Самокритика, сомнения и паранойя – то, что постоянно присутствует в жизни любого развивающегося художника. Зачастую даже наглые и самодовольные персонажи оказываются самыми заклятыми параноиками, часами репетирующими мельчайшее движение головы перед зеркалом. Боязнь будущего (как отсутствия успеха, так и неожиданного его прихода), неоправданные ожидания, техника игры – все это может быть причиной бессонных ночей. Мы очень изобретательны в своем самобичевании, и иногда оно доходит до абсурда. Дело в том, что человеку свойственно копаться в неудачах, искать их причины, обвинять себя, окружающих и несправедливый мир. А когда происходит что-то хорошее, мы это просто принимаем и наслаждаемся, не тратя драгоценные моменты на анализ. Если вы жуткий параноик, то ознакомьтесь с этими девятью факторами «правильности», которые вас успокоят и подбодрят. Если в описании себя вы можете применить хотя бы два-три из них, будьте уверены – вы на правильном пути.
1. ВЫ ЗАМЕЧАЕТЕ ПРОГРЕСС, ИГРАЯ НА СВОЕМ ИНСТРУМЕНТЕ
Это признак номер один! Все самые успешные музыканты утверждают, что они постоянно, каждый день чему-то учатся, прикасаясь к своему инструменту. Если вы находитесь в тупике, то стоит расшевелить себя – начать слушать другую, непривычную музыку, выучить приемы, которых вы не знаете и т.д. Но если вы включаете запись с репетиции годовалой давности и слышите, насколько далеко вы ушли в мастерстве за это время, переживать не о чем – главное, двигаться в том же темпе и дальше. Очень важно отмечать такие моменты, потому что без помощи записей довольно трудно самостоятельно проследить прогресс – мы просто делаем то, что делаем, а дни идут один за одним. А в тот момент, когда мы расклеиваемся, невероятно бодряще действует осознание собственных успехов.
2. ВЫ НАЧИНАЕТЕ ЗАРАБАТЫВАТЬ КОЕ-КАКИЕ ДЕНЬГИ МУЗЫКОЙ
Да, деньги не имеют прямого отношения к творческому процессу, но все мы живем в реальном мире, где в магазинах нам выдают чеки, а в наш почтовый ящик приходят счета. Если вы зарабатываете деньги музыкой – это признак того, что что-то вы делаете правильно. Ведь это дает свободу концентрироваться исключительно на любимом деле, не отвлекаясь на другие вещи. Если ваша музыка слишком экспериментальна для того, чтобы приносить какой-то доход, то всегда можно найти способ получать какие-то деньги и не выпадать из музыки – например, начать преподавать (пусть даже детям). Смысл не том, чтобы зарабатывать миллионы. Преподавая, работая в музыкальном магазине, устраивая концерты, подрабатывая звукорежиссером, вы постоянно находитесь в процессе, который вас чему-то учит.
3. ВСЕ ВАШИ ДРУЗЬЯ – МУЗЫКАНТЫ ИЛИ ЛЮДИ, СВЯЗАННЫЕ С МУЗЫКОЙ
Разумеется, семья и друзья детства – это святое, и быть музыкантами они совсем не обязаны. Но, с тем как мы взрослеем, мы стремимся общаться с людьми, с которыми можно поделиться не только душевными радостями и драмами, но и своими профессиональными переживаниями. И если значительная часть вашего времени посвящена музыке, то, скорее всего, ваше основное окружение – это музыканты или те, кто работает в музыкальном бизнесе. Это большое удовольствие – иметь рядом людей, с которыми можно делиться идеями, получать и раздавать мотивирующие советы и, вообще, разговаривать на одном языке.
4. ВАС ПОСТОЯННО ПРИГЛАШАЮТ ИГРАТЬ
Конечно, это признак не только того, что вы хороший музыкант – это значит и то, что вы умеете общаться и стремитесь устанавливать связи. Если ваш телефон постоянно звонит, а в соцсетях и на почту непрерывно приходят сообщения с приглашением где-то сыграть, значит, в вас нуждаются, вас хотят слышать. Хороший музыкант всегда востребован, и приглашения – это лучшее, что может предложить мир в благодарность за ваши старания.
5. ВЫ УЖЕ ПРОШЛИ ЧЕРЕЗ КОПИРОВАНИЕ ВАШИХ КУМИРОВ
Это один из самых важных этапов, через который проходит большинство музыкантов. Любой музыкант может с уверенностью сказать, что он провел очень много времени, воспроизводя те звуки, которые он слышал у других и которые он любит. Другими словами, мы попросту транслируем свои музыкальные вкусы. И нет ничего постыдного в том, чтобы копировать любимых исполнителей, пока собственный голос не найден. Нельзя торопиться и пытаться подстроиться под какие-то призрачные временные рамки. Невозможно сказать себе: «Так, мое собственное звучание будет найдено 13 января следующего года, в 2.49 по полудню». Это движение – вещь интимная. Нет ничего похожего на тот момент, когда ты понимаешь, что, наконец, в какофонии звуков ты услышал собственный голос. И если вы четко осознаете, что это происходит с вами – заказывайте шампанское и приглашайте гостей! Наши поздравления.
6. У ВАС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ, НАДЕЖНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Есть такие люди, с которыми приходится играть: то у него не работает кабель, то постоянно доносятся странные шумы, то ему нужно бегать, чтобы поменять батарейки и т.д. Конечно, бывают вещи и похуже, чем необходимость играть с таким персонажем. И одна из них – быть таким же. Если, играя в школьной группе, в 16 лет еще можно по неопытности позволять себе такое, то позже это уже совершенно недопустимо. Если у вас давно не было таких проблем, и вы замечаете, что вы уже в состоянии выручать таких же нерадивых товарищей, играющих с вами или в тот же вечер, это уже победа.
7. ЛЮДИ АССОЦИИРУЮТ ВАС С ВАШЕЙ МУЗЫКОЙ
Чем бы вы ни занимались, если вы проводите много времени за этим занятием и много говорите о нем, то будете известны именно этим. Если вы хороший дантист, который иногда для удовольствия играет на барабанах, то, скорее всего, люди все-таки будут определять вас как дантиста, а не как барабанщика. Иногда случаются неприятные моменты, когда люди уклоняются от того, чтобы говорить о вашей музыкальной деятельности – и это плохой признак. Необязательно быть плохим музыкантом, просто нужно научиться об этом говорить. Если вы интроверт, то вам, должно быть, довольно сложно найти «гордую» интонацию и смело вещать о том очень личном деле, которое отражает самые потаенные уголки вашей души. Что ж, это задача. И с ней нужно справляться. Если вы решили связать свою жизнь с музыкой, то необходимо заручиться поддержкой и верой в вас окружающих. Если они знают, что вы не мыслите свою жизнь без музыки и верят в вас – значит, все правильно.
8. ЛЮДИ ГОВОРЯТ, ЧТО ИМ ОЧЕНЬ ПРИЯТНО С ВАМИ РАБОТАТЬ
Продолжительность любой деятельности в вашей жизни напрямую зависит от того, приятно ли с вами работать другим людям или нет. (Внимание! Мы говорим о 99% музыкантов, если вы – блаженный, вас это не касается, и вы вообще не читаете эту статью). Даже если вы очень талантливы, но с вами невозможно находиться рядом, то это очень сильно сокращает количество шансов на успех. Учитесь быть в команде. Для этого вовсе необязательно обожать людей - их существование нужно просто учитывать. Это умение не всегда приходит естественным путем, так что не вините себя, если ваши социальные навыки не идеальны. Просто следуйте базовой западной этике – будьте вежливы и участливы. Как известно, все, что нам действительно нужно знать о жизни, мы получаем еще в детстве – то есть, в детском саду. А в случае с музыкантом, детский сад – это репетиция существования в музыкальной индустрии. И если вы научились простым аспектам сосуществования с другими, то у вас будет гораздо меньше проблем.
9. ВЫ ПРОСЫПАЕТЕСЬ И ОБДУМЫВАЕТЕ СВОИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ
И, конечно, как же забыть о старом добром чувстве удовлетворения? Это самая первая причина, которая приводит людей в музыку (если, конечно, речь не идет об уроках фортепиано, на которые тебя заставляли ходить, когда тебе было семь лет). Нет ничего круче, чем просыпаться утром под аккомпанемент тысячи идей, витающих в твоей голове, а потом возвращаться домой вечером, с упоением думая о том, как здорово ты сегодня перепетировал. Это удовлетворение суммирует все вышеперечисленные признаки. Сомнения в отдельные моменты – это совершенно нормально, и если они – лишь небольшие темные пятна на общей базе вашей уверенности в том, что вы занимаетесь своим делом, то все идет правильным путем.