70 ЛЕТ ЖАНУ-МИШЕЛЮ ЖАРРУ: КАК КОМПОЗИТОР ПОМЕНЯЛ ПРАВИЛА ИГРЫ

70 ЛЕТ ЖАНУ-МИШЕЛЮ ЖАРРУ: КАК КОМПОЗИТОР ПОМЕНЯЛ ПРАВИЛА ИГРЫ

24 августа французскому композитору Жану-Мишелю Жарру исполняется 70 лет. О том, как пионер электронной музыки совершил революцию в процессе создания музыки и ее исполнения, мы поговорим в этой статье.

Зачастую когда артисту удается выпустить знаковый альбом, который продается невероятными тиражами, такой как, в нашем случае, Oxygène Жарра 1976 года, артист начинает ассоциироваться с этим альбомом и застревает в прошлом. Однако, записывая три года назад свои альбомы “Electronica” музыкант и не думал смотреть в прошлое: здесь он сотрудничал с F**k Buttons, Little Boots, Julia Holter, Massive Attack's 3D и  Boys Noize, Tangerine Dream, Gary Numan и Laurie Anderson. Да и воспоминания об учебе у первопроходцев электроники Пьера Шеффера и Карлхайнца Штокхаузена едва ли позволили бы композитору повторяться в своем творчестве. “Oxygène” в свое время был отвергнут всеми возможными рекорд-лейблами, однако Жарр упорствовал, выпустил его и продал 12 миллионов копий по всему миру. За этим последовали еще 18 студийных записей, множество концертов и коллабораций. Сегодня мы вспомним лишь несколько вещей, который Жарр сделал, и которые никто не делал до него.

ЖИВЫЕ ШОУ В МЕСТАХ, ГДЕ НИКТО НИКОГДА НЕ ИГРАЛ КОНЦЕРТЫ

Когда Жарр играл концерты в Пекине и Шанхае, он был первым западным артистом, выступившим на территории Коммунистического Китая со времен Культурной революции Мао Цзэдуна. Затем он играл на легендарной гданьской судостроительной верфи, собирал по разным данным 3,5 миллиона людей в Москве в 1997 году, и даже играл концерт у подножья египетских пирамид.

ПОПЫТКИ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИЗ КОСМОСА

В 1986 году Жарр играл шоу под названием “Rendez-vous Houston” в столице Техаса, где взрывались тысячи фейерверков и огромные изображения проецировались на близлежащие небоскребы. Шоу по большей части известно тем, чему не суждено было произойти. Жарр должен был сыграть дуэтом с астронавтом и саксофонистом Роном Макнейром. Незадолго до полёта Макнейр репетировал свое соло. Но через 73 секунды после взлёта корабль "Челленджер" потерпел катастрофу, унеся с собой жизни семерых человек. Несколькими месяцами позже Жарр сыграл концерт-посвящение Макнейру и команде, которая была с ним.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАПИСЬ КАК АРТ-ПРОЕКТ

В 1983-м году Жан-Мишель Жарр записал пластинку, которую продал в одном-единственном экземпляре. Музыка была записана для выставки авангардной живописи в Париже, которая называлась "Супермаркеты" (Supermarche). На выставке картины продавались с аукциона. Поэтому и появилась задумка записать такую пластинку, которая бы, как картина, существовала в одном экземпляре. Пластинка была продана 69 000 франков, которые были отданы молодым французским художникам. Пресс и мастер-запись были публично уничтожены, чтобы убедить публику в том, что пластика останется единственной.

Обложка пластинки была украшена 11-ю полароидными фотографиями процесса записи музыки и 12-м пустым кармашком для фотографии владельца. Его фотографию сделал сам Жарр своим полароидом и добавил к обложке.

Владелец тоже оказался интересным человеком: незадолго до описанных событий он побывал в автомобильной катастрофе, в которой чуть не погиб. Фактически он две минуты пребывал в клинической смерти, и когда его оживили, первое, что он услышал, была композиция Жарра "Китайский сувенир". Когда он услышал, что Жарр проводит подобный аукцион, то он решил заполучить эту запись, потому что музыка Жарра "вернула его с того света".

Стоит упомянуть, что Жарр дважды слукавил: во-первых, после публичного уничтожения оригинальной записи Жарр прокрутил альбом по средневолновому "Радио Люксембург", чем позволил сделать множество пиратских записей, к тому же он подбодрил поклонников слоганом "Крадите у меня!".

Во-вторых, альбом практически полностью был использован для последующих, местами вообще без изменений: фрагменты этой музыки "в единственном экземпляре" можно услышать на пластинках Жарра "Рандеву" и "Zoolok".

ИММЕРСИВНЫЙ ЗВУК

Идет ли речь о грандиозных живых выступлениях или о работе в студии, Жарр всегда старается создавать настолько иммерсивный звук, насколько это возможно. Его альбом 2004 году “Aero” был сборником треков, перезаписанных в 5.1 Surround, и до сих пор используется американскими кинотеатрами для проверки звука в залах. Сейчас Жарр концентрируется на реальном объемном звуке, audio 3D. «Я уже успел поработать с некоторыми людьми, которые занимаются сложными алгоритмами для движения вперед, совершения следующего шага после моно и стерео», - говорит композитор.  – «Следующий шаг – это аудио 3D».

ДРУГИЕ АРТИСТЫ И КОПИРАЙТ

Жан-Мишель Жарр является президентом Confédération Internationale des Sociétés d’Auteurs et Compositeurs (CISAC), международной организации, занимающейся интеллектуальным правом и защищающей музыкантов, писателей, фотографов и представителей других творческих областей. По словам своего композитора, «Это что-то вроде ООН для художников.  Знаете, это вроде того, как экология 30 лет назад. Интеллектуальная собственность – это не только ваша или моя проблема, это проблема будущих поколений».

Предыдущая Следующая