ЧУВСТВО СВОБОДЫ: ЦИФРОВЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ РАДИОСИСТЕМЫ

ЧУВСТВО СВОБОДЫ: ЦИФРОВЫЕ ВОКАЛЬНЫЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ РАДИОСИСТЕМЫ

Вот уже более 30 лет сценическая работа и поп-исполнителя, и рок-музыканта непредставима без радиосистем, обеспечивающих каналы связи микрофонов и носимых инструментов со сценическими усилителями. Требования к подобным радиосистемам понятны — минимальные габаритные размеры, также минимально возможная масса, устойчивость в работе в оговоренном радиусе действия и, что немаловажно, механическая прочность корпуса: на сцене может случиться всякое. По существу, подобная радиосистема, как и личный инструмент или микрофон, являются настоящим творческим оружием музыканта, и поэтому все вышеперечисленные требования — не блажь, а суровая необходимость.

Первая вокальная радиосистема для работы на сцене была изготовлена в 1947 году, а патент на неё оказался получен десятилетием позже. Но столь нужное для современной музыки развитие и производство подобных устройств сдерживалось и известной громоздкостью комплектующих и в еще большей степени вопросом выбора стандартизованной несущей частоты радиоканала, не пересекающейся ни с какими зарезервированными частотами. Как ни странно, этот вопрос в общем смысле не решен и поныне — избранные в настоящий момент нелицензированные частоты канала цифровых вокальных и инструментальных радиосистем, в том числе 900 МГц, 2.4 ГГц и 6 ГГц, имеют свои ограничения по географическому или пространственному использованию. Однако, поскольку заявленный радиус работы радиосистем не превышает 100 метров, это снимает остроту вопроса.


Не будет преувеличением сказать, что все артисты, использующие микрофоны Shure, используют и радиосистемы этого бренда: среди них такие величины, как Ленни Кравиц (LennyKravitz), Джон Лидженд (John Legend), Патти Смит (Patti Smith) и Слэш (Slash), а также группы AC/DC, Megadeth, Korn и DixieChicks. Более того, применение радиосистем Shure является фактическим стандартом при проведении крупномасштабных музыкальных церемоний в США. И одной из самых популярных цифровых вокальных радиосистем Shureна сегодняшний день является линейка GLXD24E, в которую входят модели GLXD24E/SM58, GLXD24E/SM86 и GLXD24E/B87A с рабоцей частотой радиоканала 2.4 ГГц. Общего у линейки, позиционируемой производителем как радиосистема для полупрофессионалов и профессионалов — приемник GLXD4 и передатчик GLXD2. В радиоканале приемника реализована технология автоматического управления частотой с непрерывным мониторингом LINKFREQ, ликвидирующая помехи и прерывания при переходе на резервные частоты. Наличие у GLXD4 двух антенн обеспечивает отсутствие мёртвых зон приема сигнала передатчика. При этом на сцене одновременно может работать до восьми комплектов приемников и передатчиков. Передатчики четырех упомянутых моделей разнятся микрофонными картриджами — суперкардиоидным Shure Beta 58A, кардиоидными SM58 и SM86 и суперкардиоидным Beta 87A, последний из которых имеет заявленный динамический диапазон 117 дБ. Передатчик оснащен литий-ионным аккумулятором с интеллектуальным управлением, допускающим зарядку через зарядное устройство с USB-портом или через специальный порт на передатчике. Признанный лучшим в своем классе аккумулятор держит заряд 16 часов, а всего 15 минут зарядки через передатчик обеспечивают работу радиосистемы в течение полутора часов. На приемнике имеется яркий и понятный жидкокристаллический индикатор зарядки батареи. Частотный диапазон передатчиков соответственно модели: 50–16 000 Гц, 50–15 000 Гц, 20–20 000 Гц и 50–18 000 Гц; радиус действия — 60 м. Специалисты указывают не только на отличную механическую прочность комплекта, но и на весьма малую массу приемника, поэтому рекомендуют крепить его как можно более надежно.

 В свою очередь, серия Shure ULXD24E (модели Shure ULXD24E/SM58, ULXD24E/BETA58 и ULXD24E/SM87A) — это вокальные радиосистемы уже для ультимативных профессионалов. Они обеспечивают передачу достоверного сигнала с дискретизацией 24 бит / 48 КГц и шириной динамического диапазона 120 дБ. Важной функцией является возможность дополнительного регулируемого усиления сигнала до уровня +60 дБ. Безопасность передачи данных по радиоканалу обеспечивается шифрованием по стандарту AES-256. Частоты передачи лежат в диапазоне 606–670 МГц, причем в радиоканале 6 МГц можно подключить до 17 активных совместимых передатчиков, а в радиоканале 8 МГц — до 22. Приемник поддерживает интеграцию с сетью Ethernet и программным обеспечением Wireless Workbench / Workbench 6, позволяющим управлять всеми его настройками через ПК или ноутбук. Управление возможно и с i-устройств посредством приложения ShurePlus. Установленный на приемнике яркий и понятный жидкокристаллический дисплей обеспечивает, помимо прочего, индикацию заряда батарей передатчика в режиме реального времени, то есть в полных часах и минутах. В комплект поставки входят аксессуары для монтажа приемника в рэковую стойку, блок питания, две полуволновых антенны и адаптеры и кабели с разъемами стандарта BNC. В передатчиках этих моделей установлены соответственно микрофонные картриджи ShureSM58, Beta 58A и Beta 87A. Заявленный частотный диапазон 20–20 000 Гц, выходная мощность — переключаемая, 1 либо 10 мВт. Передатчики имеют жидкокристаллический дисплей, индицирующий группы и каналы настройки либо оставшееся время работы от литий-ионного аккумулятора Shure SB900. Время работы от аккумулятора или одного комплекта щелочных батарей (9 В) — до 9 часов. Механическая конструкция передатчиков отличается завидной прочностью и предохраняет картридж и схему даже при падениях.

Бренд Shure не забывает и о новых разработках в области цифровых инструментальных радиосистем — его гитарная радиосистема Shure GLXD16E Z2 2.4 GHz снискала высокие отзывы профессионалов. Отметим, что её предсерийным тестированием занимался гитарист группы Ленни Кравица Крэйг Росс (Craig Ross), который, как и сам Ленни, очень внимательно относится к качеству гитарного звука на сцене. Данная радиосистема с применением собственной технологии управления частотой радиоканала Shure Automatic Frequency Management является моделью серии GLX-D, и в нее входят передатчик GLXD1, приёмник GLXD6 со встроенным тюнером и инструментальный кабель WA305 с разъемами 1/4" джек и TA4F. Передатчик отличается миниатюрными габаритами и литым металлическим корпусом, а переворачиваемый зажим позволяет надёжно крепить его на одежде или инструментальном ремне в любой позиции. Литий-ионная аккумуляторная батарея Shure SB902 допускает работу передатчика при полном заряде в течение 16 часов. Приёмник GLXD6 разработан именно для гитарных радиосистем и является первой моделью Shure, выполненном в форм-факторе гитарной педали. Ножной переключатель осуществляет выбор режимов «приёмник» / «тюнер», а яркий жидкокристаллический дисплей отображает настройки приемника и передатчика, в том числе уровень заряда батареи передатчика. Внутри корпуса приемника установлены две антенны типа PIFA. Частотный диапазон радиосистемы — 20–20 000 Гц, динамический диапазон — 120 дБ. Диапазон рабочей радиочастоты — 2.4–2.4835 ГГц при количестве каналов от 4 до 8. Длина инструментального кабеля — 0.762 м.

Компания AKG, среди эндорсеров которой — и прославленные исполнители белого соула Simply Red, будучи признанным производителем микрофонов, также не могла пройти мимо создания в первую очередь вокальных радиосистем. И особенностью радиосистем данного бренда является то, что они строятся вокруг буквально нескольких моделей приемников, в первую очередь SR40 Mini и SR45. С первым из этих приемников работают вокальные системы AKG WMS40 Mini Vocal Set BD ISM1, ISM2 и ISM3 и WMS40 Mini2 Vocal Set BD ISM2/3, а также инструментальная система WMS40 Mini Instrumental Set BD ISM2. Эти системы (первые три из которых различаются только рабочими частотами радиоканала) являются идеальным решением по соотношению цена-качества для начинающих музыкантов и коллективов. Тем более что передатчики — вокальный HT40 Mini и инструментальный PT40 Mini работают на одной стандартной батарее типоразмера AA до 30 часов. Система WMS40 Mini2 Vocal Set BD ISM2/3 рассчитана на подключение сразу 2 микрофонов по 2 каналам. В алгоритме работы этих систем применена технология HDAP (HighDefinitionAudioPerfomance), обеспечивающая совершенно реалистичное звучание. Микрофоны-передатчики вокальных систем имеют коммутацию On/Off/Mute. Частотный диапазон всех вышеназванных систем — 40–20 000 Гц.

Тем временем бренд Behringer предлагает совершенно выдающую по функционалу и техническим данным вокальную радиосистему Behringer ULM100-USB, главной особенностью которой является USB-приемник, изготовленный в форм-факторе обычной флеш-карты, коммутируемый напрямую с компьютером или i-устройством, а также рядом обработок и микшерных пультов, имеющих USB-входы. Причем бренд открыто позиционирует данную систему пригодной и для студийной работы. Радиус работы системы — 120 м, а время работы от 2 батарей типоразмера AA — не менее 8 часов. Система работает в диапазоне радиочастот 2.417–2.471 ГГц при частотном диапазоне 20–15 000 Гц при частоте сэмплирования 31.25 КГц. Регулировки передатчика, оснащенного картриджем с кардиоидной направленностью — Up/Down/Panic Mute. Минимальный вес и габариты данной радиосистемы при отличных технических характеристиках — одна из гарантий профессионального развития его пользователя.
Всеволод Баронин
Предыдущая Следующая