В большинстве случаев окончание песни – это последнее, о чем мы думаем, сочиняя ее. Работая параллельно над несколькими песнями, мы можем оставлять их окончания на потом. И если мы уверены, что к записи мы успеем отшлифовать все из них, то что делать, если грядет шоу, у нас все готово кроме… финальных нот? Ведь именно они будут самым «свежим» воспоминанием о песне, которую мы только что сыграли. Вот несколько способов быстро решить эту проблему:
1. «РАСПАД»
«Распад» или «разложение» песни – отличный способ быстро справиться с окончанием, если у вас нет совершенно никаких идей, и хочется закончить песню каким-то хитрым путем. Здорово, если в вашей группе есть хорошие импровизаторы – им такой способ понравится. Ближе к окончанию песни, после того как все написанные партии исполнены идеально, начинайте играть с ритмом, как будто магнитофон зажевал пленку. Вживую это всегда довольно весело, потому что едва ли получится сыграть одну и ту же песню одинаково на двух разных концертах. Вот песня Living Colour “Information Overload”, в которой очень ярко продемонстрирован этот способ окончания песни.
2. КАДЕНЦИИ
Каденция – это как краткое резюме, изящное прощание песни со слушателями, финальный штрих. Это может быть мелодия или несколько аккордов (или вариации на их темы), которые игрались на протяжении всей песни, поддерживаемые всеми остальными партиями, но в конце остались одни. Sunny Day Real Estate в песни “Waffle” заканчивают каденцией из высоких нот, которые проскальзывают в течение песни, глубоко утопленные в грохот других инструментов, но задающие песне настроение.
3. ВЫЧИТАНИЕ
Этот способ представляет из себя последовательность, в которой окончание песни зеркально отражает ее начало. Например, вы начинаете песню с ритма, постепенно добавляя остальные партии – бас, гитары, клавишные, вокал. Попробуйте ближе к окончанию точно так же «вычитать» их общего звучания, до тех пор пока не останутся только барабаны (или то, с чего вы начинали песню).
4. ПРОСТО НЕ ЗАКАНЧИВАЙТЕ ПЕСНЮ
На первый взгляд, этот трюк – чисто концертный, но самом деле, можно вспомнить довольно много примеров из записей – от Pink Floyd до Queens of the Stone Age. Это всегда очень здорово работает на концертах, зрители ожидают момента, когда можно взорваться аплодисментами, но не тут-то было – уже начинается другая песня. Но во время выступлений старайтесь не переусердствовать с этим (не больше двух раз), публика нуждается в передышке. Паузы между песнями помогают материалу перевариваться.
5. А КАПЕЛЛА
Наверняка у вас есть песни с запоминающимися гармоническими вокальными партиями, которые поют два или больше участников коллектива (как правило, это припевы). Очень часто в некоторых клубах, в независимости от того, насколько сильный голос у вокалиста, вокал тонет в стене музыки. Так почему бы к окончанию песни не оставить свои инструменты и пару раз не пропеть всем вместе, а может быть, и вместе со зрителями, припев?
6. РЕЗКАЯ ОСТАНОВКА
Разумеется, как и все остальные способы, такой подходит далеко не для каждой песни, но быстрым композициям, которые громко начинаются и длятся недолго, отлично подходит резкое окончание. Тем более, если в песне стандартная структура, с соло и двумя припевами, то после второго можете смело оканчивать песню.