СОЗДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА: 5 ШАГОВ

СОЗДАНИЕ СЦЕНИЧЕСКОГО ОБРАЗА: 5 ШАГОВ
Сценический образ – это не только то, что на вас надето. Это совокупность внешнего вида, эмоций, которые вы транслируете, движений, которые вы делаете, слов, которые вы говорите. И если вам кажется, что на сцене нужно вести себя так же, как и в любое другое время – это в корне неправильно. Что ж, кому-то это удается. Кому-то не нужно ничего придумывать, потому что они уже были рождены «персонажами». Но это дано единицам. И если вы проводите больше времени на сцене, чем в любых других местах, то наверняка знаете, сколько энергии отнимает этот процесс. При том, энергии не только физической.
У неподготовленного артиста, не делающего различия между своими сценическим и обычным существованием, энергии уходит еще больше. Почему это происходит? Куда деваются силы? Дело в том, что сценический образ нужно создавать, учиться перевоплощаться и выходить из него по окончанию выступления. Наверняка вы все слышали истории про таких исполнителей, которые на сцене рвут и мечут, а вернувшись домой, надевают уютный халат и готовят суп? Почему бы и нет? Врут ли они сами себе и окружающим? Вряд ли. Они просто проводят черту между жизнью на сцене и обычной жизнью. Так как же найти свой образ и что для этого нужно делать? Попробуем разобраться.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Для начала разберитесь со своим отношением к необходимости наличия сценического образа. Поймите, что в этом нет притворства. Вы – артист, который должен увлечь публику. И если у вас в жизни не происходит ничего особенного, кому это будет интересно? Но если у вас в голове целый психоделический мир, который нуждается в трансляции, то нет ничего постыдного в том, чтобы найти для него приемлемую форму (помимо, непосредственно, музыкальной). Возьмем Тома Йорка, который на сцене выглядит, как юродивый, которого в прошлые века наверняка бы назвали святым. А теперь почитаем его интервью, где он не стесняется в выражениях, довольно дерзок и порой груб. Даже у него, который, казалось бы, в чем за кофе утром сбегал, в том и вышел на сцену, есть сценический образ.
Не нужно примерять случайные образы, которые идут вразрез с вашим мироощущением. Руководствуясь только тем, что то или иное «круто» или «некруто», едва ли можно прийти к какому-то хорошему решению. Создание образа у некоторых занимает годы. Из поп-музыки вспомним ту же противоречивую фигуру Майли Сайрус – еще несколько лет назад она была одной из многих девчушек поп-музыки, и сейчас мы видим сильно отличающуюся ото всех остальных яркую фигуру мировой сцены. Относиться к ней можно как угодно, и мы далеко не утверждаем, что это пример для подражания. Однако кое-какие уроки из ее опыта извлечь можно. Сейчас она имеет вполне законченный образ, включая поведение на сцене, публичных выступлений и интервью.
Сценический образ – это, в том числе, и хорошая психологическая защита для любого артиста. Проработав его, вы учитесь существовать внутри и вне его. Даже если вы перманентно переживаете все то, что происходит в ваших песнях, установление условной границы между двумя мирами помогает найти нужную интонацию, сделать выступление ярче и обезопасить себя в не-сценическом мире. Это касается особо чувствительных натур. Что касается тех, кто пишет песни о воображаемом и желаемом, образ помогает довести на сцене эти фантазии до предела.
2. КАК СОЗДАТЬ ПЕРСОНАЖА?
Прямо сейчас, когда вы не находитесь на сцене, попробуйте проанализировать свою сценическую жизнь. Что вам нравится в процессе выступлений? Это важно, потому как некоторым музыкантам совершенно не нравится выступать, и им больше по душе сочинение и запись материала – очень важно распознать это, чтобы в будущем не насиловать себя бесконечными выступлениями из чувства долга товарищам по коллективу. Какие песни публика воспринимает лучше всего? Как вы себя ощущаете, стоя на возвышении перед публикой, когда вам в глаза бьют софиты? И в то же время подумайте, что вам не нравится, и над чем вы бы могли поработать?
Составьте список своих любимых исполнителей, именно по критерию поведения на сцене. Составьте список этих отличительных черт, движений, слов, появлений на сцене и т.д. Можете ли вы примерить на себя какие-то из них? Конечно, некоторые группы обладали каноническим стилем, и, позаимствовав его полностью, вы не избежите сравнений. Клоны Ramones, Guns N’Roses, Joy Division и других никому больше не интересны. Но заимствовать можно с умом, смешивая совершенно разные вещи. Не стесняйтесь дрыгаться в комнате перед зеркалом. Помните знаменитых пин-ап девушек? Все их узнаваемые позы, которые выглядят так естественно и забавно, на деле, в жизни, совсем не естественны – никто не задирает ноги, убираясь на кухне, и не приставляет без причины руку к щеке. Все это продукт тренировок.
Составив эти списки, не спешите проводить экспертизу, насколько это «вы» или «не вы». Сначала стоит попробовать. Вы никогда не выступали с макияжем, в то время, как он отлично подходит к вашей музыке. Никогда не размахивали красной тряпкой на сцене? Это же глупо! Да, это глупо в обычной жизни. Но на сцене, а потом на фотографиях и видео с концерта, все эти простые «аттракционные» вещи выглядят очень эффектно.
3. УЧИТЕСЬ У БЛИЖНИХ
Можно часами застревать, просматривая концерты любимых исполнителей и наблюдая за их поведением (и, конечно, это нужно делать). Законченные образы вдохновляют, но в то же время могут наоборот охладить ваш кураж – из раздела «ну, куда мне до них…». Как мы уже много раз писали, старайтесь посещать как можно больше местных концертов. Молодые музыканты точно так же находятся в поиске, как и вы. И наблюдение за «незавершенными» образами может дать благодатную почву для размышлений. Что не хватает тем или иным музыкантам? Что бы вы делали на их месте? То, что вы бы им посоветовали – подходит ли это вам?
Наверняка все из вас замечали подобную ситуацию – ты знакомишься с кем-то, у кого есть несколько коронных фраз или слов, которые они постоянно используют. Если вам этот человек приятен, и ты начинаешь общаться с ним много, то перенимаешь его интонации и эти самые слова. Со временем, если привычка не пропадает, то они становятся и частью вашего образа, только с изменениями, привнесенными вашими собственными качествами. Также и со сценой – наблюдая за людьми из окружения, можно перенять что-то хорошее и обладающее шармом, только на этот раз осознанно.
4. КАК НАЧИНАТЬ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОБРАЗОМ?
Вы нашли идеальное сочетание – обновили гардероб, оттренировали новые классные движения, придумали слова для пауз между песнями. Что делать теперь? Во-первых, если у вас уже есть некоторое количество поклонников, ходящих на концерты из раза в раз, не спешите их шокировать резко. Не надо выходить на сцену в кожаных трусах в то время, как у поклонников еще свежи воспоминания о вашем концерте недельной давности, где вы скромно стояли в уголке сцены в своей любимой клетчатой рубашке. Трансформируйтесь плавно, меняйте мелочи. Вы привыкли молчать между песнями, сгорая от ожидания, пока все остальные перестроят инструменты? На следующем концерте необязательно превращаться в неуемного болтуна, но постарайтесь начать хотя бы с пары фраз, в которых вы будете уверены. Вы скромничаете и не особо много пишете в личных аккаунтах в соцсетях о предстоящих событиях, связанных с вашей музыкальной деятельностью, ограничиваясь сухими перепостами? Пишите больше, выкладывайте фото того, как вы готовитесь и т.д.
Постепенно учась пользоваться образом, вы устанавливаете эту важную границу, о которой мы говорили раньше, и делаете это более чем осмысленно, понимая зачем она нужна и чем действительно помогает жить артисту.
5. КАК ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ КОМФОРТНО?
Во-первых, см. предыдущий пункт. Во-вторых – избавьтесь от ожидания того, что перемена (или усиление) образа моментально привлечет к вам новых поклонников. Вы не должны обременять себя ответственностью за то, чтобы каждому, кто находится в зале, было очень хорошо. Конечно, как артист, вы должны развлекать публику, но попробуйте сконцентрироваться на проверенных поклонниках, а не сразу бросаться в охоту за новыми. Даже если это происходит, и вы уже немного натренировали свою сценическую «личность», то пусть эта ответственность лежит на ней. Сходя со сцены, покидая место концерта, вы уже не должны думать о том, понравились вы кому-то или нет. Это было ее, этой самой сценической личности, дело.
Все наши внутренние и внешние ресурсы задействованы на сцене по полной программе, и иногда просто нет времени на то, чтобы думать об образе. Старайтесь тренироваться на небольших шоу, где много ваших друзей и все вас знают. Отвлекитесь от того, чтобы следить за всеми остальными участниками группы. Попробуйте следующее упражнение – выйдите на сцену, будучи «собой», оставив придуманный образ вне сцены. Понаблюдайте за реакцией публики. Если вы увидите, что теряете аудиторию, быстро обратитесь за помощью к образу. Что это «я» должно делать на сцене? Оно может быть лучше, подвижнее, веселее и громче. Это довольно сложно понять головой, читая указания, но если вы просто дадите себе подобную установку, то заметите, насколько полезным может быть это упражнение, и как с помощью него можно научиться сосуществовать с образом и уметь им пользоваться.
Предыдущая Следующая