Случалось ли такое, что вы чувствовали досаду, отказываясь от предложения участия в новой группе по причине того, что вы боялись испортить отношения со своей собственной? Возможно, вы старые друзья, и слабо представляете себе, каково это – играть музыку с кем-то другим. Но что, если вы начинаете понимать, что вы единственный, кто по-настоящему жаждет движения, а все остальные, хоть они хорошие друзья и хорошие музыканты, не светятся энтузиазмом? В таком случае, если вам необходимо движение, стоит задуматься о смене коллектива. Вот восемь признаков того, что ваше развитие тормозят ваши согруппники:
1. РЕПЕТИРОВАТЬ ВМЕСТЕ СТАНОВИТСЯ ТРУДНО
Это довольно плохой знак для любой группы. Даже если у вас не намечается выступлений и вы не сочиняете новый материал, регулярные репетиции необходимы. Конечно, все заслуживают отдыха после, например, долгого тура, но этот отдых не должен затягиваться. Попробуйте понять, все одинаково отдаются музыки, или только вы один витаете в облаках? Возможно, у ваших друзей есть дети, работа и т.д. – это не повод расстраиваться, однако нужно понимать, готовы ли они будут разделить с вами то будущее, которое вы представляете?
Отсутствие репетиций тормозит вас в музыкальном развитии как индивидуально, так и коллективно. Конечно, вы всегда можете поиграть дома, но если ваша цель – быть в группе, то регулярные репетиции необходимы. И если ваши друзья из раза в раз отказываются о этого, то самое время поискать себе новый коллектив.
2. ВАШИ ДРУЗЬЯ НЕ ОЧЕНЬ АКТИВНЫ В ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТОВ
Может быть, вы тот самый общительный человек, на котором сходятся все контакты, и вы привыкли сами быть на связи со всеми концертными площадками города. Это хорошо, когда в группе есть один ответственный за конкретную деятельность, но совсем не хорошо, когда только вы один делаете какие-то усилия, договариваясь о концертах, особенно, если речь идет о шоу за пределами вашего города. Любой участник группы, обладающий минимальными навыками коммуникации, способен делать это. Но если вы оглядываетесь на расписание прошедшего года и понимаете, что все концерты состоялись только благодаря вам, это тревожный знак. Если вы знаете, что у кого-то из ваших друзей есть интересные контакты, а они ими просто не пользуются, намекните на важность их использования. Пока у вас нет личного букинг-агента, каждый должен прикладывать усилия к организации шоу.
3. ТОЛЬКО ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ ПРОМО
Окей, не каждый хорошо подкован в промоушне. Мы живем в 21 веке и предполагаем, что каждый способен запустить удачную промо-кампанию в соцсетях. Однако многие используют соцсети лишь для того, чтобы время от времени выкладывать фото своих собак и кошек. Не каждый должен быть гуру промо, но вы точно так же не должны быть единственным, кто этим занимается. Загрузить друзей работой не так уж и сложно – кто-то под вашим руководством может сделать дизайн, кто-то найти дешевую типографию и съездить за распечатанными флаерами, кто-то связаться со знакомым пабликом или сайтом для того, чтобы разместить анонс. Одно дело, если люди ленятся, другое – если просто не имеют представления о том, что полезного они могут сделать. Если вы делаете все один, то не используете потенциал группы на полную.
4. НИКТО НЕ ПРЕДЛАГАЕТ НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Том Йорк – официальный сонграйтер Radiohead, но если вы посмотрите сноски, то поймете, что написание песен зависит от всех участников группы. Возможно, вы гитарист и вокалист, лидер группы, и это нормально, что большинство черновиков песен исходит именно от вас, но все равно вы не должны быть единственным, кто предлагает новый материал (если конечно речь не идет о вас, как о соло-исполнителе с нанятыми для бэкграунда музыкантами). Если вы говорите что играть барабанщику, пишете басовые партии за басиста, и понимаете, что так происходит просто потому, что все ничего не приносят с собой – это плохой знак. Или, особенно, если вас спрашивают «что ты хочешь, чтобы я сыграл?» - на такое тоже стоит обращать внимание. Конечно, быть лидером круто, но это не должно означать того, что вы тащите остальных за собой, фонтанируете идеями и кормите друзей с ложечки.
С другой стороны, если вы не лидер группы, а все остальные приносят материал, который совершенно вам не нравится – задумайтесь, стоит ли продолжать свое участие в этом коллективе?
5. ВЫ ЕДИНСТВЕННЫЙ, КТО ВОЗВРАЩАЕТ БЮДЖЕТ ГРУППЫ
Мы уже не раз писали о том, что деньги, которые независимая группа зарабатывает во время концертов, лучше всего копить, а не тратить. Тем не менее, если после изматывающего концерта вам всем хочется хорошо поесть и выпить в баре, вас никто не будет винить за то, что ваш гонорар уйдет в бар. Но если вы сохраняете заработанные деньги, а ваши товарищи тратят их в клубах из раза в раз – что будет тогда, когда они понадобятся? Если у вас на носу запись или сломался общий комбик – кто за это будет платить? То же самое и с другими затратами, если вам нужно напечатать тираж афиш или флаеров, заказать виниловую растяжку или напечатать футболки – скидываться должны все, а не только один или два участника. Не принимайте обстоятельств из раздела «нет денег», сообщайте о планах трат за несколько месяцев – за это время каждый здоровый и соображающий человек способен найти подработку.
6. ОНИ ПРЕВРАЩАЮТ В НОЧНОЙ КОШМАР ПЛАНИРОВАНИЕ ТУРОВ
Зачастую главная причина, которая удерживает музыкантов от туров – это работа. Всем нужно платить за квартиру и питаться – это нормально. Однако если вы планируете тур за несколько месяцев, то практически на любой работе можно договориться об отпуске в 2-3 недели, заранее проговорив условия с начальством. Если вы не встречаете сильного желания турить со стороны ваших бэндмэйтс, и то дело, которое вы должны делать сообща, превращается в войнушку, связанную с таймингом, то подумайте, у всех ли у вас одинаковые цели? Возможно, вашим друзьям нравится играть пару концертов в месяц в родном городе, и им этого достаточно.
7. ВЫ ПРЕВРАТИЛИСЬ В НЯНЬКУ ДЛЯ ОСТАЛЬНЫХ
Если вы рассылаете сообщения всем членам группы о том, отпросились ли они с работы для следующего шоу, могут ли они репетировать и т.д., если вы постоянно составляете расписание группы – это значит, что вы хороший координатор, но еще это может значить, что вы нянчитесь с остальными как с маленькими детьми. Опять же, хорошо быть лидером и задавать направление, но каждый должен быть хозяином своего времени, если, конечно, в вашей группе не играет 4-летний участник. Если ваш басист забыл отпроситься с работы, и вообще забыл про концерт, хотя вы напомнили ему пять раз – это повод задуматься.
8. ВСЕ ПРИВЫКЛИ ЗАДАВАТЬ ВАМ ВОПРОСЫ
Как мы написали в пуктах 4 и 7, обстоятельства могут складываться так, что вы становитесь ответственным за все подряд. Вам все время задают вопросы: что мы сейчас играем? Что я должен играть здесь? Когда мы едем в студию? Что с фотосессией? Во сколько саундчек? Конечно, все в какой-то момент забывают что-то и нуждаются в помощи – это нормально. Но когда вопросы и ответы на них превращаются в рутину, подумайте – может быть, вашим друзьям просто не очень все это нужно, но раз они могут в расслабленном режиме получать указания и ответы на вопросы, то они оставляют все как есть? Проверить это довольно просто - в одном разговоре или письме достаточно упомянуть, что с этих пор ответственность перекладывается ровными порциями на плечи каждого. Результат такого шага не заставит долго ждать и расставит все точки над i.