Мало того, чтобы гитара, с которой вы приходите на репетицию или выходите на сцену, имела идеальное звучание. Нужно, чтобы это был предельно надежный инструмент, отличающийся к тому же стильным внешним видом, который бы лишь подкреплял собой старую истину о том, что гитарист — максимум второй человек на сцене после вокалиста. Именно надежность и стильность являются определяющими чертами американского бренда Jackson Guitars, справляющему как раз этой осенью свое 35-летие.
Хотя днем рождения Jackson Guitars считается 10 ноября 1978 года, когда гитарный мастер Гровер Джексон (Grover Jackson) вступил во владение компанией Charvel, ее настоящая история, как и обретение собственного имени, относится к осени 1980 года. В это время Гровер познакомился с главной гитарной сенсацией того года — великим Рэнди Роудсом (1956–1982), которого уже не устраивало звучание гитары Gibson Flying V, как и ее внешний вид, пусть даже после радикальных экспериментов с пятнистой (Polka Dot) раскраской. В результате совместной кропотливой работы Гровера, Рэнди и гитарных мастеров Майка Шэннона (Mike Shannon) и Тима Уильсона (Tim Wilson) был создан инструмент футуристического дизайна, сперва получивший название The Original SIN, но сразу же переименованный Рэнди в Concorde — справедливо, что форма корпуса этой гитары напомнила музыканту стремительные обводы общеизвестного англо-французского сверхзвукового пассажирского лайнера. Доволен был и Гровер — наконец-то его молодая компания смогла создать инструмент, дизайном решительно отличающийся от гитар былой специализации бренда, а именно различных не самых распространенных модификаций Fender Stratocaster. Один смелый шаг привел к другому — перо грифа Concorde украсило имя «Jackson», ставшее с тех пор синонимом гитар для тех музыкантов, для кого понятие «совершенство» — не пустой звук.
После нелепой смерти Рэнди Роудса в авиакатастрофе его имя стало именем гитар серии Concorde, к середине 80-х ставших весьма популярными среди агрессивных гитаристов-профессионалов, а затем и музыкантов пролупрофессионального уровня. Самой доступной подобной моделью в современном каталоге
Jackson стала JS32 Rhoads с липовым корпусом классического черного цвета с лакировкой и кленовым грифом с палисандровой накладкой. Подобное сочетание пород дерева широко используется во многих моделях бренда и, по мнению экспертов, именно оно обеспечивает гитарам Jackson плотный и насыщенный звук. Липа придает звучанию глубину и должную долю резонанса, необходимую при исполнении тяжелых стилей рок-музыки, а сочетание клёна и палисандра отвечают за чистоту и разборчивость. Отдельно нужно отметить, что гриф не просто кленовый — в него вклеены усиливающие жесткость его конструкции элементы из углеродного волокна, применяющиеся в качестве материала-усилителя в авиации с конца 1970-х годов и обиходно называемые что по-русски, что по-английски «графитовым усилением». 24-ладовый гриф с ладами Jumbo крепится к корпусу на болтах, длина мензуры составляет 25.5” (648 мм), а переменный радиус скругления грифа — 12”–16” (305–406 мм). Такой более плоский у пятки (радиус скругления 16”, 406 мм) гриф значительно облегчает игру аккордов и риффов. JS32 Rhoads комплектуется двумя звукоснимателями-хамбакерами Jackson High Output Zebra с керамическими магнитами, обеспечивающими высокий уровень выходного сигнала, регуляторами уровня и тембра, а также трехпозиционным переключателем звукоснимателей. Бридж — тремоло Jackson Double Locking Floyd Rose.
Еще один чрезвычайно стильный инструмент разработки и производства Jackson — Kelly — представлен в серии JS32 моделью
JS32T Kelly. Изначально Kelly (с серийным обозначением KE), получившая свое имя в честь гитариста популярной в основном у себя на родине австралийской хэви-группы Heaven Брэдфорда Келли (Bradford Kelly) была разработана как ответ Jackson на такие гитары агрессивного дизайна, как Gibson Explorer и Ibanez Destroyer. Но более всего популяризации Jackson Kelly поспособствовали гитаристы группы Megadeth Дэйв Мастейн (Dave Mustaine) и Марти Фридман (Marty Friedman), причем Марти использовал именную модель KE и во время работы в коллективе, и после ухода из него. JS32T Kelly имеет сплошной корпус из липы матового черного цвета и кленовый гриф с палисандровой накладкой. Крепление грифа с 24 ладами типа Jumbo и длиной мензуры 25.5” (648 мм) к корпусу — на болтах. Переменный радиус скругления грифа аналогичен таковому на вышеописанных моделях. Бридж — системы Tune-O-Matic со сквозным креплением струн. Звукосниматели — два хамбакера Jackson High Output с керамическими магнитами, а электроника представлена регуляторами уровня и тембра и трехпозиционным переключателем звукоснимателей.
В серии JS32 представлены именно те модели, «старшие братья» которых давно и прочно заняли место в гитарных арсеналах профессиональных музыкантов. Собственно, данная серия и была разработана как ответ на запросы музыкантов начального и среднего уровня, желающих иметь в руках гитару, максимально приближенную к профессиональному уровню и по звучанию, и по качеству изготовления и сборки. Поэтому неудивительно, что одна из самых распространенных на земле моделей серии JS32 — это типичный «суперстрат» JS32 Dinky. Само название «Dinky» этот инструмент получил за уменьшенный (7/8) относительно серии Pro Soloist корпус. Соответственно, некоторые модели серии имею такое же развернутое вверх, а не вниз перо грифа, как у отдельных моделей Pro Soloist, сделавших такой дизайн одной из наиболее примечательных визуальных черт «волосатого металла» 80-х годов. Но мы обратим внимание на две модели с пером грифа классического дизайна Jackson — это JS32TQ Dinky и JS32 DKA-M Dinky.
Модель
JS32TQ Dinky отличается от иных гитар серии JS 32 корпусом, который выполнен из липы, но при этом имеет топ из фигурного клёна. Кроме того, на ней не устанавливается вибрато; бридж — системы Tune-O-Matic со сквозным креплением струн. Кленовый гриф с графитовым усилением и палисандровой накладкой устанавливается, как и у иных моделей Dinky, на болтах. Длина мензуры 24-ладового грифа — 25.5” (648 мм), переменный радиус скругления грифа составляет 12”–16” (305–406 мм). Лады типа Jumbo, а метки на грифе — классические для Jackson «акульи плавники». Звукосниматели-хамбакеры Jackson High Output с керамическими магнитами обеспечивают энергичный звук инструмента. JS32TQ Dinky оснащается регуляторами уровня и тембра и трехпозиционным переключателем звукоснимателей, на сей раз рычажного типа. Цвет корпуса гитары — черный прозрачный, а фурнитуры — черный.
Гитара
JS32 DKA-M Dinky — это своего рода абсолютное визуальное выражение агрессивного и одновременно предельно коммерческого стадионного хэви-метала 80-х годов. Черный корпус из липы имеет выпуклую форму, что придает инструменту очень дорогой и пафосный в хорошем смысле слова вид, а ее электроника — два звукоснимателя-хамбакера Jackson JE10 High Output с керамическими магнитами, равно как и вибрато Jackson Double Locking Floyd Rose обеспечивают инструменту прямо-таки свирепое звучание. Гриф — кленовый с накладкой из горного клёна, прочие же характеристики и комплектация аналогичны JS32TQ Dinky. При всей подобной аналогичности JS32 DKA-M Dinky является очень серьезным инструментом, способным не потеряться среди гитар музыкантов очень серьезного уровня в первую очередь благодаря насыщенному звучанию и отличному дизайну.
Кроме подобных моделей Dinky, в каталоге Jackson присутствуют и две младших модели —
JS11 Dinky и
JS12 Dinky. Их основное отличие друг от друга — число ладов типа Jumbo на грифе с мензурой 25.5” (648 мм): 22 у JS11 и 24 у JS12. Расцветка корпуса из липы —
белая либо
черная у JS11 и черная у JS12, финишное покрытие — полиуретановый лак. Радиус скругления грифа — постоянный, 12” (305 мм); крепление грифа к корпусу — на болтах. Звукосниматели — хамбакеры Jackson High Output с керамическими магнитами, электроника — регуляторы уровня и тембра и трехпозиционный рычажный переключатель звукоснимателей. На обеих моделях установлены вибрато Fulcrum с опорой на две точки, и обе гитары рекомендуются производителем как серьезные инструменты начального уровня для молодых музыкантов, желающих с самого начала осваивать все секреты мастерства в области нелегких стилей музыки.
Но само понятие «нелегкая музыка» со временем эволюционирует и ставит определенные запросы перед гитарными брендами. И да, у Jackson есть на них ответ — это семиструнная модель
JS22-7 Dinky, ориентированная в первую очередь на музыкантов, работающих с современным хэви-звучанием в пониженном строе. Корпус этого сурового инструмента изготовлен из липы и окрашен в черный цвет с бархатной фактурой. 24-ладовый кленовый гриф с палисандровой накладкой и ладами типа Jumbo с длиной мензуры 26.5” (673 мм) и постоянным радиусом скругления 16” (406 мм) традиционно крепится к корпусу на болтах. Два звукоснимателя-хамбакера Jackson High Output 7 обеспечивают этой гитаре необходимую агрессивность звучания, а электроника также традиционна — это регуляторы уровня и тембра и трехпозиционный переключатель звукоснимателей. Гитара комплектуется фиксированным стальным бриджем со сквозным креплением струн через корпус, а расположение литых черных колков по обе стороны пера грифа обеспечивает сбалансированность физических нагрузок на гриф и инструмент в целом.
Было бы неразумно не упомянуть в обзоре гитар Jackson великолепную модель Pro Series Soloist SL2Q, представленную в цветовых схемах «
прозрачный красный» и «
прозрачный черный». С самого начала выпуска в 1984 году гитары серии Soloist олицетворяют собой одни из лучших в мире инструментов типа «суперстрат». Изначальная идея данной серии была проста — создать инструмент со сквозным грифом, оснащенный лучшими звукоснимателями и тремоло по выбору музыканта. Постепенно эта концепция упростилась, но не в сторону ухудшения качества, доказательством чего является данная гитара.
Сквозной 24-ладовый гриф Pro Series Soloist SL2Q с длиной мензуры 25.5” (648 мм) выполнен из клёна с графитовым усилением, а корпус — из ольхи. Накладка грифа — черное дерево. В конструкции применены лады типа Jumbo, а метки на грифе выполнены в виде зубов пираньи; переменный радиус скругления грифа — 12”–16” (305–406 мм). Гриф подвергнут фабричной ручной полировке с промасливанием. На гитаре установлены звукосниматели-хамбакеры производства компании Seymour Duncan — JB TB4 у бриджа и '59 SH1N у грифа, а в состав электроники входят регуляторы уровня и тембра и трехпозиционный переключатель звукоснимателей тумблерного типа. А вибрато модели Floyd Rose FRT-O2000 позволяет выполнять самое фантастическое звукоизвлечение. С таким инструментом музыканты просто обречены на то, чтобы покорить вершины своего мастерства — каковая цель, несомненно, ставилась брендом Jackson с самого начала его существования и постоянно выполнялась.
Всеволод Баронин