БИ БИ КИНГ И ЕГО “LUCILLE”
Случай, когда великий, а то и просто известный гитарист нарекает свою самым правильным образом звучащую гитару неким собственным именем — далеко не редкость. Но чаще всего информация о таком имени инструмента не выходит за круг поклонников артиста, и уж точно не становится достоянием массовой музыкальной культуры. А вот имя гитары добрейшего и влиятельнейшего американского блюзмена Би Би Кинга (B.B. King, 1925–2015) не только известно, как минимум всему рок- и поп-музыкальному миру, но и упоминается в песнях массы артистов — вспомним хотя бы группу Deep Purple. Что же сделало этот полуакустический инструмент таким известным и как бренд Epiphone удовлетворил запрос всех далеко не звёзд гитары, которые хотят обратиться к истокам той музыки, что сейчас зачастую именуется поп-блюзом?
Би Би Кинг — не самый обычный блюзмен в привычном устоявшемся смысле этого термина, и любимую гитару (правильнее сказать — гитары) он именует не так, как собратья по сцене. Одно соответствует другому — как известно, Би Би Кинг не пел, если играл на гитаре (и наоборот), а имя «Люсиль» относилось вовсе не к единственной гитаре Маэстро, но к многим его инструментам. В любом случае, сам музыкант и его гитары с именем “Lucille” были понятием неразделимым — и не год, не два, а целых 65 лет! Звук “Lucille” в эти годы был вторым голосом Би Би Кинга.
История гитары с собственным именем “Lucille” восходит к 1949 г. Нет, тогда это был вовсе не знакомый всем инструмент с чёрным корпусом и позолоченной фурнитурой, крайне похожий на гитару Gibson ES-355. Это был арктоп Gibson L-30 с уменьшенным корпусом, на котором Би Би Кинг играл на танцах в так называемом ночном клубе арканзасского городка Твист. На дворе стоял холодный февраль, и владелец «клуба» (фактически — сарая со сценой) обогрева ради поставил посередине зала, по воспоминаниям музыканта, «мусорный бак, наполовину заполненный керосином». Керосин подожгли — вот вам свет и тепло! На беду, в аудитории началась драка двух парней, и бак опрокинули… Сарай вспыхнул моментом, публика и музыкант пулей оказались на улице — но тут Би Би Кинг обнаружил, что оставил свою гитару внутри «клуба». За гитару было плачено $30, сумма вовсе немало по тем временам — и блюзмен ринулся назад, и успел спасти инструмент в тот момент, когда здание уже начало рушится. Назавтра выяснилось, что драчуны погибли в огне, а повздорили они из-за официантки по имени Люсиль. В честь неё и была названа гитара, напоминающая теперь Би Би Кингу о том, «чего более никогда делать не стоит — то есть спасать инструмент из огня практически ценой своей жизни».
В 1958 г. компания Gibson запускает в серию ставшую в будущем знаменитую полуакустическую гитару ES-335, и Би Би Кинг нашёл свой усиленный звук и свою новую «Люсиль». Достаточно сказать, что именно на ES-335 им был сыгран весь концерт 21 ноября 1964 г. в чикагском зале Regal Theater, изданный на альбоме “Live At The Regal” (1965) и считающийся чуть не с момента его появления на рынке одним из важнейших 150 блюзовых альбомов всех времён и народов. Затем имя перешло к величественно выглядевшей модели ES-355 с позолоченной фурнитурой, многослойной окантовкой корпуса и большими перламутровыми метками на грифе, оснащённой двумя звукоснимателями-хамбакерами и моно- и стереофоническим выходами, что обеспечивало инструменту одновременно резкое и певучее звучание.
На ES-355 Би Би Кинг играл до 1980 г., когда ему поступило предложение от Gibson Guitars о создании именной модели, получившей, что закономерно, название Gibson Lucille. Фактически это была модифицированная ES-355 с новой головой грифа и, что самое важное, без резонаторных эф на корпусе. Не секрет, что играя на гитарах ES-335 и 355 музыкант почти все время наталкивал через эфы внутрь корпуса тряпки, чтобы минимизировать эффект акустической обратной связи, то есть фидбэк. На протяжении четверти века Gibson Lucille выпускалась в массе модификаций, среди которых стоит отметить Gibson King Of The Blues и Gibson Super Lucille. В 2005 г. к юбилею музыканта брендом была представлена модель Gibson Lucille 80th Birthday, ставшей основной концертной гитарой Би Би Кинга. Её серия начитывала всего 80 штук.
А сейчас масса гитаристов могут стать обладателями своей «Люсили» в облике гитары Epiphone B.B. King Lucille, с великолепным, настоящим блюзовым звучанием и аутентичной конструкцией и дизайном. Корпус гитары выполнен из пятислойной кленовой фанеры, с подкреплением из ели и центральным блоком из кленового бруса. Покрытие корпуса — глянцевый чёрный лак. 22-ладовый вклеенный кленовый гриф с длиной мензуры 24¾" (629 мм) и радиусом скругления 12" (305 мм) имеет профиль Rounded C; он оснащён накладкой из чёрного дерева. Струнодержатель — Gibson TP-6 с прецезионными тюнерами.
Для гитар Lucille всегда была характерна богатая электроника — на сей раз она представлена звукоснимателями-хамбакерами Alnico Classic PRO, регуляторами громкости и тембра (2+2) на основе потенциометров CTS, трёхпозиционным переключателем Epiphone Toggle и шестипозиционным пресетным темброблоком / фильтром Varitone Switch аутентичной конструкции. Плюс традиционная пара выходов — моно и стерео. Дополняется это великолепие латунной крышкой анкерного стержня с гравировкой в виде автографа Би Би Кинга, перламутровой инкрустацией “Lucille” на голове грифа, и традиционной позолоченной фурнитурой. В комплекте — набор струн калибра .010–.046 и кейс модели EpiLite. Возможно, что с этим инструментом вы не будете давать интервью журналу «Ровесник», но зато окажетесь властелином настоящего блюзового тона, который завещал нам Би Би Кинг.