ИСКУССТВО ОТРЕШЕНИЯ: КАК УНЯТЬ СЦЕНИЧЕСКУЮ ДРОЖЬ

ИСКУССТВО ОТРЕШЕНИЯ: КАК УНЯТЬ СЦЕНИЧЕСКУЮ ДРОЖЬ

Эта статься появилась на сайте Discmakers, автор – Марк Гелфо.

Что бы ни происходило на сцене, вы можете с этим справиться, просто научившись не обращать внимания на некоторые вещи. Здесь вы найдете четыре действенных способа успокоить себя перед выступлением.

Сердце бешено колотится, колени дрожат, руки потеют и трясутся. Вы за сценой, в гримерке или прячетесь в туалете. Даже если все хором говорят: «Не беспокойся, все пройдет великолепно!», легче вам не становится. Если такое когда-нибудь происходило с вами, то вы не одиноки. Недавнее исследование профессора Дианы Т. Кенни показывает, что 70% опрошенных симфонических музыкантов испытывают страх перед выступлениями.

Как-то давно меня пригласили играть в симфонический оркестр в Испании. Им понравилось мое исполнение, и мне предложили остаться еще на неделю и исполнить 2-ю симфонию Брамса. Предполагалось, что я играю четвертую валторну, но в последний момент мне поручили первую! Именно тогда произошла катастрофа. Когда пришло время для моего соло, я страшно запаниковал и опозорился сразу перед всеми своими коллегами. Также я был настолько физически ослаблен, что просто не смог сыграть финальные ноты.

Нет так давно, в 2016, я играл Пятую Симфонию Малера в Palm Beach Kravis Center. Эту симфонию в шутку называют “Концертом для Валторны” Малера из-за ее очень яркой партии. Разумеется, перед выступлением я был полон энергии. Я понимал, что про себя я не должен называть это нервами, вместо этого я себе твердил, что это просто возбуждение перед предстоящим концертом. За сценой я медитировал и старался установить связь с коллегами.

Выступление получилось по-настоящему впечатляющим. Я не только правильно и уверенно играл, но и в одной и частей почувствовал, как электричество проходит через мой инструмент и передается аудитории. Я чувствовал единение с остальными музыкантами и чувствовал вдохновение от того, что передаю людям значимое музыкальное послание.

Что же поменялось со времени вышеописанной катастрофы в Испании?

Когда наступает время выходу на сцену, адреналин все еще пульсирует в моем теле. Мои мышцы начинают сходить с ума, и я представляю себе разные ужасные сценарии того, что может произойти. Но я научился быстро справляться с этой тревогой, иногда даже еще до того, как она приходит. И вот как я это делаю:

1. Я РАСПРЕДЕЛЯЮ ЭНЕРГИЮ

  • Йога и дыхательные упражнения;
  • Напрягаю и расслабляю полностью все тело, повторяя это несколько раз;
  • Использую приложение Moodnotes;
  • Использую техники, позволяющие достигнуть нужных эмоциональных состояний.

2. Я УСТАНАВЛИВАЮ СВЯЗЬ СО ВСЕМИ, ВОВЛЕЧЕННЫМИ В ПРОЦЕСС

Мне нравится думать о каждом отдельном человеке, находящемся в зале. Я стараюсь сопереживать, проявлять заботу об их чувствах, видеть в них союзников, а не потенциальных противников. Я думаю о нуждах публики и коллег, и о том, чем я могу им послужить.

Призываю вас делать то же самое. Вы будете приятно удивлены тем фидбеком, который последует за демонстрацией вашей доброты и эмпатии.

3. Я КОНЦЕНТРИРУСЬ НА ЧЕМ-ТО ОДНОМ

Сёрен Кьеркегор как-то сказал: «Чистота сердца – это желание одного».

Все мои мысли перед исполнением Малера укладывались в одно короткое предложение: «Сделай это!».

Вы можете захотеть сосредоточиться на чем-то более сложном: «Поделиться музыкальным посланием», или чем-то более тактильном – например, чувствовать себя твердо стоящими на земле. Как бы то ни было, все эти вещи работают. Если вы повторяете про себя этакий боевой клич, он помогает собраться вашей энергии в нужном месте.

4. Я ВИЗУАЛИЗИРУЮ ОЖИДАНИЯ

Как часто вы хотели преуспеть в чем-то, то и дело представляя себе собственный провал? Если с вами такое случалось, не беспокойтесь – опять же, вы не одни такие. Со мной тоже такое было, и не раз.

Сейчас же я сосредотачиваюсь на том, чтобы представлять исключительно позитивное развитие сценария выступления. Я представляю себе, как хорошо я себя буду чувствовать, когда все будет идти так, как нужно. Я представляю, как я играю музыку божественной красоты.

ИСКУССТВО ОТРЕШЕНИЯ

Настолько же полезным является умение отрешаться в нужный момент. Чтобы ни происходило, оно уже происходит: стоите ли вы на сцене и кланяетесь под оглушительные аплодисменты, или же в вас летят условные тухлые помидоры. Вы можете справляться со всеми невзгодами на сцене, научившись не обращать внимание на некоторые досадные вещи (у вас будет время подумать и исправить их позднее). Хотите верьте, хотите нет, но гораздо важнее результатов сам процесс, который ведет вас куда-то. Ваша лучшая работа – она всегда впереди. Если вы понимаете, что мастерство и красота исполнения зависит исключительно от вас и ваших усилий, то вы умеете ценить то, что вам уже удается в данный конкретный момент. И с каждым новым выступлением вы мудрее и сильнее.

Будьте смелее, продолжайте играть музыку, и, очень надеюсь, что эти четыре совета помогут вам наслаждаться вашими выступлениями еще больше!

Предыдущая Следующая