БОЛЬШЕ ТАРЕЛОК БАРАБАНЩИКУ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

БОЛЬШЕ ТАРЕЛОК БАРАБАНЩИКУ, ХОРОШИХ И РАЗНЫХ

Ударная установка была и остается главным музыкальным инструментом на рок- и поп-сцене, привлекающим внимание публики еще до начала выступления артиста. Согласитесь, если на сцене нет ударной установки, то и отношение к музыкантам складывается несколько подозрительное… Конечно же, главное внимание привлекают не барабаны, а сверкающие тарелки — было время, что по количеству тарелок судили о классе барабанщика! Хотя это утверждение несколько спорно, никогда не лишне вспомнить о том, какие, собственно, тарелки, входят в состав современной ударной установки, и дать самые общие рекомендации относительно их предпочтительных моделей.


Тарелки могут потягаться с барабанами за звание самых древних музыкальных инструментов на современной поп- и рок-сцене — не всякий знает, что один из ведущих брендов Avedis Zildjian ведет свою историю аж с XVII века. И поэтому вокруг тарелок и процесса их разработки и непосредственного изготовления рассыпано очень много легенд и чуть ли не суеверий. Но вряд ли кто будет спорить, что звучание тарелок зависит от их размера (точнее, диаметра), профиля в диаметральном разрезе и толщины кромки. Однако на звучание тарелок в процессе изготовления большое влияние оказывает и процесс наковки поверхности на части продукции, и иные технологические приемы. Неудивительно, что все ведущие бренды по изготовлению тарелок тщательно скрывают если не химический состав сплавов для тарелок, то уж наверняка собственные технологические процессы.

Ведущая четверка тарелочных брендов — это уже упоминавшийся Avedis Zildjian (или просто Zildjian), Meinl, Paiste и Sabian. Да, тарелка — инструмент несколько эзотерический, и выбор зависит от ваших личных предпочтений в звучании и финансовых возможностях, но все же считается, что «восточные» тарелки (Zildjian, Bosphorus, Istanbul Agop и отчасти Sabian) отличаются чуть более мрачным и глухим звучанием. Но как бы ни звучали тарелки, а играют на них в 95% случаев в составе ударной установки. Так вот, современная комплектность ударной установки, невзирая на все успехи джаза в 20-е годы прошлого века сложилась только к 1935 году. Изобретателем той ударной установки, которую мы все знаем, стал великий американский барабанщик Джин Крупа (Gene Krupa, 1909–1973) — он же заложил и основные принципы формирования набора тарелок для полноценной ансамблевой и сольной игры.




Однако одно из самых важных дополнений к современному облику ударной установке случилось еще в 1926 (или в 1927) году — Барни Уолберг (BarneyWalberg) из компании WalbergandAuge, занимавшейся производством перкуссионных наборов, крепившихся по тем временам сверху бас-барабана, изобрел хай-хэт (Hi-hat) — ту самую сдвоенную тарелку с ножной педалью, что ставится под левую ногу у барабанщика-правши. Нельзя сказать, что ножные тарелки не применялись ранее: хай-хэту предшествовал клэнгер (Clanger) — малая тарелка, подвешивавшаяся к ободу бас-барабана, а звук из нее извлекался палочкой, прикрепленной к педали барабана. За клэнгером последовал лоу-хэт (Low-hat) — там пара тарелок размещалась на высоте примерно 200 мм и допускала игру только педалью. Революционность хай-хэта заключалась в том, что он допускал равноправную игру как педалью, так и палочками. Появился инструмент — появились и виртуозы игры на нем: первым барабанщиком, виртуозно освоившим хай-хэт, стал Джо Джонс (JoJones, 1911–1985), с 1934 по 1948 год игравший в знаменитом джаз-оркестре Каунта Бэйси (Count Basie). Именно Джо стал пионером использования хай-хэта как главного ритмического компонента ударной установки и зафиксировал открытое положение хай-хэта с разомкнутыми тарелками как нормальное.

До конца 60-х годов стандартизованный диаметр тарелок хай-хэта составлял 14" (356 мм), хотя в ходу были и тарелки диаметром 12" (305 мм) и 13" (330 мм). В 70-е и 80-е расцвет рок-музыки привел к расширению ассортимента таких тарелок — в ходу были и до сих пор есть диаметры от 8" (203 мм) до 14" (406 мм). При этом тарелки для хай-хэта различных брендов могут весьма разниться между собой размером и формой колокола (Bell), то есть выпуклой средней части тарелки, где толщина металла больше. Наиболее опытные барабанщики сейчас применяют не один хай-хэт, а два или более — они крепятся с противоположной стороны установки, фиксируются в закрытом положении (то есть с сомкнутыми тарелками) и допускают игру только палочками или рукой. Безусловно рекомендуемые тарелки для хай-хэта —


Вторая совершенно необходимая тарелка в ударной установке — это райд-тарелка (Ridecymbal), на которой вместе с хай-хэтом лежит основная ритмическая функция применительно именно к тарелкам. Она устанавливается с противоположной от хай-хэта стороны над том-барабанами. В экстремальных ситуациях, а также при игре с минимальным барабанным набором, что практикуется в отдельных рокабилли-составах, райд-тарелка заменяет собой хай-хэт, поскольку может дублировать практически всё звучание хай-хэта, за исключением звука в закрытом положении последнего. Как правило, райд-тарелки имеют небольшой размер колокола и небольшую толщину, причем характер звукоизвлечения определяется местом нанесения удара — по колоколу, по серединной зоне и по краю тарелки. Стандартный диаметр райд-тарелок находится в диапазоне 18"–22" (457–559 мм), однако в настоящий момент производятся подобные тарелки как диаметром 8" (203 мм), так и 26" (660 мм), однако лучшими по звучанию считаются 22-дюймовые райд-тарелки. Отдельная разновидность райд-тарелок — плоские райд-тарелки (Flatridecymbal) без колокола, первоначально разработанные компанией Paiste в серии Formula 602 в 60-е годы. Их стандартный диаметр — 20" (508 мм), и в настоящий момент на рынке представлены подобные тарелки брендов Meinl (Byzance 20" JazzFlatRide), Zildjian (20" KLightFlatRide и 20" KCustomFlatTopRide) и естественно, Paiste (20" Formula 602 MediumFlatRide). Здесьмырекомендуемтарелки Sabian 20" AA Rock Ride Brilliant и24" AA Bash Ride Brilliant и Paiste 20" PST 8 Reflector Rock Ride.



Наибольшим образом отвечает самым широким представлениям о тарелке как ударном инструменте крэш-тарелка (Crashcymbal), предназначенная для обыгрывания ритмических акцентов и сбивок в музыкальном произведении. При наличии в ударной установке одной такой тарелки она устанавливается со стороны хай-хэта, вторая крэш-тарелка ставится с противоположной стороны. Нормальным диаметром крэш-тарелки считается 14"–18" (356–457 мм), хотя серийно выпускаются и тарелки диаметром от 8" (203 мм) до 24" (610 мм), а на заказ делаются и тарелки диаметром 28" (711 мм). При наличии двух крэш-тарелок в установке рекомендуемый диаметр одной из них — 16" (406 мм), а второй — более 16". Крэш-тарелки имеют различную толщину, причем именно по толщине они подбираются для исполнения различных стилей музыки: чем тяжелее и динамичнее по звучанию исполняемый материал, тем толще крэш-тарелки. Существуют и крэш-тарелки с дизайном «дуршлага» — с просверленными на рабочей поверхности отверстиями. Кроме того, цвет крэш-тарелки также выдает ее звучание: яркие, полированные тарелки отличаются более звонким звучанием, тогда как у окислившихся тарелок оно более глухое и «округлое». Считается, что крэш-тарелки именно с таким звуком лучше подходят для исполнения джаза. И крэш-тарелки


Нужно отметить, что минимальная комплектация ударной установки (хай-хэт и одна тарелка) также подразумевает использование заглушенной, то есть установленной на фетровую прокладку, тарелки крэш-райд (Crash ride cymbal), допускающей универсальную игру в обоих вариантах их использования. Конечно, такую конфигурацию и такие тарелки (называемые также Mediumcymbal) можно воспринимать как анахронизм, но тем не менее они выпускаются и из каталогов брендов никуда не пропадают.

Две последних модели тарелок в нашем обзоре являются некоторой экзотикой и, как правило, используются музыкантами с опытом, желающим расширить свою игру за счет новых звуков. Первая из них — это сплэш-тарелка (Splashcymbal), устанавливаемая впереди малых томов на ударной установке и предназначенная для обыгрывания ритмических сбивок. Эти тарелки, имеющие стандартный диаметр 8" (203 мм) и 10" (254 мм) — изобретение уже упоминавшегося Джина Крупы. После долгого использования в джазе возрождение сплэш-тарелок произошло лишь в конце 70-х, когда барабанщик группы The Police Стюарт Копленд (Stewart Copeland) вновь ввел их в музыкальный обиход. Возвращение этих тарелок к жизни расширило их номерклатуру (сейчас выпускаются сплэш-тарелки диаметром от 4" до 13") и способы установки — многие барабанщики используют перевернутые сплэш-тарелки, заглушают их, или вообще собирают «елки» из пары разноустановленных (обычная и перевернутая), а то и тарелок разного диаметра. ЗдесьфаворитыSabian 10" AAX Splash Brilliant и «дуршлаг» 8" AAX Air Splash Brilliant, атакже Zildjian 6" 'A' Custom и 9 ‘K’ Custom. Вторая популярная экзотика — это китайская тарелка (Chinacymbal), она же трэш-тарелка (Trashcymbal), по звуку близкая к китайскому гонгу — то есть слишком резкая для европейского слуха. Внешне подобные тарелки выделяются массивным колоколом в форме цилиндра, усеченного конуса или перевернутого усеченного конуса и перевернутой наружной кромкой, а иногда и тем, и другим. Могут применяться отдельно или дублировать как крэш-, так и сплэш-тарелки при диаметре от 8" (203 мм) до 20" (508 мм), и мы рекомендуем такие модели, как Zildjian 19" K China Boy и Sabian 18" B8 Chinese и 18" HHXChinese. А дальнейшее пополнение «тарелочной» части ударной установки зависит только от ваших идей и оправданных амбиций.


Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая