Нам всем известно, насколько легче, чем взрослым, обучение дается маленьким детям. Например, дети гораздо быстрее впитывают иностранные языки. Также мы знаем примеры, когда некоторые вундеркинды начинали учиться игре на инструментах в возрасте трех лет. Но что, если вам 45, а вы до сих пор не научились играть на пианино, как всегда желали того? А может быть, вы уже 20 лет играете на гитаре, и вдруг появляется тяга освоить саксофон? Ушел ли поезд? Не совсем. В то время как детские умы обладают пластичностью, потому как стремительно развиваются, у взрослых людей все же есть особое преимущество. И называется оно метакогницией.
Что такое метакогниция? В своем простейшем определении – это способность «думать о мыслях» и «учиться обучению». Когда четырехлетняя девочка идет на свой первый урок по виолончели, у нее нет никакого выбора, кроме как изучать технику и философию своего учителя. Взрослый же человек уже осознает, какие способы обучения работают для него, а какие нет, и имеет свободу выбора этих способов. По мере того, как вы изучаете новый предмет (инструмент), вы можете самостоятельно оценить прогресс, опираясь на то, что работает, и исключая из процесса то, что не работает. Вот четыре метакогнитивных стратегий, которые помогут вам в изучении нового инструмента, сколько бы лет вам ни было – хоть 23, хоть 86.
1. ВЫБЕРИТЕ СВОЙ СПОСОБ
В эпоху интернета очень много способов изучать вещи и получать информацию. Вы ходили в школу, наверняка работали за зарплату или гонорары, посещали какие-либо курсы. Теперь самое время вспомнить все это и оценить, как на вас действовали уроки в школе, корпоративные тренинги, какие стратегии ваших преподавателей/начальников оказали на вас наибольшее влияние и каким способом вы лучше всего усваивали навыки.
Некоторые ученики и студенты в аудитории методично делают конспекты. Другие просто засыпают. Некоторые ужасаются при мысли о том, чтобы приступить к практике, не имея никакой теоретической основы. Другие же без оглядки погружаются в «действительность» без, по их убеждению, траты времени на пустые разговоры. У вас есть выбор. Нужен ли вам репетитор, с которым вы бы работали один на один? Или вам интереснее быть в группе, где все ученики находятся на том же уровне знаний, что и вы, и где есть соревновательных дух? Или же вы любите экспериментировать в одиночку, не заглядывая ни в одну книгу и никого не слушая? А возможно, вам удобнее всего смотреть туториалы на YouTube и копировать то, что вам показывают. Скорее всего, читая эти примеры, вы задумаетесь о том, что нет универсальных идеальных способов обучения, и какой-то из них вам явно будет ближе. Доверяйте своей интуиции, у вас было время научиться тому, как учиться – даже если вы этого не заметили. Если что-то идет не так, просто меняйте стратегию. Это не университет, и нет ни одной причины внимать учителю, который вам не по нраву.
2. ЗАДАВАЙТЕ СОБСТВЕННОЕ РАСПИСАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Разумеется, все зависит от ваших целей. Если вы решили научиться играть на трубе, и упражняетесь только раз в неделю, то ваш путь будет очень долгим – это все равно, что устроиться на работу, где от вас требуют результата, и приходить на нее только по пятницам. Даже если вы преследуете спортивный интерес и занимаетесь новым инструментов в качестве хобби, необходимы ежедневные занятия, даже по 20 минут, если у вас нет времени. Вам должно быть известно, что любая рутина, любое планомерно выполняемое действие, обязательно рано или поздно приводит к результатам.
Новые привычки лучше всего формировать, используя так называемые само-награды. Пусть за каждым занятием следует что-то приятное – от печенюшек до эпизода любимого сериала. Такие награды настраивают ваш мозг на то, чтобы наслаждаться процессом изучения. Вы увидите, насколько приятными станут занятия, которые заканчиваются небольшим празднованием, даже если они сначала кажутся трудными и некомфортными чисто физически.
Также лучше всего начинать с самых скучных деталей. Как, например, перед бегом или прогулкой на лонгборде, лучше всего потянуться дома и разогреть мышцы. Делайте не самые музыкальные упражнения в самом начале, а затем приступайте к интересной части.
3. СТАВЬТЕ ОЦЕНКИ САМИМ СЕБЕ
Дети или студенты, находящиеся под надзором учителей, иногда склонны недооценивать или же, наоборот, переоценивать себя, именно потому, что находятся в группе, где все должно быть приведено к общему знаменателю, и где оценки не учитывают все мельчайшие особенности каждого отдельного человека. Студенты становятся гораздо более реалистичными по отношению к себе, когда их спрашивают, что они сами думают о своих успехах или неудачах. Конечно, на каких-то этапах можно обращаться к более опытным людям, но в первую очередь необходимо научиться ставить оценки самим себе, по классической шкале от 1 до 5. Когда вы привыкните к этим отметкам, научитесь гораздо быстрее понимать, где вы отстаете от заданного курса, а где преуспеваете. Если вы, например, занимаетесь самостоятельно и вдруг понимаете, что не можете справиться с какой-то задачей – именно для ее выполнения, вероятно, нужно будет обратиться к другим стратегиям обучения. Например, у вас отлично получается разучивать на слух мелодии, но вы понимаете, что неправильно ставите руки при игре, и вам необходим надзиратель – в этом случае вы будете уверены, что уроки сольфеджо вам не нужны, а вот походить и поиграть гаммы перед глазами у учителя все же стоило бы.
4. НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ И НЕ ЛИШАЙТЕ СЕБЯ СНА
Если вы согласились поиграть на барабанах у друзей на концерте на следующей неделе, ни разу до этого не прикоснувшись к барабанам, то или вы, или ваши друзья (или все вместе) – либо сумасшедшие, либо не очень заботитесь о качестве концерта… Скорее всего, такого не было, но есть какая-то причина, по которой вы хотите обучиться всему как можно скорее. Репетировать слишком много тоже очень вредно – это грозит как психическими, так и физическими «неполадками» в будущем. Не нужно сидеть ночами, встречая рассвет с окровавленными пальцами, как бы вам ни нравился фильм «Одержимость» - в конце концов, он не о том, что прийти к успеху можно только так, а о страсти и упорстве. Вспомните, как в школе вы учили наизусть стихи, какими ужасными они казались вечером, и насколько легко они вылетали из вашего рта поутру. Также это работает и с инструментами, любые навыки укладываются в голове и мышцах во время сна. Занимайтесь регулярно, но не забывайте давать себе отдых!