ИСТОРИЯ ЦЕЛЬНОКОРПУСНОЙ ГИТАРЫ. ТАК СОЗДАВАЛАСЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАЛАСЬ GIBSON SG.

ИСТОРИЯ ЦЕЛЬНОКОРПУСНОЙ ГИТАРЫ. ТАК СОЗДАВАЛАСЬ И СОВЕРШЕНСТВОВАЛАСЬ GIBSON SG.

Окружающий нас музыкальный мир — мир не только новаций, но и традиций. Однако мы воспринимаем эти традиции как существовавшие вечно — хорошо, почти вечно. Это относится и к старейшим моделям электрогитар бренда Gibson, причём если история первой модели компании, Les Paul (1952) освещается более-менее широко, то гитара, произведенная за всю историю Gibson в наибольшем количестве, всё время остаётся несколько за кадром. Что же это за инструмент? А это вечно стильная гитара Gibson SG, и только что справившая свой 60-летний юбилей и заслуженно ставшая одним из символов рок-музыки, и вовсе не только потому, что её запоминающийся облик навеки связан с именами таких великих групп, как AC/DC и Black Sabbath.

Определимся с названием: аббревиатура “SG” означает всего-навсего solid guitar, то есть цельнокорпусную гитару. Очевидно, что подобное имя инструмента восходит к тем временам, когда само понятие «цельнокорпусная гитара» было в некотором смысле дивом дивным, поскольку такие гитары ещё не очень давно появились на массовом рынке. Но не только новизна инструмента, но и его модность также сыграли свою роль в истории Gibson SG — не забудем, что по тем временам рок-н-ролл был ещё вовсе не в меру серьёзной музыкой, а эдакой остромодной штуковиной, которую как раз следовало играть на остромодных инструментах, к тому же круто выглядящих. Плюс парням из Gibson не следовало забывать ни о конкуренции с Fender, ни о странных загогулинах потребительского спроса на их собственные электрогитары.

1950-е гг. были для бренда Gibson временем проб и ошибок — и не только в процессе разработки и производства электрогитар, но в смысле их позиционирования на рынке. Как водится, производитель прислушивался к требованиям музыкантов, и в 1958 г. модели Les Paul Junior и Les Paul Special (часть моделей именовалась Les Paul TV по расцветке корпуса «телевизионный жёлтый») получили новую форму корпуса с двумя вырезами. В конце 1959 г. был произведен ребрендинг — Les Paul Special и Les Paul TV стали называться соответственно SG Special и SG TV. Сейчас очень трудно поверить, что продажи собственно Gibson Les Paul в самом конце 1950-х неуклонно падали, и новые модели гитар были обязаны полностью заменить (!) в серийном производстве классический ныне инструмент. К 1961 г. производство Gibson Les Paul было полностью свёрнуто, и на смену им пришла гитара с более тонким корпусом из единого блока красного дерева, лыской по всему периметру верхней части корпуса (она делала корпус визуально тоньше) и характерно заострёнными «рожками». Собственно, реклама доносила до музыкантов истинную правду — аббревиатура SG, означавшая нечто совершенно другое (см. выше), на тот момент относилась именно к форме корпуса, а отдельные модели продолжали носить собственные имена. И только в 1963 г. все они начали выпускаться под именем Gibson SG — за год до того у самого Леса Пола закончился контракт с Gibson, и его имя постепенно стало исчезать с гитар. Но с серийных шильдиков и накладки анкерного стержня имя Леса было окончательно убрано только к декабрю — кстати, по его собственной просьбе: музыканту очень сильно не понравился новый инструмент. Хотя, учитывая собственные жизненные трудности момента, Лес договорился с президентом Gibson Тедом МакКарти (Ted McCarty) о роялтиз в размере $1 с каждой выпущенной гитары.

Почему же команде Gibson под руководством Теда вообще понадобилось создавать новый дизайн корпуса? Два выреза, появившиеся ещё на Les Paul Junior и Les Paul Special / TV обеспечивали более лёгкий доступ к нижним ладам, и поэтому для SG был придуман хлёсткий слоган — «гитара с самым быстрым в мире грифом». Во-вторых, уж очень хотелось Теду ответить на вызов, брошенный брендом Fender в облике всем известного Stratocaster, соответствующего своим обликом эпохе всего гладкого и аэродинамического. Но здесь модель SG даже не была первой: запущенные в серию в 1958 г. Gibson Flying V (её дизайн появился как ответ на вступление человечества в космическую эру) и Explorer пришли, как говорится, слишком рано и продавались еле-еле. Но SG дизайном сильно отличался от этих двух гитар: скругленность корпуса сообщала о наличии конкурента у Fender Stratocaster, заострённыt «рожки» подчёркивали агрессивность звучания, а корпус изначально только расцветки «альпийский белый» (Alpine White) подчёркивал, что эта гитара — не для каждого. Хотя гитара была дешевле, чем Les Paul — воистину цельный корпус, один звукосниматель на ранних моделях, малая накладка корпуса… Однако к выставке NAMM ’1961 Gibson SG пришла уже в знакомом нам виде — гриф с длиной мензуры 24¾" (629 мм), два звукоснимателя (хамбакеры либо синглы P-90) и… тремоло Maestro Vibrola (не забудьте, мы соперничаем с Fender Stratocaster) со складным рычагом. К 1967 г. со стандартных моделей SG оно исчезло окончательно, хотя на гитару за шесть прошедших лет ставилось не меньшее количество моделей тремоло. Впрочем, иные гитаристы-ветераны, чьи избранным стилем обычно является блюз-рок, отдают предпочтение именно SG с тремоло первых серий. Однако в начале 1970-х тремоло вернулось на гитары топовых модификаций SG Pro и SG Deluxe, затем превратившись в опцию. А в 1966 г. накладка на корпусе стала крупной, чтобы опять же уменьшиться в начале 1970-х.

Но в начале 1960-х популярность любой электрогитары определялась ещё и заметным появлением на телеэкране — не избежала подобной участи и Gibson SG. 7 мая 1964 г. в передаче “The Gospel and Blues Train” телеканала Granada TV выступила исполнительница ритм-энд-блюза Розетта Тарп (Sister Rosetta Tharpe, 1915–1973) как раз со снежно-белым Gibson SG в руках. Что ещё важнее, в пьесе “Didn’t It Rain?” Розетта исполнила совершенно выдающееся соло — и вот так бренд Gibson в очередной раз обеспечил себе коммерческий успех. Результат закономерен — по итогам уже 1965 г. SG стала самой продаваемой гитарой производителя, и остаётся таковой по сей день. И нельзя не согласиться с американским гитарным экспертом Дэвидом Дэвидсоном (David Davidson), заметившим, что «гитары Gibson редко когда обретали популярность сразу же с выходом на рынок — часто бренд просто догонял своих конкурентов. Но уж если догонял…» Также нельзя забывать и о том, что Gibson SG стал основой для модели бас-гитары EB, а уже в 1962 г. бренд сильно опережает свою эпоху, приступая к выпуску двухгрифовых инструментов на основе технических решений и дизайна SG. Подобную гитару EDS-1275 Double 12 (6 + 12 струн) знает каждый, кто хотя бы раз видел фотографии группы Led Zeppelin (у нас в стране на такой гитаре в конце 1970-х играл Александр Градский), однако существовали и менее распространённые модели — EMS-1235 Double Mandolin (6 + 8 струн собранных в пары, либо 6 + 6 струн с настройкой на октаву выше) и EBSF-1250 / EBS-1250 Double Bass (6 + 4 басовых струны), причем в EBSF-1250 встраивалась обработка Maestro Fuzz-Tone.

1970-е стали эпохой настоящего триумфа Gibson SG — трудно представить себе американскую арена-роковую группу той эпохи без подобных гитар в руках. Главными пропагандистами инструмента тогда оказались Эрик Клэптон (Eric Clapton), игравший на SG ещё в эпоху триумфа супертрио Cream, и канадец Фрэнк Марино (Frank Marino), вместе со своей хард-блюзовой группой Mahogany Rush бывший тогда одним из королей концертных арен «от океана до океана». Но сейчас история Gibson SG замыкает круг с гитарой, разработанной на основе модели 1961 г. — даже с надписью “Les Paul” на накладке анкерного стержня. Это гитара Epiphone 1961 Les Paul SG Standard Aged 60s, доступная в расцветках черри (Cherry) и «классический белый» (Classic White) с традиционными корпусом и грифом из красного дерева и накладкой грифа из индийской лаурели (красного лавра). Установленные на ней звукосниматели-хамбакеры Gibson BurstBucker 2 (у грифа) и Gibson BurstBucker 3 (у бриджа) обеспечивают инструменту совершенно классическое рок-звучание. И, если вы — действительно серьёзный гитарист, то без подобного прикосновения к истории ваш гитарный арсенал никогда не будет полным.

Предыдущая Следующая