ЭД ШИРАН: ОТЛИЧНЫЙ ЗВУК КУМИРА МИЛЛИОНОВ

ЭД ШИРАН: ОТЛИЧНЫЙ ЗВУК КУМИРА МИЛЛИОНОВ

Можно бесконечно и бессмысленно говорить о том, что 28-летний британец Эд Ширан (Ed Sheeran) – это ещё один ничего не значащий поп-артист с не пойми каким репертуаром. Однако показатели его успеха уверяют всех мало-мальски мыслящих слушателей, что не всё так просто: миллиарды (!) легальных скачиваний из Интернета и аналогичное число просмотров на YouTube и вполне приличные тиражи физических носителей по обе стороны Атлантики в нашу цифровую эру – всё говорит о том, что перед нами настоящая глобальная звезда молодого поколения. Причём с собственным авторским материалом, получившим благословение от величайших артистов современности, в том числе похвалы сэра Элтона Джона (Elton John). Накануне первого выступления Эда в Москве есть все основания присмотреться к нему повнимательнее.

И не только, разумеется, как к звезде с именем – нас куда больше интересует персона Эда как практикующего музыканта. Да, известно, что многие мэйнстримовые поп-звёзды дня сегодняшнего берут в руки гитару, чтобы просто красиво стоять с ней на сцене, но Эд не таков. Звучание акустической гитары, толково обработанной лупером – это общепризнанный отличительный знак всего песенного творчества Эда, да и кто не знаком со студийной версией песней “Perfect”, где этот эффект подчёркивает все её достоинства как хита? Талант и популярность – это прекрасно, но в наши дни за вторым из этих параметров неизбежно стоят музыкальные инструменты и технологии звучания, и потому необходимо ознакомиться с концертным и студийным арсеналом Эда несколько ближе.

Можно смело сказать, что музыкант является единственной поп-звездой мирового масштаба, чаще всего использующий, как уже говорилось, связку акустической гитары и лупера. Эта комбинация возникла не на пустом месте – в весьма юные годы Эд начал выступать как уличный музыкант. Ну а что самым простым и бюджетным способом обеспечить певцу достойный аккомпанемент, нежели «акустика» и лупер? А раз так, то разговор стоит начать с арсенала акустических гитар Эда и аналогичных обработок. 

Одним из первых инструментов музыканта была электроакустическая гитара Dean Performer E, с которой была записана как минимум первая его изданная (правда, самостоятельно) работа, EP “The Orange Room” (2005); на этой же гитаре Эд играл, практикуясь на улицах. Радикальное отличие этого инструмента от более поздних и уж тем более именных моделей гитар артиста – полная размерность инструмента с длиной мензуры 25¼" (642 мм). Как известно, ныне Эд играет на гитарах, где длина мензуры составляет 23" (584 мм), имеющих, соответственно, уменьшенный корпус. Вполне возможно, что тяга к уменьшенным гитарам у музыканта пошла от не самого типичного инструмента – гитары Martin Backpacker выпуска 2002 года или позже, заодно положившей начало сотрудничество Эда как эндорсера бренда Martin. Эта гитара с нетрадиционной формой корпуса была разработана лютьером Робертом МакЭналли (Robert McAnally) в начале 90-х годов. Именно в 2002 году в конструкцию гитары были внесены ключевые изменения – увеличенный корпус и голова грифа, а также вклеенный (а не сквозной конструкции) гриф. Гитара использовалась как минимум в концертной работе до 2008 года, однако Эд не расстался с этим инструментом. А годом позже он уже работал на сцене с моделью Martin LX1E с присвоенным ей именем “Cyril”, уже являвшейся мини-гитарой с уменьшенной геометрией, описанной выше. За этой гитарой последовало по нескольку экземпляров той же модели и чисто акустического инструмента Martin LX1 “Little Martin также с собственными именами, плюс гитара Mini Maton EML6 (“Jasper”) и пара Martin 00-28vs Custom. Логичным в этом процессе выглядела презентация в июле 2013 года именной модели Martin LX1E Ed Sheeran с верхней декой из сапеле (африканского красного дерева), которое обычно используется для нижних дек и обечаек акустических гитар. Уже в том же месяце эту гитару можно было видеть в руках музыканта в ходе его совместного с Тэйлор Свифт (Taylor Swift) турне “The Red Tour”. Именно эта гитара сегодня в основном формирует концертное звучание Эда как сольного артиста, а помогает ей в этом набор струн Elixir 11052 Nanoweb Light с калибрами .012–.053. Для сочинения песен Эд использует классическую гитару Cordoba GK Studio Negra, а на концертах его иногда можно видеть с акустикой Gibson J-45.

Об электрогитарах Эда мы поговорим чуть позже, а пока стоит оценить арсенал его обработок для акустических гитар. Да, это в первую очередь луперы. Первоначально музыкант использовал обработку BOSS RC-20XL Loop Station, но моделью, однозначно связанной ныне с именем звезды, стала BOSS RC-30 Loop Station. В результате этот лупер стал самой популярной обработкой подобного рода в современной Великобритании. Причем данная обработка применялась Эдом не только на концертах, но и в ходе студийной работы, и её можно увидеть в видеоклипах артиста. Это неудивительно – RC-30 не просто позволяет записывать две совершенно самостоятельных синхронизированных стереофонических (по входу и выходу) аудиодорожки, но и обладает впечатляющими возможностями по их редактированию. Всего возможна запись 99 аудиодорожек на три часа звучания. Возможно подключение микрофонов с фантомным питанием и внешних аудиоустройств, а также сопряжение с компьютером по USB-порту.

Тем не менее, в 2014 году Эд получил абсолютно кастомную обработку, лупер Chewie Monsta, о котором он выказался в том духе, что «посредством этого лупера можно сочинить  целый альбом». Строго говоря, Chewie Monsta является MIDI-контроллером с ножным переключением посредством двух сдвоенных педалей BOSS, который управляет ещё одним MIDI-контроллером – Roland FC-300, установленным за сценой. Данный лупер имеет четыре рабочих аудиодорожки, причём они одновременно скоммутированы с компьютером с рабочим программным обеспечением и FOH микшерным пультом. ПО для лупера – Ableton Live Mobius 2, причём визуальный интерфейс выводится и на встроенный экран Chewie Monsta, и музыкант может визуально контролировать обработку сигналов; в гитарной же цепи первым на самом деле стоит общеизвестный хроматический тюнер-педаль BOSS TU-3. Но в настоящее время Эд пользуется совсем новой моделью вышеописанного лупера, Chewie II, оснащенного отдельным входом для клавишных инструментов. Сам музыкант управляет четырьмя каналами, обозначенными в экранном интерфейсе как “Guitar”, “Boom” (канал барабанов, но в концертной работе в него заведена микрофонная подзвучка гитары, поскольку Эд использует корпус инструмента как перкуссию), “RC20” (канал встроенного в Chewie II старого надёжного лупера Boss RC-20 Loop Station) и “Vox” (канал вокала). Нужно отметить, что хотя точная спецификация этих кастомных обработок держится в секрете, в Интернете полным-полно советов, как самому собрать подобное устройство.

Но вернёмся к гитарам Эда – совершенно очевидно, что музыкант такого уровня просто обязан иметь в своём арсенале электрические инструменты. Чаще всего электрогитара используется артистом при исполнении пьесы “Thinking Out Loud” и, что естественно для музыканта, играющего практически только на акустической гитаре, основным выбором Эда является Fender Stratocaster, точнее – именная модель Эрика Клэптона – Fender Eric Clapton Stratocaster. На этой гитаре установлены три одинаковых звукоснимателя-сингла Vintage Noiseless. Этих гитар у музыканта несколько, с корпусами разных расцветок, однако другие электрогитары у него также наличествуют. Это Fender American Standard Telecaster с грифом, судя по фото, изготовленным из клёна, а также гитара Paul Reed Smith HollowBody II. Также очень редко Эд работает с гитарой Gibson Les Paul Standard, а также исключительным формально полуакустическим инструментом Gibson Les Paul Supreme с корпусом расцветки морской волны (Acquableux). Коль скоро Эд нечасто использует электрогитары, то и парк усилителей у него скромный – как правило, на сцене имеется комбоусилитель Vox AC15C1. В студийных же условиях и при записи рабочих демо музыкант пользуется моделирующим процессором Kemper Profiling Amplifier Head.

Будучи фактически сольным артистом и прежде всего певцом, Эд уделяет большое внимание своему микрофонному парку, основу которого составляют модели бренда Sennheiser. Продукция Sennheiser у Эда – это также радиосистемы для вокала и гитары (серии Digital 9000), рэковые приёмники EM 2050 и индивидуальная мониторная система SR 2050. Выбор серии Digital 9000 обусловлен тем, что она согласуется с 12 типами микрофонных передатчиков того же бренда, а также с микрофонными головками Neumann KK 204 и KK 205. Микрофоном же, являющимся прямо-таки товарным знаком Эда, является конденсаторный Sennheiser e865 для вокала, сменивший у артиста модель e945, которая по своим характеристикам не очень хорошо отвечала его стремлению к установке второго микрофона под необычными углами относительно гитары. Дело в том, что Эд использует дополнительную внешнюю подзвучку инструмента микрофоном – безусловно, то вносит в звук его гитары большую объёмность, плюс не забудем про корпус инструмента в роли перкуссии... На самом деле ультимативных результатов в этот смысле удалось добиться в 2014 году с парой микрофонов модели SKM 9000, более соответствующих возмужавшему голосу Эда и одновременно пригодных для работы на стадионных сценах в 50 м от приёмника радиосистемы. В свою очередь, в студийных условиях Эд пользуется широким набором микрофонов – для записи гитары применяется как привычный Shure SM57, так и пара sE Electronics sE4400a и один AKG C451B, а для вокала – sE Electronics Z3300A и Neumann U-87.

Последнее, на чём стоит остановиться во вроде бы простом списке оборудования Эда, так это применяемые им каподастры, а именно: модели Kyser Quick-Change и Dunlop Electric Trigger 87. Как и любой практикующий гитарист, Эд превыше всего ценит в этом небольшом, но важном приспособлении лёгкость и быстроту его установки и снятия с грифа. Отсюда и выбор каподастра Dunlop, предназначенного в первую очередь для электрогитар, а никак не «акустики», причём уменьшенных размеров. Как можно видеть, отличный звук Эда на сцене и в студии обеспечивается набором простых инструментов и обработок – но нужно писать песни, доходящие до миллионов молодых сердец, которым и такой аскетичный инструментарий помехой не будет.

Всеволод Баронин

Предыдущая Следующая