9 РОМАНОВ, НАПИСАННЫХ МУЗЫКАНТАМИ (И РЕАКЦИИ КРИТИКОВ)

9 РОМАНОВ, НАПИСАННЫХ МУЗЫКАНТАМИ (И РЕАКЦИИ КРИТИКОВ)

Если, как говорится «в каждом из нас есть книга», то авторам песен написание романов должно даваться легче, чем всем остальным – по крайней мере, они знают, что такое структура и ритм. В действительности очень многие поп и рок-звезды справились с автобиографиями при помощи редакторов, однако, что касается романов, за это дело брались совсем немногие. Создание самодостаточного мира в песне очень сильно отличается от создания мира в романе в 80 000 слов. Некоторые романы из перечисленных ниже снискали огромный успех у критиков, другим же покойный писатель Кристофер Хитченс бы посоветовал: «Внутри каждого из нас есть книга, и мы - это то самое место, где эта книга и должна оставаться».

УСПЕХ: ЛЕОНАРД КОЭН - “BEAUTIFUL LOSERS”

Называть Коэна успешным музыкантом, который превратился в успешного писателя, было бы неправильно. В первую очередь, он был поэтом и писателем, который стал успешным певцом. После двух сборников стихов в 60-е, после очень жесткой редакции издателя в 1963 году на свет появился главный роман Коэна “The Favorite Game”. За ним последовал “The Beautiful Losers” – экспериментальный роман о любовном треугольнике, который музыкант писал в 1965-1965 годах на греческом остове Идра. Роман, вышедший в 1966 году, вызвал много споров у публики и критиков на родине Коэна, в Канаде.

Книга довольно плохо продавалась, однако к концу шестидесятых, когда к Коэну пришел музыкальный успех, роман-таки получил запоздалые аплодисменты и признание критиков. Издание The Boston Gerald сравнило прозу музыканта с трудами Джеймса Джойса и Генри Миллера. В Toronto Star писали: «Коэн набрасывается на читателя со словами, образом, пиротехникой и любовью. Это бурная, поэтичная и очень интимная книга». В это же время даже первый его роман получил множество новых оценок. В одном из ревью Observer было написано: «Это писатель потрясающей энергии и воображения, раблезианский комик, создающий незабываемые сцены».

ПРОВАЛ: МОРРИССИ - “LIST OF THE LOST”

Все очень долго ждали мемуаров Моррисси, и опубликовал он их в 2013 году. В 2015 же он выпустил свой второй литературный труд под названием “List of The lost” вышел в издательстве Penguin Books, которое, в свою очередь, чуть не подорвало свою безупречную репутацию. Роман повествует о команде бегунов в 70-е годы, которая случайно убивает одного из своих товарищей, выпуская таким образом демона, живущего у него внутри.

Роман был единогласно разнесен в пух и прах. Особенно досталось одной постельной сцене, которая в переводе звучит примерно так: «В этот момент Элиза и Эзра свернулись в хихикающий снежок полной копуляции, крича в тот момент, когда они игриво кусали и хватали друг друга на опасной и шумной петле сексуально жестоких американских горок. Груди Элизы описывали бочку над  ревущим ртом Эзры <…>». (перевод Meduza.io). Именно за нее Моррисси удостоился премии за худшее описание секса в литературе (Bad Sex Awards).

УСПЕХ: НИК КЕЙВ - “AN THE ASS SAW THE ANGEL”

«Было возмутительно думать, будто рок-звезда может написать настоящий роман, - говорил Ник Кейв в туре в поддержку своего дебютного романа (кстати, переведенного на русский – “И Узре Ослица Ангела Божьего”), - отчасти меня раззадорило именно это – то, что все мне говорили, будто я не могу написать книгу. А мне непременно нужно было доказать, что они неправы». В книге Кейв объединил свои две навязчивые идеи о Ветхом Завете и Элвисе Пресли, и когда она вышла в свет в 1990 году, критики были поражены – роман даже выиграл в номинации «Книга года» издания Timeout. The Independent писали: «Этот материал невероятно яркий и образный, в нем есть что-то, что отчаянно хочет вырваться за пределы страниц».

ПРОВАЛ: НИК КЕЙВ - “THE DEATH OF BUNNY MUNRO”

Вокалист The Bad Seeds в очередной раз доказал - тот факт, что у тебя есть один заметный роман, еще вовсе не означает, что и все остальное, написанное тобой, будет обласкано критиками. Если на написание “And The Ass Saw The Angel” ушло четыре мучительных года, то “The Death Of Bunny Munro” был написан за шесть недель, и создавался он преимущественно на заднем сидении тур-автобуса. И критики это заметили. Найал О’Киффе, критик из Stoole Pigeon писал: «Здесь мы видим все недостатки Кейва как прозаика. Это лениво написанный, второсортный роман». После перечисления стилистических недостатков книги, критик задается вопросом, а с чего вообще Кейв взялся ее писать – «… наверняка, я ему позвонил издатель с просьбой написать роман, и заверил его, что книгу купят просто из-за имени, написанного на ее обложке».

Шон О’Хаган из The Guardian был более снисходителен в своей рецензии, но все равно написал: «По мере того, как события в книге развиваются, мрачная ирония сменяется настоящим ночным кошмаром, мы, читатели, начинаем задавать себе вопрос, а все ли в порядке с головой у ее автора?».

ЕЩЕ ОДИН ПРОВАЛ: БРЮС ДИКИНСОН - “THE ADVENTURES OF LORD IFFY BOATRACE”

Звезда хэви-метала, вокалист Iron Maiden Брюс Дикинсон – мастер на все руки. Он дипломированный пилот, предприниматель и неплохо фехтовал в юности (он был седьмым в Великобритании, когда отказался от фехтования в возрасте 23 лет). Однако его писательский талант был поставлен под сомнение, когда в 1987 году вышел его вдохновленный кокни, хулиганский роман под названием “The Adventures Of Lord Iffy Boatrace”. Изданная Sigwick & Jackson книга быстро вышла из печати, продавшись тиражом в 30 000 копий, и никогда больше не перепечатвывалась.

Мэт Сноу из Q писал: «Шок не в том, что Брюс Дикинсон вряд ли станет лауреатом Пулитцеровской премии, а в том, что в своей жизни я ни разу не видел фантастики хуже этой». Rock Pages же были намного благосклоннее: «Вряд ли у Дикинсона вообще есть хоть какое-то желание становиться заметным автором, однако его экстравагантная манера использовать слова могла бы пригодиться тем, кто хочет написать по-настоящему дерзкую историю».

УСПЕХ: ГИЛ СКОТТ-ХЕРОН - “THE VULTURE

Переход от поэзии джаза к прозе в случае Гила Скотта-Херона выглядел очень естественно, когда в 1970 году он выпустил книгу “The Vulture”. Как и в случае с Коэном, Скотт-Херон был известен еще до того, как к нему пришел музыкальный успех с выходом “The Revolution Will Not Be Televised”. Он учился в Линкольн Университете в Пенсильвании, и во время академического отпуска в конце шестидесятых написал сразу два романа – “The Vulture” и “The N***** Fatory”.

“The Vulture” получил восторженные отклики в прессе, когда он вышел в 1970 году, когда музыканту был всего 21 год. О романе пишут до сих пор. The Washington Post писали: «Уже более двух десятилетий Скотт-Херон задается вопросами о состоянии человечества, вопросами, о которых большинство из нас предпочло бы забыть. Его идеи о черной Америке ироничны и в то же время невероятно важны».

ПРОВАЛ: СЕРЖ ГЕНСБУР – “EVGUENIE SOKOLOV

Французский шансонье Серж Генсбур в своей родной стране считался настоящим художником слова, поэтому когда его первый и единственный роман “Евгений Соколов” вышел в свет в 1980 году, на него возлагались огромные надежды. Это 90-страничный рассказ о художнике, который использовал свой метеоризм для создания картин…

Певец заставил своего героя совершить самоубийство, однако назвал его именем одну из композиций 1981 года, рэгги-песню с мелодией, замененной звуками ветра. На самом деле, критики хвалили стиль Генсбура, видели злую иронию в отношении Франции того времени, и восхищались упрямством музыканта – на написание романа у него ушло 6 лет, за которые он стал экспертом по всему, что связано с желудочно-кишечным трактом. Издатель сократил 500 страниц текста до 90, что все еще казалось чрезмерным для романа, родившегося из старой шутки Генсбура.

Французский журнал Les Inrockuptibles писал: «История художника-пердуна, который убивает себя натуральным газом?... Что ж… Что мы можем сказать? Генсбур был гениальным автором песен!»

УСПЕХ: ДЖЕРАРД УЭЙ - “THE UMBRELLA ACADEMY”

Уэй, будучи фронтменом супер-популярной альтернативной рок-группы My Chemical Romance, умудрился вместе с Гэбриэлом Ба выпустить хитовый комикс под названием “The Umbrella Academy”. Серия повествует о супергероях-неудачниках, которые объединяют свои силы в борьбе с зомби-роботом Густавом Эйфелем. Пусть это и не роман в привычном смысле слова (а графический роман), но в 2008 году он стал самым популярным комиксом в мире – за релизом последовал десятисерийный фильм с участием Эллен Пейдж.

Также “The Umbrella Academy” получила награду Уилла Айснера – для создателей комиксов это то же самое, что Оскар для киношников.

ПРОВАЛ: БОБ ДИЛАН – “TARANTULA

Середина шестидесятых была временем психоделических экспериментов, и потоки сознания захватывали любые доступные пространства, вне зависимости от медиа. Неудивительно, что от проклятого фолк-поэта Боба Дилана ожидали многого, однако взрыв прозы и поэзии в его “Tarantula” был оценен не очень-то высоко. Знаменитый критик из The New York Times Роберт Кристгау писал, что “Tarantula” «не может быть литературным событием, просто потому, что Боб Дилан не является литературной фигурой». Знал бы он тогда, за что именно в будущем Дилан получит Нобелевскую премию… 

Предыдущая Следующая