ЧТО ТАКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ СПОНСОРСТВО И КАК ЕГО ПРИВЛЕЧЬ?
Быть музыкантом не так уж дешево, не правда ли? Мы тратим деньги на запись, гастроли, инструменты и оборудование, их ремонт, платим за участие в конкурсах и т.д. А еще нужно снимать жилье, есть и одеваться так, чтобы прохожие на улицах не шарахались. И совершенно естественно в таких условиях в какой-то момент начинать искать возможности для сокращения собственных трат.
Вы можете думать: «А не значит ли это – продаться?». Ну, в некоторых случаях бывает и так, но в большинстве – все же нет. Как скейтеры спонсируются разными компаниями, так и множество музыкантов являются представителями брендов. Например, компания, производящая педали, снабжает гитариста своим продуктом в обмен на контент для соцсетей, демонстрирующий возможности этого продукта.
Так как же музыканты получают спонсорство и становятся эндорсерами? Вот четыре стандартных шага.
1. УБЕДИТЕСЬ, ЧТО ВЫ ГОТОВЫ К СПОНСОРСТВУ
Может быть это довольно неприятно слышать, но даже если вы самый талантливый в мире музыкант, для того, чтобы начинать искать спонсорство, вам нужна кое-какая база:
- Продаются ли ваши концерты в родном городе?
- Часто ли вы гастролируете?
- Зарабатываете ли вы (хоть совсем небольшие) деньги?
- Много ли у вас подписчиков в соцсетях?
- Много ли у вас просмотров на YouTube?
- Есть ли у вас действующая е-мейл рассылка?
Все это – важная основа для получения спонсорства. Стимул для потенциального спонсора – это схожая с вами философия, доступ к похожей аудитории, но так же он ждет от вас и расширения этой аудитории, нового взгляда на бренд. Мы выделили строчку с соцсетями, потому что бренды всегда ищут доступ к новым сильным сообществам – это самый главный их стимул.
2. ONE-SHEET
One-sheet – это одностраничный документ, в котором представлены короткая биография, информация об участниках группы, похожие артисты (часто это выглядит примерно так: «для поклонников того-то», «рекомендуется, если вам нравится то-то»), ссылки на ваш онлайн пресс-кит (EPK), вебсайт, музыку и соцсети.
Документ может быть в Word, Google Docs или PDF. Постарайтесь сделать его привлекательным, но не перестарайтесь – пестрить цветами, как казино в Лас-Вегасе, он не должен. Ваша цель – сделать маленький, но информативный материал, который поможет компаниям понять, кто вы такие, за одну минуту.
3. НЕТВОРКИНГ
Золотое правило для достижения любой цели в вашей музыкальной карьере – это то, что вы просто обязаны постоянно общаться с людьми.
- Выходите из дома и идите на концерт, фестиваль, в кофейню – куда угодно, где, как вам кажется, могут обитать ваши потенциальные фанаты или группы, которые вам самим нравятся или могут понравиться. Местные концерты – это идеальное начало, потому что ходят на них все с одной и той же целью (открыть новую музыку и встретиться с людьми со схожими убеждениями). С людьми, которые играют ключевую роль на вашей музыкальной сцене, всегда нужно общаться вживую. Конечно, многое зависит от города, и если сцены как таковой не существует, то… почему бы не начать ее строить самостоятельно? Путь долгий и сложной, но кто сказал, что будет легко? Если не существует встреч, посвященных проблемам вашей сцены, то и их нужно начать организовывать. Если вам кажется, что рядом нет почти никого, то пригласите для диалога хотя бы одного или двух человек, сделайте анонс и позовите заинтересованных в качестве зрителей – и вы увидите, что все не так плохо. Создание еженедельного или ежемесячного события помогает собираться вместе людям (на концертах иногда все же довольно сложно обсуждать какие-то проблемы), укрепляет городское музыкальное сообщество и отношения между людьми.
- Используйте возможности соцсетей. Вместо того чтобы постить селфи на фэйсбуке, постарайтесь использовать его силу. Создавайте группы по интересам, задавайте вопросы и ищите поклонников и промоутеров. Если вы решаете сделать DIY-конференцию, а где-то в далеком городе живет интересующий вас промоутер, пригласите его поучаствовать с помощью скайпа или онлайн-трансляции.
4. ИДЕАЛЬНАЯ ЗАЯВКА
Есть определенные правила, связанные с заявками и письмами к прессе, в письменном общении с потенциальными спонсорами тоже есть свои правила и этикет. Первый шаг – это составить список компаний, с которыми вам было бы интересно поработать. Хорошо подумайте, какие бренды соотносятся с вашим личным брендом, вашим имиджем и убеждениями как артиста. Не брезгуйте маленькими местными компаниями – небольшие партнерства тоже могут принести пользу. Также подумайте о компаниях, которые вы уже поддерживаете – наверняка есть бренды, товарами и услугами которых вы пользуетесь постоянно. Конечно, лосьон для умывания вам вряд ли поможет, а вот футболки и обувь – самое то.
Как только список составлен, начинайте обзванивать компании и писать письма. Каждое письмо должно быть обращено к конкретному человеку, и информировать его о том, почему именно вы так хотите работать с брендом, который он представляет. Чем более персонализировано будет письмо, тем лучше для вас. Упомяните о проектах, которые вам понравились у компании в прошлом – это покажет, что вы можете думать, как бизнесмен. Компании обычно получают довольно много подобных писем и не могут отвечать на все подряд, поэтому в своем письме сконцентрируйтесь не на том, чтобы показать, как сильно вы хотите сотрудничества, а на том, какую пользу из него может извлечь сам бренд.
Когда отправите письмо, если оно останется без ответа, спустя пару недель отправьте дружелюбное напоминание – спросите, получил ли респондент ваше сообщение и можете ли вы ответить на какие-то вопросы.
И последнее: старайтесь не расстраиваться, если не получаете мгновенного ответа и не заинтересовываете кого-то. Если ваше предложение отклонили, не стесняйтесь спрашивать, чего именно ищет бренд, когда принимает решение кого-то спонсировать – в таком вопросе нет ничего плохого. Если вы будете последовательны и вежливы, то сможете получить очень ценную информацию, которая поможет вам в будущем в общении с потенциальными спонсорами.
Старайтесь не торопиться и не переживать по поводу отказов. Получение спонсорства – процесс очень долгий (и интересный). Главное, не вешать нос и продолжать поиски, даже после того, как вам 50 раз скажут «нет».