Bernie Marsden и его ’59 "Beast" Les Paul
Bernie Marsden относится к самым незаметным легендам британского рока. Пресса и фанаты не очень часто вспоминают этого музыканта, а ведь он играл в таких знаменитых проектах как U.F.O и Paice Ashton & Lord, сотрудничал с Joe Bonamassa, выступал в составе Whitesnake образца 1978-1982.
Все это время рядом с Bernie был его 1959 Gibson Les Paul Standard, который он называет Beast. Бесчисленное количество песен было записано на этой легендарной гитаре. “Fool for Your Loving”, “Here I Go Again” и другие знаменитые хиты Whitesnake содержат треки со звуком этой гитары.
Сейчас Beast обретает вторую жизнь. Gibson Custom Shop в рамках серии Collector’s Choice выпускает копии этого инструмента, который получит название Collector’s Choice #8. Это самая точная, на которую только способны Gibson, реплика конкретной гитары. Отличный повод чтобы развести Bernie на разговор о Beast.
Когда ты купил эту гитару?
Это случилось в 1974. И недавно я встретил того парня, у которого взял этот инструмент. Я приехал на лондонскую церемонию Classic Rock Awards в декабре 2012 и тут он подходит ко мне и говорит: "Ты меня не вспомнишь, но это я продал тебе ту самую твою знаменитую гитару Beast". Но я его вспомнил, тем более, его имя у меня до сих пор на пикгарде этой гитары.
Было прикольно поболтать с ним спустя столько лет. Это же невероятная гитара. Мне было 22 или около этого и пришлось отдать дофига денег. Поначалу я был не в состоянии заплатить, но он кружил вокруг меня, в хорошем смысле слова, и в конце концов мы договорились. Я тогда играл в группе Wild Turkey и когда зашел в гримерку перед тем как нас позвали на бис, он уже был там. Это случилось в The Marquee, обычное место в Лондоне, где все пересекаются. До сих пор не могу понять, как ему удалось пройти в гримерку.
Ну и я вышел на бис уже с этой гитарой - он сказал: "Иди попробуй ее". Помню, потом чувак, игравший у нас на органе, спросил: "Ты что? Выкрутил на полную ручки на своем усилке?" настолько гитара звучала круче той, что была раньше. Но фишка была, что я не трогал усилок, просто звук был настолько крутой. Пришлось купить инструмент. Денег изначально не было, но я их нашел, в том числе и продавая другие гитары. С тех пор этот инструмент всегда со мной и я никогда его не отпускал его дальше, чем на расстояние, равное длине моей руки.
Этот парень не сказал, где он взял эту гитару?
Сказал, но только сейчас в 2012. Она была куплена в семидесятых у Andy Fraser из группы Free. Он говорит, что Andy взял ее у Paul Kossoff, который в свою очередь купил ее у Eric Clapton. Сейчас это крутая история, а в те времена всем было по барабану. Народ постоянно менялся друг с другом гитарами и никто не парился, откуда они пришли и кто был предыдущим владельцем.
А до этой гитары ты играл на Les Paul?
Ну да. У меня было немного во времена UFO и потом в Wild Turkey. Один я продал, чтобы купить Beast, это был черный Les Paul Custom. У него были кремовые рамки датчиков, как на гитарах Peter Frampton. Сейчас бы такой инструмент стоил кучу денег. Но пришлось его продать, все ради Beast.
И когда ты начал на нем постоянно играть?
С группой Hammer, которой рулил Cozy Powell. Он еще ведь и с Jeff Beck играл, поэтому ему нравилась эта гитара - она была похожа на один из первых Les Paul, на которых играл Jeff. Он кстати как-то заходил на наш концерт и потом спрашивал про эту гитару: "Эта не Эрика инструмент?". Я ответил: "Может и так, но точно не знаю".
Очень долго ходили слухи, что твой Beast и клептоновский Beano (с альбома John Mayall) это одна и та же гитара.
Тогда в 1974 Mark Henderson сказал, что ему казалось именно так. Но я знаю, что это разные гитары. Ведь украденный у Клэптона Les Paul был 1960 года, а мой Beast сделан в 1959 году. А у гитар этого года гриф намного толще, нежели у 1960. У моего Beast никогда не снимались крышки с датчиков, а клэптоновский на момент исчезновения был без крышек. Поэтому у меня однозначно не Beano. Но судя по тому что мне сказали в 2012, какая-то связь с Клэптоном у этой гитары есть. А когда я играю на ней что-нибудь с того альбома BluesBreakers, то инструмент всегда звучит как клэптоновская гитара.
Санберст на этом инструменте в другом стиле, нежели на том клэптоновском. Он всегда был таким или выцвел во со временем?
Когда он только появился у меня, то там было больше вишневого. На BBC есть видео Whitesnake - если вы его найдете, то поймете, о чем я говорю. Сейчас все выглядит, как будто за прошедшие годы цвет очень сильно изменился. Практически до неузнаваемости. Но ведь прошло-то 40 лет.
За эти годы гитара, наверное, хорошо поработала.
О да. Самой первой вещью, которую я на нем запасал, была песня “Na Na Na”, сингл Cozy Powell, попавший в Top10. Гитара прошла через множество сессий в семидесятых, включая Hot Chocolate. Она была везде, и на “You Sexy Thing” тоже.
Очень хорошо ее можно услышать на Stealing Home, первом альбоме, который я сделал с Babe Ruth. Ну и потом когда я уже был в Whitesnake, где я записал на ней “Here I Go Again” и “Fool For Your Loving”. На этой гитаре было сделано песен намного больше, чем я могу вспомнить, не говоря о концертах.
Ты до сих пор на ней играешь?
Играю. Но вот кто на ней играет еще больше - это Joe Bonamassa. Каждый раз, когда он бывает в наших краях, он берет ее тут же, как только захочет. А я ее храню бережно и регулярно играю только в студии. Но у нас с Джо на протяжении стольких лет такие близкие отношения, что я никогда не против одолжить ему ее. Тем более мне очень нравится слышать, как он играет на ней. Обычно-то мне редко когда удается послушать ее в чьих-то еще руках, помимо моих. А вот слушая как Бонамасса рубит на ней, понимаю, насколько она круто звучит. Спустя столько лет я наконец-то могу услышать, как она по-настоящему здорово звучит. Джо постоянно говорит: "Чувак, это безумная штука. И ее звук невероятен".
Что же такого особенного в этой гитаре?
Если бы я знал, то обязательно бы клонировал ее на протяжении всех этих лет. Уверен, там есть какое-то колдовство. У меня много Les Paul, все они отлично звучат, но этот особенный. Мне просто повезло. У многих моих друзей есть Les Paul, выпущенные в 1958 и 1959 - они великолепны, но все отмечают, что мой даже на их фоне звучит фантастически.
И что ты почувствовал, когда Gibson захотели сделать реплики Beast?
Это был очень эмоциональный момент. Быть на фабрике Gibson и видеть людей, которые вручную создают мою гитару заново, и весь это его фирменный звон… Я как-будто вернулся обратно в свое детство, когда мне было 15 лет и я держал в руках каталог Gibson. Похожее волнение в груди, только уже в другом возрасте. Смотришь на все и будто видишь своего ребенка на школьном выпускном.
Ну и как оно звучит в сравнении с оригиналом?
Это близко настолько, насколько вообще может быть. Конечно, реплика чуть погромче, но это, как мне кажется, из-за того, что там современные датчики. А мой 59 он уже очень старый и в любом случае навсегда будет оставаться уникальным. Я играл в своей жизни на очень многих Les Paul 1959 и они все немного разные по звуку - тут невозможно скопировать все до конца. Но вот внешний вид и ощущения в руках - тут, надо сказать, Gibson Custom Shop провели невероятную работу.
Например, на моем не хватает одного из трех винтов на пластине гнезда джека. Меня это никогда не парило, но Gibson повторили этот момент. Это же полная копия. Но думаю, вам обязательно надо иметь запасной винт на всякий случай.
Теперь когда у меня есть реплика, я могу брать ее на гастроли, чтобы не волноваться за сохранность оригинального Beast, который теперь если и будет на концертах, то если только с Joe Bonamassa. Он, помню, поиграв на Beast буквально пару раз, написал на своем сайте, что это один из самых лучших Les Paul всех времен. И именно он подтолкнул Gibson к тому, чтобы сделать копии этой гитары.
Очень приятно быть членом небольшого клуба Collector’s Choice. Мой номер #8 и это достаточно хорошо для меня. Billy Gibbons, наверняка, тоже присматривает себе какой-нибудь номерок. Он как-то пошутил: "Может, поженим твой Beast и мой Pearly Gates." Ха-ха.
Перевод: Сергей Тынку