ИНСТРУМЕНТЫ «ГОЛОСА НОВОГО РОКА»
Можно совершенно по-разному относиться к гранжу как музыкальному явлению, но нельзя отрицать, что группа Soundgarden, бывшая одним из самых ярких составов этого стиля, сделала для развития самого гранжа в направлении мэйнстрим-рока через пост-гранж гораздо больше, нежели все её конкуренты. Но группа в глазах широкого слушателя – это, прежде всего, её фронтмен. И поэтому будет совершенно справедливо сказать, что без вокалиста и гитариста Soundgarden Криса Корнелла (Chris Cornell, 1964–2017) этот квартет никогда не поднялся бы на вершины мирового успеха.
Да и какие ещё нужны признания заслуг ныне покойного музыканта, если ему довелось спеть основной номер саундтрека фильма про Джеймса Бонда «Казино “Рояль”» (Casino Royale, 2006), а именно “You Know My Name”? Но это – признание «для всех», а любителям рок-музыки гораздо больше скажет не только карьера Криса в Soundgarden, но и его роль фронтмента в самой заметной супергруппе XXI века Audioslave (2001–2007). В этой роли Крис бывал неоднократно сравниваем с вокалистом Led Zeppelin Робертом Плантом (Robert Palnet) и впрямую называем «голосом нового рока», а как при этом называли саму группу Audioslave – тоже легко догадаться… Но не надо забывать, что Крис был не только воистину выдающимся певцом, но и важной составляющей гитарного дуэта Soundgarden, да и в составе Audioslave его инструментальные идеи принимались во внимание, точнее говоря – на втором и третьем альбомах этого суперквартета (2005 и 2006). Ведь оригинально ритмически мыслящий вокалист, к тому же начинавший свою карьеру как барабанщик (да, это было именно в составе Soundgarden) – сверхудачное приобретение для любой рок-группы. Сочетание вокальной мелодии с размером 4/4 и партий ритм-гитары на 5/4 – это далеко не предел оригинальности творческих подходов Криса. Впрочем, в Soundgarden ему доводилось играть и некоторую часть гитарных соло. Сейчас является общепризнанным фактом, что гитарный звук Криса повлиял на общее звучание Soundgarden не меньше, чем умения его коллеги по инструменту Кима Тайила (Kim Thayill).
Сам Крис всегда позиционировал себя как гитариста, «который ничего не хочет знать» и открыто заявлял: «Я не хочу ничему учиться у других гитаристов. Мне просто хочется добиваться такого звучания, и строить свои партии так, как они существуют в моей голове. Если я добиваюсь этого – отлично, мои песни приобретают подлинную индивидуальность». В ознаменование этого принципа гитарный арсенал Криса в Soundgarden увеличивался по мере роста популярности группы – дело в том, что масса пьес этого состава изначально сочинялась с расчётом на альтернативный гитарный строй, причем каждый раз новый. Соответственно, и гитар на концертной сцене приходилось иметь под рукой не две-три, а несколько более. Но в любом случае Крису были нужны в первую очередь инструменты, обеспечивающие могучее звучание в роли ритм-гитар.
Выбор Криса был не оригинален, но показателен: в первый период существования Soundgarden его основными электрогитарами были Gibson Les Paul Standard с несколько изменённой элементной базой (произведена замена конденсаторов) и как минимум два Gibson Les Paul Custom. Затем эта роль постепенно перешла к Gibson ES-335 и Fender Telecaster – последних в концертном сете Криса насчитывалось иногда по восемь экземпляров. Наряду с ними, причем вплоть до самых последних выступлений Soundgarden, использовались как минимум пара Gretsch Duo Jet (в том числе с серебряным корпусом с блёстками), Gretsch G6129TAU, Duesenberg Caribou и Duesenberg Starplayer TV с переустановленным звукоснимателем P90 у грифа. Закономерно задать вопрос: что же это такое – идеальная электрогитара Криса Корнелла? Работа над этим инструментом началась ранней весной 2013 года, когда бренд Gibson объявил о выпуске строго ограниченным тиражом двух именных моделей гитары ES-335 серии Artist Model: с тремоло Bigsby в расцветке «армейский зелёный» и матовая чёрная без тремоло. На обеих гитарах устанавливались звукосниматели-хамбакеры Lollartron. Эти гитары были изготовлены коммерческой серией в количестве всего 250 штук каждая, и уже в мае Крис пользовался ими в ходе реюнион-тура Soundgarden.
Однако до крупносерийного изготовления весьма недешевой гитары дело дошло только недавно, буквально полтора месяца назад, и этот инструмент получил имя Chris Cornell Tribute ES-335. Корпус гитары изготовлен из трех слоёв древесины (клён-тополь-клён) и имеет подкрепления из ели и кленовый центральный блок. Расцветка корпуса – матовая грязно-оливковая с покрытием нитроцеллюлозным лаком. 22-ладовый гриф с длиной мензуры 24 ¾" (629 мм) выполнен из красного дерева радиального распила с накладкой из тёмного розового дерева. Профиль грифа – скруглённый “C”, радиус скругления – 12" (305 мм). На инструменте установлены винтажные хамбакеры Lollartron и тремоло Bigsby B-7 Vibrola; также предустановлен комплект струн калибра .010–.046. В комплект гитары входит кейс жёсткой конструкции.
Сочинение материала в домашних условиях обычно шло у Криса в компании с акустической гитарой Martin D-28 либо D-28 Marquis. Его остальными акустическими и электроакустическими инструментами для студийной и концертной работы в разное время были гитары Martin DCPA4, Taylor 414CE, Gibson Hummingbird и Gretsch G5024E Rancher, последняя из которых особенно широко использовалась в концертной деятельности группы Audioslave.
Причём, как и полагается серьёзному артисту, отыгравшему немало акустических выступлений в сольном формате, Крис пользовался отдельным педалбордом для таких тихих концертов. В набор обработок в таком случае входили тюнер Boss TU-2 (либо TU-3), педаль уровня Ernie Ball (очевидно, серии MVP / Most Valuable Pedal), ревербератор Boss FRV-1 ‘63 Fender и предусилитель Radial Tonebone PZ-Pre, обеспечивающий эквализацию сигнала, контроль обратной связи и коммутацию в широких пределах. Иногда к этому набору добавлялся гитарный синтезатор Electro-Harmonix Hog, и такой педалборд обеспечивал Крису куда более широкое звучание, нежели на привычных акустических выступлениях.
С «электрическим» педалбордом всё несколько сложнее – никогда не надо забывать, что Крис изначально был фронтменом гранж-группы, а раз так, то ему доводилось ставить перед собой как гитаристом казалось бы взаимоисключающие задачи – получение перегруженной «стены звука» и одновременно добиваться читаемости своих партий в звуковой панораме плюс хороший сустэйн. В значительной степени задачу облегчала именная модель дисторшна Cannonball производства бренда Caroline Guitar с дополнительным эффектом Havoc Control, обеспечивающим при включении бесконечную петлю обратной связи – на самом деле эта обработка фактически обязательна для каждого серьёзного исполнителя «большого», стадионного пост-гранжа. Однако одной такой обработки безусловно мало – в педалборд Криса также входили дилей Electro-Harmonix Deluxe Memory Man, выполнявший также роль мягкого овердрайва; два бустера Dr. No Ultradrive, которые попутно использовались для получения должного сустэйна на перегруженном звуке; аналоговый дилей T-Rex Reptile и заказной овердрайв Menatone King Of The Britains, частично эмулирующий звучание усилителей Marshall выпуска 1967–1968 годов. Питание компонентов обоих педалбордов осуществлялось от блока питания Dunlop DC Brick.
На фоне таких технико-творческих подходов не вызывала удивление и сценическая связка гитарных усилителей музыканта: 15-ваттный комбоусилитель Divided By 13 FTR 37 с установкой минимального уровня громкости ради лучшего усиления средних частот плюс два также 15-ваттных комбоусилителя Savage Rohr 15, укомплектованных 10" динамиками. В рамках постоянной работы с тоном Крис мог использовать либо все три усилителя, либо только Divided By и один из Savage – из пары последних один имел более чистый звук, нежели другой, чем и пользовался музыкант. В студии – другое дело: на ранних записях Крис работал с усилителем Marshall JCM 800 2203, а знаменитый альбом Soundgarden “Superunknown” (1994) фактически целиком записан с использованием Криса усилителя Mesa Boogie Dual Rectifier. Да, оригинальность гитарного звука Криса Корнелла шла от его готовности экспериментировать – но что может помешать молодому музыканту решиться на такие же и похожие эксперименты со звуковым оборудованием?
Всеволод Баронин