КАК ЧАСТО И КАК МНОГО НУЖНО РЕПЕТИРОВАТЬ?
Мир музыки живет идеей о том, что “практика ведет к идеалу”, а что такое идеальное количество практики? Дорога к успеху ухабиста, и большое количество занятий считается золотым билетом в мир успеха. Если вы начинающий музыкант и хотите (разумеется) стать опытным музыкантом, то как решить, сколько вам нужно репетировать? Как найти баланс и не перегореть? Правило о 10 000 часов, проведенных за конкретным делом, известно среди множества людей из совершенно разных областей. Но насколько точна эта цифра? Как понять, что вы репетируете слишком мало или слишком много? Посмотрим, что говорят об этом исследователи, музыканты и ученые.
РЕПЕТИРУЕТЕ ЛИ ВЫ СЛИШКОМ МАЛО?
Родителям и учителям известно, насколько трудно иногда заставить детей-учеников побольше заниматься. И уж особенно если один из таких студентов имеет природный талант и играет лучше всех в школе, довольно сложно дать ему понять, насколько важна практика.
Канадский журналист и социолог Малкольм Гладуэлл в своей книге “История успеха” обращает внимание на исследования в Берлинской Музыкальной Академии. Разница между скрипачом-суперзвездой и просто хорошим скрипачом заключалась в дополнительных 2 000 часов. В другом исследовании студенты были разделены на две группы, основанием были оценки, поставленные им учителями. Спустя несколько лет лучшее исполнение показали те, что репетировали больше, вне зависимости от оценок, поставленных им ранее.
Что касается детей, эксперты рекомендуют самостоятельно заниматься около получаса в день. Можно разбить это время на две части: один раз утром, другой раз днем - например, сразу после школы.
РЕПЕТИРУЕТЕ ЛИ ВЫ СЛИШКОМ МНОГО?
Музыканты с серьезными намерениями стараются как можно больше времени посвящать практике, в каждый момент думая, что они все равно недостаточно хороши. Однако даже в этом деле можно переусердствовать - и у этого могут быть не очень хорошие последствия. Вот признаки:
- Вы чувствуете боль или онемение в суставах и мышцах. Подолгу горбиться над фортепьяно, кривиться с гитарой, держать виолончель - все это довольно опасно для мышц спины и рук. Врачи из Луизианской клиники для музыкантов сходятся на том, что в большинстве случаев причиной множества неприятностей со здоровьем является именно “передозировка” практики - здесь и синдром запястного канала, и тендинит (воспаление ткани сухожилия), остеоартрит и многое-многое другое. Зачастую музыканты игнорируют боли, считая их нормальной частью жизни музыканта, однако подобное отношение может привести к серьезным последствиям. Слушайте свое тело - если боль сильная и долго длится, то лучше всего сократить количество репетиций.
- Вам тяжело играть на своем инструменте, больше не чувствуете воодушевления. Недостаток энтузиазма вполне может быть вызван все той же передозировкой. Чтобы показывать класс, нужно наслаждаться игрой - если этого не происходит, ваше исполнение страдает. Если вы изнашиваете свое тело и разум играя слишком много и часто, ваш мозг выработает негативные ассоциации, связанные с одним лишь видом инструмента. Не надо переигрывать, чтобы не потерять интерес - везде нужен баланс.
Так когда мы приходим к тому, что начинаем репетировать слишком много? Эрикссон, Крампе и Теш-Ромер, авторы работы “Роль осознанной практики в приобретении навыков эксперта” пишут о том, что оптимальное количество времени в день для практики - это около двух часов. А четыре часа - это уже абсолютный максимум.
Разумеется, всем нам известны истории о гениях, и нам представляются картины измученного музыканта, играющего непрерывно в течение 8-9 часов, но лучше всего выбросить это из головы. Конечно, упорство впечатляет, но играя больше чем по четыре часа в день, вы лишь принесете себе больше вреда, чем пользы.
КАК НАЙТИ БАЛАНС?
Баланс в практике - не только о том, сколько часов в день вы посвящаете музыке. Это также и о том, как и где вы играете, а также о том, насколько качественно вы отдыхаете.
Осознанная практика
Самое главное здесь - ставить в приоритет качество, а не количество. Бездумное повторение одной и той же гаммы ни к чему не приведет. Необходимо пристально следить за прогрессом и понимать, зачем вы делаете то или иное. Задача, звучащая как “Я просто хочу лучше играть” - не очень правильная, гораздо лучше ставить четкие задачи, например, “Я хочу научиться играть тремоло”. Подобные формулировки помогут вам быстрее двигаться к освоению навыков и смелее экспериментировать с методами практики. Если у вас будут какие-то проблемы с тремоло, прошерстите на YouTube или с помощью преподавателя все возможные пути решения проблемы и посмотрите, что больше всего подходит именно вам.
Осознанная практика учит решать проблемы. Она - о том, чтобы работать умнее, а не тяжелее. Она расставляет акценты эффективнее - убирает их с часов, проведенных с инструментом, и помещает в то место, которому они принадлежат - в достижение ваших целей.
Осознанный отдых
Из вышеупомянутой работы Эрикссона, Крампе и Теш-Ромера: одни из лучших скрипачей на сегодняшний день привыкли репетировать не больше, чем по четыре часа. И то, берясь за инструмент, они не проводят все время за работой - она делится на полуторачасовые сессии с перерывами.
Отдых настолько же важен, насколько и работа. Исследования, проведенные в Беркли в позапрошлом году, показали, что лучшие студенты спят больше, чем более посредственные однокурсники, а также знают, как пользоваться короткими перерывами. Без хорошего сна музыканту очень легко потерять свежеприобретенные навыки - да и репетиции даются сложнее сами по себе.
Алекс Сучжон-Ким Пан, американский психолог, автор книги “Отдых. Почему ты делаешь больше, меньше работая” пишет: “...мы все верим в то, что исполнение оттачивается после 10 000 часов практики. Но это неправильно. Оно оттачивается после 10 000 осознанной практики, 12 500 часов осознанного отдыха и 30 000 часов сна”.
Осознанные репетиции должны быть окружены осознанными передышками и полноценным отдыхом. Не попадайте в ловушку, стараясь играть как можно больше и изматывая себя. Если вы запасетесь терпением, и начнете репетировать постепенно с четкими целями, то удивитесь, насколько дальше продвинетесь в течение неожиданно короткого времени.