время вы слушаете много джаза. И вдруг понимаете, что ваша новая песня, над которой вы уже устали трудиться, нуждается в саксофоне! Вы приходите на репетицию и заявляете об этом вашим товарищам, и они встречают ваше предложение с полным недоумением. Ни вы, ни они ни разу в жизни не прикасались к духовым инструментам, да и вообще – вы не знаете никого в округе, кто бы умел хорошо играть на саксофоне. Повод ли это отказываться от этой идеи? Совсем нет. Если вы хорошо потрудитесь, поспрашиваете знакомых, поищете в интернете, то обязательно кого-то найдете. Запишите демо-трек, спросите потенциальных участников, какую музыку они любят и т.д. Когда вы найдете нужного человека и пригласите на репетицию, то 99% удивитесь, насколько по-новому зазвучит то, к чему вы уже очень привыкли.
Любые коллаборации всегда дают новое дыхание вашей музыке. Использование новых инструментов в песнях, которые изначально должны были быть записаны в рамках вашего устоявшегося звучания, всегда задает неожиданный поворот, расширяет вашу палитру и тренирует музыкальное воображение.
2. ПОДПИШИТЕСЬ НА ШОУ, КОТОРОЕ ВЫ НА САМОМ ДЕЛЕ ЕЩЕ НЕ ГОТОВЫ СЫГРАТЬ
Конечно, не нужно выходить на сцену через два дня после того, как вы собрали группу, и не очень опытные музыканты лишь начали притираться друг к другу. В остальном есть много ситуаций, когда вы думаете, что не готовы, а на самом деле, у вас есть время для подготовки. Например, у вас есть песни, но нет группы. И за несколько месяцев до события вам предлагают сыграть на разогреве у кого-то очень крутого. Несколько месяцев – это более чем достаточно. Вы можете собрать музыкантов специально под это событие, и, вполне возможно, кто-то из них (а может быть, и все) останутся с вами и после назначенного события.
Когда вы берете на себя риск сыграть концерт, к которому вы не готовы – будь то самое первое шоу, разогрев, или наоборот, где вам предлагается стать хэдлайнерами – всегда устанавливается дата, дедлайн, когда вы должны быть готовы. Как мы уже не раз упоминали, дедлайн – это мощнейший мотиватор. Если без него вы могли бы «ковыряться» с песнями полгода, то он заставит вас закончить их за три месяца – вы лучше фокусируетесь и направляете максимальное количество усилий на то, чтобы сделать все, как нужно.
3. НАЙДИТЕ НАСТАВНИКА И СПРОСИТЕ ЕГО МНЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ
Вы окружены своими друзьями, музыкантами, фанатами, семьей – у вас отличные со всеми отношения, вы слышите похвалу и иногда немного любительской критики. Что ж, это очень уютная среда, в которой комфортно и тепло, и из которой не хочется выбираться подобно тому, как неохота вылезать из теплой кровати морозным утром. Но на определенных этапах необходимо обращаться к менторам, посторонним людям, которые очень хорошо знают свое дело и не очень пекутся о том, «как бы вас не задеть». Эти менторы могут быть из совершенно разных областей. Если вы в состоянии найти контакт музыканта, которого очень уважаете и мнение которого вам бы очень хотелось услышать, делайте это без промедлений. Но не только музыканты могут быть вам полезны. Как насчет стилиста, который может составить какое-то мнение о вашем сценическом образе? Или СММ-гения, который может указать вам на ваши провалы в стратегии ведения соцсетей? Конечно, если у вас все идет неплохо, вы можете спокойно пребывать в иллюзии того, что вы кругом правы. Но взгляд человека извне может дать вам новую перспективу, взглянув с которой вы, вполне вероятно, продвинетесь вперед. Ищите контакты, ищите встреч с людьми, даже если они кажутся недоступными и занятыми – вежливая настойчивость еще никому не вредила.
4. ПЕРЕЕЗЖАЙТЕ В ДРУГОЙ ГОРОД
Если у вас нет прочных привязок в собственном городе, вы играете в одиночку, или с компанией товарищей, которые тоже не обросли обязанностями, то перемена локаций – очень хороший вариант для движения вперед. Пусть у нас не так часто бывают какие-то особенные вспышки музыки из отдельного региона, как то было в последние годы с Приволжьем и Сибирью, но все равно иногда энергия концентрируется в конкретных городах. Если вы понимаете, что где-то происходит «движуха», и вы явно чувствуете, что ей принадлежите, смело собирайте вещи. Да, интернет и средства связи в наши дни позволяют людям из Исландии и Шри-Ланки записывать вместе треки, никогда при этом не встречаясь, но живого присутствия и контакта пока ничего не заменило. Если вы знаете, что где-то вас примут лучше, где-то вы найдете единомышленников, то поезжайте туда, хотя бы на время. С одной стороны, это может казаться очень резким шагом, но он по-настоящему очень действенный.
5. БЕРИТЕ ПАУЗЫ
Мы каждый раз убеждаем музыкантов в том, что нужно играть и практиковаться каждый божий день – и это действительно важно. Настоящие музыканты это отлично понимают и без наших советов. Но если и обратная сторона вопроса – некоторые репетируют слишком много в страхе, что если сегодня они не возьмутся за гитару, они обязательно что-то упустят. Они не хотят рисковать, теряя это время. Что ж, если вы находитесь в ступоре, исписали миллион страниц, пытаясь найти нужные слова, сделали миллион записей на диктофон, сочиняя соло, но идеальный вариант все не приходит вам в голову, «рискните» - отложите гитару на день или два, или даже на неделю! Отдохнувшая голова способна родить вещи, о которых вы даже и не могли помыслить, находясь в беспрерывной работе.
6. СОЗДАВАЙТЕ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ МУЗЫКУ
Мир плакал по Джону Леннону, Принсу, Дэвиду Боуи, Лу Риду и многим другим, не потому, что они в свое время играли музыку, которую и до них можно было услышать по радио. Мы провожали тех, кто рисковал и выигрывал. В потоке информации очень тяжело понять себя и найти свой путь – и это касается каждого живущего на Земле, а не только музыкантов, составляющих мизерный процент от всего населения. Да, это тяжело, но возможно! Не мимикрируйте под окружающую действительность, тренды приходят и уходят, а уникальный голос звучит вечно.