Jackson JJ1 Scott Ian - взгляд из прошлого
Когда-то давно гитара Les Paul ассоциировалась исключительно с фирмой Gibson. Но те времена ушли в прошлое - ныне этот легендарный инструмент является индустриальным стандартом, который копируют в той или иной форме сотни других компаний по всему миру. В самом деле, кто из ведущих гитарных производителей не пытался в свое время сделать свою версию гитары Les Paul? Я таких не могу вспомнить. Практически любой, кого вы назовете, имеет либо в актуальном каталоге, либо в истории гитары, которые были близки к Les Paul по своей идее, звучанию или имиджу.
Когда мы ведем подобные разговоры в кругу гитарно озабоченных людей, то обязательно находится кто-нибудь, вставляющий короткий вопрос "А как же Fender?". Ответом может послужить напоминание о разных телекастерах с хамбакерами, махогони и вклееными грифами, а также именная модель Robben Ford, которая выпускалась лет десять назад. Таким образом, даже великие Fender не избежали соблазна "поиграть на лесполовском поле".
Однако, несмотря на то что люди пытаются копировать гитары Les Paul с давних дней и поныне, никому из производителей пока не удалось и близко подойти к той народной любви, в которой купаются легендарные творения Gibson. И это даже несмотря на то что время от времени среди инструментов так называемого "лесполовского" стиля попадаются весьма и весьма интересные гитары. Один из таких не так давно побывал в моих руках и я с радостью его изучил. Это Jackson JJ1 Scott Ian.
Эту гитару давно не выпускают. И там своя достойная латиноамериканских сериалов история отношений гитариста группы Anthrax и компании Jackson. Они были вместе, потом расстались, потом опять соединились, но уже для того чтобы делать гитару другого дизайна (Soloist). А на долю JJ выпала доля остаться в памяти поклонников Scott Ian и лиц, увлекающихся историей Jackson. Изредка этот инструмент можно встретить на вторичном рынке - его дизайн сложно назвать очаровательным, но при этом звук оставляет самое приятное впечатление.
Внешне и конструктивно JJ1 представляет Les Paul с парой элементов из репертура SG - речь идет о двух рогах и отсутствии кленового топа. При этом толщина корпуса вполне лесполовская. Еще одной "эсгэшной фишкой" можно назвать отсутствие пластиковой окантовки корпуса. Голова грифа выглядит вполне в "гибсоновском" стиле. Черта, которая не может не радовать на JJ в сравнении с Gibson - это черное дерево на рабочей поверхности грифа. К сожалению, на Gibson оно встречается намного реже, нежели того хотели бы покупатели этих гитар.
Достаточно серьезными шагами в сторону от "гибсоновского" стиля являются большая (25.5 дюймов) мензура и система бриджа со "струнами сквозь корпус". Подобная система бриджа по мнению всех гитарных специалистов, что я видел в своей жизни или чьи материалы читал в прессе, является более эффективной в сравнении с традиционными гибсоновскими "тюноматик плюс стопбар". В качестве аргументов приводится множество умных вещей типа "лучше резонанс древесины".
Самое забавное, что ребята с Gibson тоже разделяют эту точку зрения насчет "струны сквозь корпус" и готовы хоть затра начать делать такие бриджи на Les Paul. Но когда ты знаменитость и звезда - ты теряешь часть своей свободы. То же самое с гитарами. Думаете, у Gibson много свободы делать инструменты? Да они зажаты в самые крепкие тиски на свете. У народа давным давно сложилось четкое мнение, что такое правильный Les Paul (SG, Flying V, Strat, Tele и т.д.). И если вы попытаетесь делать классический инструмент в необычном для него цвете, или не дай бог с иным бриджем - вас скорее всего будет ожидать неудача - люди не будут покупать такие гитары. Примеров этому сотни. И производители типа Fender/Gibson, выпуская новые гитары, сталкиваются с подобным постоянно. Невероятно тяжело бороться с собственными же классическими моделями.
Поэтому если вы когда-нибудь и встретите на Gibson систему "струны сквозь корпус", то скорее всего это будет Flying V ретро-стиля. Другое дело Jackson - у них в этом плане все гораздо свободнее. И вы сможете встретить у них больше разнообразия по части бриджей. Поэтому на JJ1 оно "струны сквозь корпус".
Еще одна вещь, которую вы вряд ли встретите на Gibson (если это только не Buckethead Les Paul) - это волшебная красная кнопка "killswitch". Очень интересный манящий ваши руки алый кружок, дающий возможность легким движением создать прикольные звуковые эффекты, звучащие достаточно актуально. Кто-то может заметить, что при желании такую кнопку можно без особых проблем установить на любой Les Paul, но ведь, говоря в подобном стиле, мы дойдем до того, что на Les Paul можно поменять гриф, расточить корпус под активную электронику и сделать много других апгрейдов, которых не было изначально.
Очень забавными вещами, которые к сожалению понравятся далеко не всем, являются "веселые дизайнерские штучки", которыми украшена эта гитара в соответствии с чувством юмора, которым всегда славилась группа Anthrax. Речь идет об инкрустации с игральными костями на 12 ладу и логотипе Jackson, похожем на то, что собирают дети из кубиков со своей первой азбукой. Обычно все эти фишки мы встречаем на рокабильных гитарах в стиле "Gretsch имени Brian Setzer", а на гитаре для тяжелой музыки оно выглядит как минимум забавно. Мне кажется, если бы в свое время Jackson еще бы и цвет корпуса для этого инструмента подобрали бы повеселее (желтый, салатовый, голубой), он бы вообще смотрелся убойно стебово, что добавило бы ему популярности.
Когда вы возьмете гитару в руки, то обнаружите еще одну неожиданную вещь. Это профиль грифа - он очень близок к старинному фендеровскому V. В этом нет ничего плохого или хорошего. В любом случае, вы привыкнете к нему достаточно быстро.
На JJ стоят датчики Seymour Duncan, которые спроектированы специально для Scott Ian - они выглядят весьма агрессивно и звучат именно так, как этого ожидаешь. Касаемо внешнего вида этих звучков - то они за счет рельсов кажутся продолжением грифа с ладами и в этом есть своя специфическая гармония.
Если сравнивать звучание инструмента с Les Paul, то вряд ли вы услышите какую-то разницу в характере звучания. Можно отметить, что Jackson тяжелее большинства Les Paul. Его саунд крайне близок к гитарам с датчиками типа Gibson 500T (например, Les Paul Classic). На чистом звуке этот Jackson весьма невыразителен. И это закономерно - ведь он совсем не предназначен для игры на чистом звуке. И более того, я считаю, что именно за счет отсутствия кленового топа мы получаем очень мутный "замыленный" звук, близкий к SG.
В целом, при знакомстве гитара оставляет самое благоприятное чувство, но как обычно бывает в таких случаях с некоторым оттенком грусти. Когда ты держишь в руках очень хороший, качественный инструмент с приятным звуком и удобными контурами, но при этом знаешь, что его давно сняли с производства, это не может не расстраивать. К сожалению, наш мир устроен так, что не всем гитарам дарована вечная жизнь. Les Paul, Strat, Tele и другие классические электрогитары будут жить всегда - вряд ли кто-нибудь в этом сомневается. А вот что касается сотен прочих инструментов, то им везет меньше. Их в любой момент могут "убрать из каталога". Увы. Хотя это, конечно, мелочи на фоне того, что все (и даже самые великие) люди смертны.
Автор текста: Сергей Тынку