ГИТАРИСТ ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА. К 70-летию Брайана Мэя

ГИТАРИСТ ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВА. К 70-летию Брайана Мэя

Великобритания дала миру немало рок-гитаристов звёздного уровня, и всё же имя лидера группы Queen Брайана Мэя (Brian May) стоит в этом списке особняком. Всемирная известность Queen и песен группы немало поспособствовала такой популярности музыканта и привела его в год полувекового юбилея царствования королевы Елизаветы на крышу Букингемского дворца, откуда музыкант исполнил своё знаменитое гитарное соло, точнее – национальный гимн Британии “God Save The Queen”. Но профессионалу будет интересен прежде всего собрат по оружию, полвека пользующийся самодельной гитарой и использующий на сцене минимальный и теоретически не очень подходящий для его музыкального материала набор усилителей.

Своё 70-летие 19 июля Брайан встречает активно концертирующим музыкантом – до начала августа группа Queen находится в турне по США, а в ноябре-декабре у коллектива последует европейский тур. Невзирая на все вопросы к сегодняшнему имени состава, гитарный звук Брайана и сейчас остается неизменным, порождая настоящие легенды и восхищение не то что у поклонников, но и у массы профессиональных гитаристов высочайшего уровня. Причём далеко не первый год – не будем забывать о том, что Брайан был единственным западным гитаристом, легенды об оборудовании которого доходили в 70-е годы даже до герметично закрытого СССР. Те, кто постарше, должны помнить легенду о линии задержки Брайана из «кабеля длиной в километр».

И всё же, что, помимо левой руки Брайана – по словам коллеги Стива Вая (Steve Vai) «его пальцевое вибрато невероятно при создании оркестровых партий для гитары!» – дало столь запоминающийся, певучий звук гитары Мастера? Конечно, в первую очередь – это собственно самодельная гитара Red Special, о создании и конструкции которой к настоящему времени исписаны тонны бумаги и созданы терабайты текста. Но не упомянуть про Red Special невозможно – именно эта гитара стала основой инструментального звучания группы Queen и труднодостижимым идеалом для лютьеров и брендов. Дело в том, что для 1964 года, когда Брайан и его отец закончили создание своими руками этой гитары, это был чрезвычайно продвинутый инструмент, тем более сделанный в Европе: 24 лада, полуакустическая, строго говоря, конструкция, тремоло и совершенно нестандартная коммутация трёх звукоснимателей – как минимум для той эпохи. На исходной Red Special установлены звукосниматели Burns Tri-Sonic с перемотанными лично Брайаном в обратном направлении обмотками, соединёнными последовательно причем внутренняя полость звукоснимателей залита эпоксидной смолой, что значительно снижает наводку в цепи гитара-микрофон. Каждый звукосниматель имеет переключатель фазы, аппаратно изменяющий направление обмотки. Главная особенность коммутации звукоснимателей – наличие переключателей, позволяющих работать с каждым из звукоснимателей индивидуально, и допускающих одновременное включение всех трёх одновременно.

Разумеется, что с ростом популярности Queen Брайан уже не мог полагаться на всего один инструмент для студийной и сценической работы – первая реплика была сделана британским лютьером Джоном Бёрчем (John Birch, 1922–2000) в 1975 году. Эту гитару полностью кленовой конструкции можно видеть в клипе к номеру “We Will Rock You” (1977), однако Брайану не нравился её звук (хотя она и служила запасной сценической гитарой), и инструмент был разбит на сцене в ходе скандального американского турне Queen 1982 года. Лучшие реплики Red Special производились брендами Guild Guitar Company (1983–1985 и 1993–1995) и Burns Guitars (с 2001). На основе последних были разработаны модели, мелкосерийно производимые сейчас собственной компанией Брайана BMG (Brian May Guitars). Но в данный момент Брайан использует на сцене помимо старого инструмента две реплики Red Special, изготовленные в 2004 году британским лютьером Эндрю Гайтоном (Andrew Guyton) и компанией Guyton Guitars: гитару с зелёной расцветкой корпуса и пониженным строем, и инструмент перламутровой расцветки без тремоло, с одной эфой в корпусе (её наличие некогда предполагалось в исходной конструкции) и дополнительным внутренним пьезолектрическим звукоснимателем. Этот инструмент используется для исполнения пьесы “Crazy Little Thing Called Love” (1980). Особенностью этих гитар Guyton Guitars является тщательное воссоздание конструкции прототипа на основании рентгеновского исследования исходной гитары. Все Red Special Брайана имеют струны Optima 24 Carat Gold 009–042, а про шестипенсовую монету в роли медиатора и так все знают.

Однако Брайан пользовался и на сцене, и вне ее многими другими гитарами – важно только не перепутать инструменты, которые мы видим в видеоклипах Queen и те, что действительно звучат как минимум на записи тех же композиций. Самая известная из них – Fender Telecaster 1967 натуральной окраски, использовавшаяся на записи трека “Crazy Little Thing Called Love”. Кроме того, в первый период карьеры в рядах Queen Брайан использовал как запасные сценические инструменты Fender Stratocaster выпуска 1950-х годов с кленовым грифом (1972–1973) и Gibson Les Paul Deluxe (1974–1975). Несмотря на то, что Брайан с детства мечтал о Fender Stratocaster, он оказался совершенно недоволен звучанием связки этой гитары и комбоусилителей Vox AC30. Та же история произошла и с Gibson Les Paul – как раз после такого разочарования музыкант заказал Джону Бёрчу реплику Red Special. После того, как этот инструмент был разбит, Брайан начал использовать на сцене Gibson Flying V расцветки Tobacco Sunburst. В последние годы Брайан является обладателем Gibson SG Standard 2013 с системой настройки Min-ETune – но эта гитара служит для записи демо и студийной работы.

Акустические гитары, на которых играл Брайан, весьма многочисленны. Это шестиструнные гитары Martin D-18 и Gibson Chet Atkins CE и 12-струнные Ovation 1658 Custom Legend (её можно услышать в номере “’39”, 1975) Guild F-512 и Ovation 1615 Pacemaker, причем на последней из них струны установлены в обратном порядке для облегчения игры пальцами. Также нужно упомянуть «тихую гитару» Yamaha Silent с нейлоновыми струнами, впервые применённую во время турне проекта Queen + Paul Rodgers (2005) и впоследствии используемую во всех акустических программах Брайана, в том числе и с певицей Керри Эллис (Kerry Ellis).

Однако только Red Special было бы мало для получения того самого симфонического звучания, характерного и для Queen, и для сольных электрических работ Брайана (1992–1998), а также суперпроекта Star Fleet Project (1983). Прежде всего, Брайан хотел добиться особенного звука с минимальным применением обработок, просто за счёт подходящего усилителя. Выбор был сделан ещё во время существования группы Smile: два комбоусилителя Vox AC30, на один из которых подается сигнал после обработок, а на второй – после обработок и линии задержки. Однако невозможно не сказать и о немногочисленных обработках, важнейшей среди которых видится ВЧ-бустер Knight Audio Technologies KAT STB, стоящий в цепи ещё до блока беспроводной связи Sennheiser. Причем подобным устройством Брайан пользовался и во времена Smile  – тогда это был бустер Rangemaster. Педали – как правило исключительно квакушка Dunlop GCB95 Cry Baby, однако используется и TC Electronic Stereo Chorus+. В сценической стойке у Брайана установлен еще один ВЧ-бустер, на сей раз Greg Fryer Treble Booster, рэковый модуль управления квакушкой Dunlop Cry Baby DCR-2SR (причём все частоты эквалайзера установлены на «0») и два гитарных процессора TC Electronic G-System (плюс два запасных), линии задержки которых установлены на 800 и 1 600 мс. Сигнал с этих процессоров идёт на два Vox AC30, стоящим крайними в сценическом сете – на средний усилитель идёт незадержанный сигнал. Все установки громкости и тембра на усилителях выведены на максимум, а акустический сигнал c усилителей снимается микрофонами Sennheiser. Такое же сочетание сигналов (но в «зеркальном отражении» право-лево) подаётся в мониторные линии на сцене. Эта комбинация прямого и задержанных сигналов и обеспечивает в результате неожиданно мощный и переливчатый звук гитары Брайана. Эффекты в стойке управляются MIDI-процессором производства Knight Audio Technologies, причем из-за сцены – за эту часть работы отвечает гитарный техник Брайана Питер Маландрон (Peter Malandrone). Усилители Vox AC30 здесь тоже не совсем простые – из них убрано всё, с точки зрения Брайана, лишнее, а именно встроенные ревербераторы и линии задержки. Иногда музыкант работает с усилителями Vox AC30TBX. Все только что изложенные факты доступны и в увлекательной видеоэкскурсии по набору оборудования Брайана.

Последнее, о чём стоит упомянуть – особое расположение комбоусилителей  Vox AC30 для некоторой изоляции гитарного звука от происходящего на сцене и отстройки от нежелательных искажений в акустическом канале. Все три усилителя развернуты примерно на 70° вправо относительно своего нормального прямого расположения.

Столь оригинальное построение гитарного рэка Брайана в сочетании с нестандартными инструментами – один из лучших на рок-сцене импульсов к изобретения собственных подходов в смысле обработки гитарного звука. Подобный эксперимент в рамках разумного – верный путь к тому, чтобы самому рано или поздно стать звездой гитарного искусства.

Предыдущая Следующая