Эта статья опубликована на сайте SoundFly его создателем. Иэн Темпл – американский промоутер, журналист, пианист, профессиональный музыкант. Гастролировал по всему миру со своей экспериментальной группой Sontag Shogun.
ЧТО ДЕЛАЕТ ВАС ОСОБЕННЫМИ?
Как музыкант, который обожает музыку, я хожу на сотню концертов каждый год. Меня просто накрыло за последнюю неделю от того, что мне посчастливилось увидеть и услышать множество крутых вокалистов – это были люди с глубокими, бархатными голосами, люди с фальцетами, люди с блюзовыми голосами и т.д. Столько талантов вокруг, аж страшно!
Вместе с тем, я слышал довольно много очень талантливых исполнителей, о которых, тем не менее, почему-то сразу забыл. Так случается – на концерте я полностью погружаюсь в их музыку и получаю удовольствие, а через месяц не могу даже вспомнить названия или имени.
Заполучение внимания аудитории – одна из самых сложных задач музыканта. Но превращение этой аудитории в преданных поклонников, которые будут приходить на ваши концерты, покупать ваши записи и следить за вашими новостями – это еще сложнее. Как музыкантам, нам необходимо делать массу вещей для того, чтобы заполучить поклонников. Но самое главное, о чем нам стоит позаботиться в первую очередь – начать выделяться, найти точку отличия от всех других исполнителей.
МАНИФЕСТ ОТЛИЧИЯ
Мы обязаны сами для себя определить это отличие. Звучит как клише, однако не больно-то много я знаю музыкантов, которые сидят и детально разбирают вопрос своего отличия. Нет, ну серьезно, почему бы всем музыкантам не сделать это: найти какое-то ключевое предложение или два, которые будут манифестом, обозначающим то, чем они принципиально выделяются из всей массы музыкантов? Зацепиться можно за любую деталь – это могут быть ваши эпатажные костюмы, которые вы надеваете на выступления, это может быть ваш визжащий вокал или смесь диско и блюза и т.д.
Если вы хорошо продумаете этот самый манифест, он поможет вам сделать этот четкий и осознанный выбор: кем вы хотите быть и как ваша музыка должна влиять на слушателей. Ответ на этот вопрос может в некоторой степени даже удивить вас. Он поможет сфокусироваться на той части вас, которая наиболее полно показывает, кто вы есть на самом деле. Этот ответ будет полярной звездой, ведущей вас через все, что вы делаете.
Вы можете пока не знать ответа. Тогда самое начало начать спрашивать себя и экспериментировать. Это нормально, если ответ меняется время от времени – на самом деле, так и должно быть. Музыканты, которые остаются актуальными на протяжении долгого времени, непрерывно пересматривают свои взгляды на то, что делает их особенными. Только вспомните, сколько видов Мадонны было в истории поп-музыки. Или Дэвид Боуи, который проделал огромный путь от омнисексуального рокера-фрика до «конгрессмена» современной музыки!
ЧТО НЕ ДЕЛАЕТ НИКТО, КРОМЕ ВАС?
Одна из моих самых любимых историй для рассказа – это наши друзья the Dead Rat Orchestra (DRO). Они поехали вместе с богами пост-рока Godspeed You! Black Emperor в турне, где вечер за вечером в пятитысячных залах на разогрев никто не обращал внимания – их просто не слушали. Люди пришли на хэдлайнера, так с чего им наблюдать за какими-то бородатыми фолк-музыкантами, воющими в микрофон?
Группа, которую легко забыть, в подобном случае бы просто выкрутила громкость на полную. Но ребята из DRO понимали, что им нужно нечто особенное, чтобы получить внимание аудитории – они обязаны дать людям какой-то уникальный опыт, который они едва ли могли переживать до этого.
Они сняли свою обувь, взяли акустические инструменты и вышли играть посреди огромного театра, не подключив ни одного инструмента и микрофона. Вместо того, чтобы быть громче, они решили быть тише. И как ни странно, люди просто замолчали и начали внимательно слушать их. Это было что-то новое, и, конечно, людям понравилась такая обстановка. Вся остальная часть тура была для DRO очень успешной.
Подобное решение отлично сочеталось с концепцией самой группы. Они определяют себя, как авангардных фолк-исполнителей, которые транслируют классические фолк-традиции в новую музыку. У них есть одна песня, где они ритмично стучат топорами по бревну, в то же время что-то напевая поверх стука – это напоминает о старых рабочих традициях. Их тихое акустическое представление идеально вписывается в манифест их особенности – в любом большом зале таким образом они создают очень сплоченное, интимное пространство.
ИСПОЛЬЗУЙТЕ СВОЙ ГОЛОС И ОПЫТ ПО МАКСИМУМУ
Я до сих пор помню удивительный концерт никому не известного сомалийского хип-хопера по имени K’naan в одном из небольших клубов Монреаля в 2002 году. Он выступал на разогреве более именитого рэпера, но в ту ночь K’naan практически сбросил хэдлайнера со сцены. У него на сцене был бонго. Его тексты были очень проницательными и ясными. Он позиционировал себя больше, как поэта, нежели MC. Я не испытал совершенно никакого удивления, когда спустя несколько лет K’naan стал суперзвездой, выпустив сингл для мирового чемпионата по футболу 2010.