9 ОШИБОК, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ НОВИЧКИ В РАБОТЕ НА ДОМАШНЕЙ СТУДИИ
Каждому сегодня известно, что полноценный альбом можно записать у себя дома, не выходя на улицу и не контактируя с продюсерами и другими музыкантами. Конечно, это очень здорово – отсутствие необходимости кооперироваться с другими людьми, самостоятельно сочинять и записывать треки, или даже кое-что зарабатывать, работая с другими музыкантами. Однако новички, даже обладающие нужным оборудованием и кое-каким набором навыков в звукозаписи, все равно совершают ошибки, которые нужно исправлять в самом начале. Вот эти самые ошибки и несколько способов их исправить.
1. ПОКУПКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НЕВНИМАНИЕ К ДРУГИМ НУЖДАМ
Когда речь заходит о студии, всегда будет масса вещей, которые вам нужно будет оптимизировать – и все зависит от того, сколько денег вы готовы тратить. Ошибка новичков заключается в том, что они начинают покупать вещи, которыми в итоге не пользуются, или которые действительно совсем не необходимы – плагины за плагинами, и отсутствие времени для того, чтобы полностью научиться использовать каждый предмет по назначению.
Управление деньгами – сложная вещь, но вы должны научиться это делать. Это относится вообще ко всем сферам жизни, так что лучше потратить кое-какое время на получение этого навыка. Составляйте бюджет исходя из тех целей, которых вы хотите достичь. Конечно, если деньги для вас не представляют проблемы, то данный аспект не имеет значения. Еще одно предостережение – не нужно гнаться за количеством оборудования и скупать все самое дешевое, или впадать в другую крайность – не покупать вообще ничего. Подумайте, какое оборудование позволит вам достичь того качества, которое вам нужно. И исходя из этого приобретайте оборудование.
2. НЕДОСТАТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАК РАБОТАЕТ ОБОРУДОВАНИЕ
Это относится к нескольким различным уровням. Когда вы начинаете работать со своими физическими и виртуальными инструментами, может возникнуть соблазн приобрести еще что-то до того, как вы изучите все возможности того, что у вас уже есть. Иногда вы смотрите на то, как работают другие люди, и думаете: «Черт, мне обязательно нужна такая же штуковина». Но, до того как брать кредит и совершать покупки, подумайте – не можете ли вы достичь чего-то подобного с теми инструментами, которые у вас уже есть? Принимая такой, с одной стороны, консервативный подход, вы можете сэкономить деньги на что-то, что вам действительно понадобится в будущем. Это может быть реклама, мерч, время на профессиональной студии – что угодно. Или же, если вы еще не занимались оборудованием для сведения – позже вам могут понадобиться компрессор, эквалайзер и масса всего другого.
Полностью ли вы понимаете, как работают ваши инструменты? Сведение – это сложный и интересный процесс, и вы просто должны знать, как работает каждая мелочь. То же самое и с записью. Потратьте время на то, чтобы изучить все позиции, дистанции и настройки прежде, чем откладывать какой-то микрофон и бежать покупать новый.
Только в тот момент, когда вы поймете, что полностью изучили все возможности своего оборудования, и дошли до предела в работе с ним, вы можете сказать себе, что пришло время приобретать что-то новое.
3. «ИСПРАВЛЮ ЭТО НА СВЕДЕНИИ/МАСТЕРИНГЕ»
Всякий раз, когда вы записываете что-то, понимая, что звучит оно не очень хорошо, и думаете, что исправите недостатки позже во время сведения или мастеринга, вы лишь добавляете «мусора» к своей работе. Если вы хотите качественного продукта в конце работы, старайтесь, чтобы качество присутствовало и в ее начале. Начинайте с хорошего «сырья», с которым вы сможете работать. Эта концепция подходит ко всему – ведь вы думаете, что стейк из подгнившего мяса можно будет исправить специями и гарниром. Так и здесь.
То же самое со сведением и мастерингом. Если изначально вы выставили неправильные настройки компрессора, не ждите, что эквалайзер справится с этой проблемой позднее. И наоборот. Когда вы обнаруживаете даже самые мелкие проблемы, не ленитесь и исправляйте их сразу – это сэкономит вам массу времени в будущем, и, возможно, вообще спасет проект.
4. ОТКАЗ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕФЕРЕНСОВ
Самый быстрый способ приблизиться к своим героям – это постоянно сравнивать свою работу и их работу, и стараться соответствовать этим стандартам. До тех пор, пока у вас не появятся собственный вкус к звучанию. Речь идет не о копировании, а именно об использовании референсов. Когда вы сводите, сравните свой результат с тем, что вам кажется идеальным (например, в том же или близком к вашему стиле). Даже если вы хорошо понимаете, что вам нужно, использование референсов – гораздо более полезная вещь, чем «блуждание в потемках». До вас там поблуждали уже многие, используйте их опыт, усваивайте его, а затем сможете отправиться в самостоятельное путешествие.
5. ОТКАЗ ОТ ОТЗЫВОВ И КРИТИКИ
В бизнес-мире есть такая концепция как «бережливый стартап» - популяризирована она была одноименной же книгой (“Lean Startup”). Она заключается в получении быстрого фидбека, осуществлении поправок, получении новых отзывов и так далее.
Если вы из тех, кому постоянно не достает уверенности в своей работе, то вам наверняка довольно тяжело представить ее результаты перед людьми. Прежде всего, вам нужно понимать, что это называется самосаботажем, и нужно остерегаться этого, второе – если у вас не будет отзывов, вы рискуете получить очень искаженные впечатления от собственной работы. Эти впечатления рождаются в вашем собственном уме – и, конечно, они могут пойти обоими путями (хорошо и плохо) – но они останутся вашими собственными. В конце концов, вы не будете иметь никакого понятия относительно того, что по поводу вашей работы думают другие люди. И ваше воображение здесь, если вы якобы и сами знаете, что вам могут сказать, не очень поможет.
Получение быстрого фидбека поможет вам сэкономить время – получив отзыв от, например, продюсера, которого вы уважаете, вы сможете сделать поправки, не тратя слишком много ресурсов (которые были бы потрачены без стороннего мнения). Конечно, нужно быть предельно внимательными и знать, к кому именно нужно обращаться за советом.
Родители, например, часто впадают в две крайности – вы либо гений, либо бесполезное существо, непонятно что делающее на земле. А блэк-метал парни едва ли дадут совет, как должен звучать инди-поп. Старайтесь искать в правильных местах.
6. НЕУМЕНИЕ ВОВРЕМЯ ОСТАНОВИТЬСЯ
Крайность, связанная с предыдущим пунктом – чрезмерный перфекционизм. Вам действительно нужно научиться заканчивать треки. До момент окончания никому, абсолютно никому хорошо не будет. Перфекционизм – это хорошо до определенного момента, но застревание в бесконечной петле исправлений ни к чему не приводит.
Те отзывы, которые вы получите, и те слова, которые скажете сами себе относительно того «как все, на самом деле, должно было быть», лучше всего применить в следующем проекте. И так с каждым проектом, за который вы беретесь. Нельзя отследить свой прогресс, застряв в одном из них. Работает только последовательность.
Не давайте перфекционизму парализовывать вас и удерживать от окончания работы. Вы никогда не будете полностью довольны результатами – и к этому стоит привыкнуть. Это вещь, которая и мотивирует людей становиться лучше и лучше от проекта к проекту.
Все это не значит, что нужно лениться и отказываться от «полировки» треков, но не позволяйте этому процессу превращаться в бесконечную череду бессмысленных телодвижений. Остановитесь, выдохните, завершите проект, беритесь за новый – это формула, которая приведет к успеху.
7. ОТСУТСТВИЕ ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ
Чего вы стараетесь добиться? Какие шаги вам необходимо предпринять? Понятия не имеете, какие именно шаги? Начните с проработки этого вопроса. Как это делается? Читайте, спрашивайте, пробуйте, записывайте результаты, проваливайтесь, исправляйте, повторяйте, пока не будете более-менее довольны.
«План действий» звучит немного корпоративно и анти-артистически, но именно он поможет разобраться с тем, что вам нужно делать, и предотвратит появление того момента, когда вы будете в растерянности относительно следующего шага.
Если вы работаете с другими людьми, и, например, беретесь за альбом какого-то исполнителя, старайтесь начинать работу еще до того, как группа придет к вам в гости. Даже если это друзья, лучше всего стараться быть профессионалом с самого начала.
Конечно, вовсе необязательно писать 100-страничный план и понимать, чем вы будете заниматься в ближайшие десять лет. Но раз в несколько месяцев вы должны составлять план на ближайшее время и оценивать свои достижения недавнего прошлого.
8. ОТСУТСТВИЕ МАРКЕТИНГА
Если вы думаете, что только исполнителям нужно продвижение, а вас, продюсеров, гораздо меньше, и клиенты обязательно и так найдутся, то это неправда. Может быть, в данный момент в конкретном месте ситуация складывается именно так. Но в стремительно меняющемся мире мы никогда не знаем, какова она будет даже через пару лет.
Вебсайт, соцсети, реклама и живое общение очень важны здесь. На сайте должно быть перечислено ваше оборудование, а как только появятся первые записи, они также должны идти в портфолио. Если вы давно знаете всех ребят, из которых состоит музыкальная сцена вашего города, ходя на концерты, обязательно упоминайте о том, что ваша домашняя студия готова, и вы ждете клиентов и жаждете работать.
9. ОТСУТСТВИЕ БЭКАПОВ
Хард сломался. Как много проектов было там сохранено? Как вы будете себя чувствовать, понимая, что вся ваша работа похоронена и пребывает где-то в цифровом раю, к которому у вас нет доступа? Конечно, это звучит слишком драматично, но это действительно случается. Конечно, неприятно потерять диск, который не так уж дешево стоит, но еще обиднее потерять незаконченные (да и законченные тоже) проекты. Всегда делайте 2-3 бэкапа, на другом харде, на облачном сервисе – где угодно. Лучше всего десять раз перестраховаться, чем потом лить горькие слезы.
Если вы хотите быстрого прогресса, то придется работать тяжело и работать с умом. А это значит, что нужно быть организованными, в каждый момент понимать, где вы находитесь, и очень грамотно распоряжаться своими деньгами и временем. А также ежедневно следить за изменениями в технологиях. Возможно, уже завтра появится девайс, который поможет экономить невероятное количество времени – а это одна из ключевых вещей в работе продюсера.