8 САМЫХ ДОРОГОСТОЯЩИХ АЛЬБОМОВ В ИСТОРИИ

8 САМЫХ ДОРОГОСТОЯЩИХ АЛЬБОМОВ В ИСТОРИИ

Большинство из нас записывает альбомы с очень ограниченным бюджетом - такова реальность. Представьте себе, что бы произошло, если бы в один день вы проснулись страшно богатыми, и не было бы ни одной вещи на свете, которую вы не могли бы себе позволить. Представьте себе, что находясь в этих условиях, вам надо было бы записывать альбом - как бы это выглядело? С чего бы вы начали? Что бы изобрели? Как бы выглядели затраты на запись - симфонический оркестр, возможность поработать с легендой и, может быть, нескончаемый поток сигар и шампанского?

Сегодня мы посмотрим на несколько примеров последних 50 лет, когда лейблы вкладывали невероятное количество денег в альбомы и удовлетворяли все требования своих артистов. В некоторых случаях полная финансовая свобода позволяла записать такой альбом, какого мир до сих пор не слышал, в других - миллионы того не стоили…

1. THE BEATLES - SGT. PEPPER’S LONELY HEARTS CLUB BAND

Стоимость: £40,000 в 1967 (пример $932,200 сейчас)

Ни один список альбомов, созданных в полной финансовой свободе, не может обойтись без The Beatles. Период Sgt. Pepper был ознаменован беспрецедентным исследованием  потенциала студии звукозаписи.

В 1966 году Beatles были самой главной группой в мире. Ограничения в концертном продакшне того времени означали для них, что они не могут успешно выступать на публике - поэтому группа отложила выступления и усердно занялась исследованием возможностей студии Abbey Road.

Сейчас такое сложно себе представить, но в тот момент студия больше походила на научную лабораторию, нежели на заповедник рок-н-ролла. Сотрудники студии и инженеры буквально носили белые халаты и следовали строгим процедурным указаниям.

Beatles в принципе не привыкли ни от кого слышать слово “НЕТ”, и благодаря своему кристальному видению (и упрямству), желанию осуществлять свои самые смелые и дерзкие идеи, вместе со своей командой - Джоржем Мартином и Джеффом Эмериком - они создали один из величайших альбомов своего времени.

Любое минимальное исследование покажет, насколько сильно Sgt.Pepper изменил историю звукозаписи. Книга Эмерика “Здесь, там и везде” рекомендуется для прочтения всем, кто хочет больше узнать о тех веселых днях. Также можно посмотреть этот странный фильм БиБиСи о том, как альбом решили воссоздать через 40 лет.

2. THE BEACH BOYS - PET SOUNDS AND SMILE

Стоимость:  $70,000 в 1965-66 (примерно $531,454.09 сейчас)

“Без Pet Sounds никогда бы не было Sgt. Pepper… Второй был попыткой сравняться с первым”, - Джорж Мартин.

После Sgt. Pepper было бы нечестно не упомянуть о Pet Sounds - главном источнике вдохновения Битлз и Мартина. По другую сторону Атлантики Брайан Уилсон и Beach Boys потратили неслыханную сумму в 70 000 долларов на создание своего альбома.

Pet Sounds является синонимом идеального воплощения артистического видения музыкантов, и он был записан несмотря на медленно ухудшающееся состояние маэстро. Окончательным результатом стала абсолютная психоделия, и лейбл понятия не имел, как продавать этот альбом, и направил все свои рекламные силы на создание альбома “Best of”, который был выпущен вскоре. Однако тогда и сейчас Pet Sounds является жанрообразующим альбомом, его 50-летние пышно праздновалось, сопровождаясь крутым переизданием и бонусными материалами.

В 2004 году после почти 40 лет с начала создания наконец был выпущен “Brian Wilson Presents SMiLE”. Продакшн альбома, запущенный в 1966 году, был невероятно амбициозным, но очень быстро свернут по причине полной непредсказуемости Уилсона. Один из легкомысленных расходов на альбом включал в себя арабский шатер, предназначенный для употребления “вдохновляющих веществ и сэндвичей”. Также Уилсон поместил свое фортепиано в песочницу, заполненную 8 тоннами премиум-класс песка, чтобы он мог чувствовать его между пальцами ног, играя на инструменте. 

Ван Дайк Паркс, который дружил с Уилсоном и был нанят, чтобы писать вместе с ним тексты для альбома, решил покинуть проект, поняв, что Уилсон сходит с ума и разрушает все вокруг. Мы никогда не узнаем, сколько точно было потрачено на SMiLE, но, по крайней мере, у нас есть возможность слушать этот альбом.

3. TALK TALK - SPIRIT OF EDEN

Неограниченный бюджет, сколько было потрачено - неизвестно.

Talk Talk начинали в первой половине 80-х как брит-поп группа, привлекшая внимание общественности хитроумными поп-песнями и насыщенными синтезаторами. Их часто сравнивали с Duran Duran (два одинаковых слова в названии, а также TT разогревали DD в турах в середине 80-х), однако через некоторое время сравнения стали необоснованными - амбиции (а заодно и бюджеты) группы очень сильно выросли.

После третьего альбома, The Colour of Spring, у них появилась возможность приглашать для записи сессионных музыкантов вместо использования синтезаторов - именно этого музыканты всегда хотели, но не имели возможности это делать из-за недостатка финансов. После коммерческого успеха этого альбома лейбл дал группе полную финансовую и творческую свободу. Однако то, что представители лейбла получили по окончании записи, было очень далеко от их ожиданий - альбом представлял собой экспериментальную погребальную песнь на совершенно неизученной музыкальной территории.

Альбом был смесью классического импрессионизма, джаза и рока, и получил очень разные отзывы в прессе. Однако сейчас он считается культовым, и именно ему приписывают ключевую роль в рождении пост-рока. Переслушивая его сейчас, можно заметить, насколько сильно он повлиял на таких мощно эмоционально заряженных музыкантов как Sigur Ros, Tortoise и даже Radiohead.

4.  KANYE WEST - MY BEAUTIFUL DARK TWISTED FANTASY

Стоимость: примерно $3,000,000 в 2009.

Пятый альбом Канье Уэста, My Beautiful Dark Twisted Fantasy, был записал в период самоизгнания музыканта на Гавайских островах, а дополнительная работала была проделана в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Хотя все альбомы Канье имели как коммерческий успех, так и горячий прием у критиков, именно Fantasy считается его шедевром. Здесь он умело использовал свои технические и художественные наработки с прошлых альбомов - вроде появления струнных ансамблей и впечатляющих сэмплов.

Лейбл не жалел денег на продакшн альбома, однако с Гаваев докладывали - в трех комнатах для записи инженеры дежурили и трудились по 24 часа в сутки, а сам Канье спал периодически по полтора часа. У него был огромный список коллабораций: Eminem, Lil Wayne, Rihanna, Alicia Keys, Elton John, Kid Cudi, Beyonce, Jay Z и многие другие. Он даже нанял двух шеф-поваров для работы на студии: один отвечал за горячую еду, второй - за холодную. Видимо, оно того стоило - альбом по сей день считается “венчающим” достижением хип-хопа.

5.   STEELY DAN - GAUCHO

Стоимость неизвестна

В 1979 году Steely Dan были на вершине успеха и неслись вперед на полном ходу, однако совсем скоро у лидера группы, Уолтера Бекера, начались проблемы. Его наркозависимость начала очень сильно мешать их отношениям со вторым лидером группы, Дональдом Фэгеном. В начале 80-го года его девушка умерла от передозировки у него дома, и ее семья обратилась в суд, потому что тот пристрастил ее к наркотикам. Совсем скоро его сбило нью-йоркское такси, и восстановление заняло шесть месяцев. В дополнение ко всем бедам группу чуть не засудил джазовый пианист Кит Джарретт, который заявил, что они украли одну из его композиций для заглавного трека Gaucho - и стоило им это 1 000 000 долларов.

Вот в таких обстоятельствах находились Steely Dan в конце 70-х, уже к тому времени снискав дурную славу людей, которые мучают работников студий невероятно долгими сессиями.

Стремясь улучшить звук записанных барабанов, группа заплатила инженеру Роджеру Николсу круглую сумму в 150 000 долларов за создание специальной драм-машины (которую прозвали Венделом). А когда Gaucho достиг платинового статуса - Вендел даже получил Грэмми.

6. THE GREATFUL DEAD - AOXOMOXOA

Стоимость: $180,000 в 1969 ($1,175,554 сейчас)

О студийной работе Greatful Dead говорят гораздо меньше, чем об их психоделическом “пионерстве”. Они нарушали все правила, связанные с музыкальным менеджментом, бесплатно распространяли свою музыку среди поклонников, и гастролировали с легендарной Стеной Звука, любезно для них собранной их звукорежиссером и ЛСД-экспериментатором Оусли Стенли.

The Dead уже записали два альбома к тому моменту, когда начали работать над Aoxomoxoa. Изначально альбом записывался на восемь дорожек, но был полностью переписан и перезаписан после того, как Apmex выпустили 16-дорожечный рекордер. Группа всегда была очень хорошо технически подкована, но в этом случае провела восемь месяцев, экспериментируя с новым устройством, которое давало гораздо больше возможностей. Результат нам всем хорошо известен, однако сумма затрат на альбом оказалась заоблачной - 180 000 долларов. Чтобы вернуть долг звукозаписывающей компании, группа выпустила свой первый концертный альбом Live/Dead.

7. FLEETWOOD MAC - TUSK

Стоимость: $1,000,000 в 1979 ($3,000,000 сейчас)

“Хотел бы я быть мухой на стене, когда Warner Brothers впервые услышали то, что мы записали. Ведь мы им не позволяли ничего слушать во время записи… С точки зрения маркетинга, они получили то, чего уж совсем от нас не ожидали. Мы отлично повеселились”, - Линдси Бакингем.

Fleetwood Mac записали свой самый коммерчески успешный альбом, Rumors, в 1977 году. Он был их одиннадцатым студийным альбомом и в одночасье снискал оглушительный успех. Несмотря на воодушевление лейбла, группа на своем следующем двойном альбоме, Tusk, сознательно решила не повторять звуков предыдущей записи.

По ходу действия гитарист Линдси Бакингем все больше вникал и участвовал в инженерной части продакшна - до того, что иногда это доходило до мании и очень тревожило продюсера Кена Кэйллата. Большая часть альбома была создана на домашней студии Бакингема, а три трека он полностью записал сам.

Легенды, окружающие период записи Tusk включают в себя ночные вечеринки с наркотиками, студию, декорированную как африканское кладбище, аренду стадиона Dodgers, где маршировала вся команда USC Trojans для заглавного трека и т.д.

Бакингем старался поддерживать “законность” пребывания Fleetwood Mac на сцене в мире после появления панк-рока... Альбом продался тиражом в четыре миллиона копий (Rumors - дв есять), что было полным финансовым провалом, учитывая стоимость его производства. Однако именно таким его хотел сделать Бакингем, и сейчас альбом считается самой цельной записью группы.

8. GUNS N’ ROSES - CHINESE DEMOCRACY

Стоимость: около $13 000 000 на протяжении 14 лет

Конечно же, завершить список стоит самым дорогим альбомом в истории - Chinese Democracy. Процесс записи стал чем-то вроде кульминации в истории звукозаписи и музыкальной индустрии. Синоним бесконечных требований и невероятных “подвигов” художественного разгула, альбом был байкой о бесконечных избытках и потраченных впустую деньгах, пока он наконец не увидел свет в 2008 году.

Сага Chinese Democracy началась в 1994 году, когда группа трещала по швам из-за постоянных ссор и творческих разногласий среди музыкантов - некоторые были отправлены в “отставку”, остались только Эксл и клавишник Диззи Рид. Наркотики были первой причиной медлительности в записи. Потом эстафету перехватили постоянные перестановки в составе - GNR сменили восемь гитаристов за все эти годы - а также всякие необычные практики. Например, каждый, кто принимал участие в процессе записи, должен был быть одобрен личным духовным наставником Эксла, Шероном Мэйнардом.

Бакетхэд, гитарист, чьи собственные странности совпадали с общим тоном альбома, попросил, чтобы в студии был установлен настоящий курятник для его комфорта. В курятнике были собачьи экскременты, а также телевизор, который постоянно показывал хардкор-порно. В итоге Эксла не хватило и он “прикрыл” курятник.

Несмотря на то, что Chinese Democracy очевидно звучал намного более ново, чем все то, что GNR привыкли делать с 80-х годов, критиками альбом был встречен довольно плохо, а продажи оставляли желать лучшего. 

Предыдущая Следующая