КАК МОЛОДОЙ РОК-ГРУППЕ НЕ ПОТЕРЯТЬ ВСЁ
Даже с минимальными достижениями на рок-поприще лучше, чем безо всяких достижений. Итак, вы – музыкант молодой рок-группы, у которой уже имеется толково разработанная и тщательно отрепетированная концертная программа, которая более-менее регулярно играется в небольших клубах и на открытых площадках. Но одного этого мало – допустим, у вас уже имеется вполне серьёзный менеджер, радеющий за дела коллектива и, кроме того, ваш коллектив уже обзавелись логотипом, плюс вы завели аккаунты группы в очевидных соцсетях – «ВКонтакте», на Facebook и в Instagram.
Более того – у вас уже появились поклонники, посещающие концерт за концертом, а ваше дебютное демо из нескольких песен получило положительные отзывы у вполне серьёзных экспертов. Возможно, что у вас уже имеется какой-никакой мерчандайзинг – майка как раз в вашим логотипом, значок, магнитик, открытка, чтобы автографы на ней раздавать, или даже мини-афишка формата A4. Куда двигаться дальше? Что делать – и, гораздо важнее, чего не делать, чтобы скромный первый успех не превратился в слишком скорое поражение?
Рекомендации, о которых пойдёт речь ниже, не только очевидны – они выстраданы многолетним опытом как минимум отечественных составов. В том числе и тех, которые поначалу были вполне себе многообещающими, но поскользнулись после первого же мало-мальски серьёзного успеха. И, конечно, нам не уйти от вопроса – к каким контактам музыкантам в этот момент стремиться и каких избегать? Да-да, в основном – избегать.
КОНЕЙ НА ПЕРЕПРАВЕ НЕ МЕНЯЮТ
Вопрос дальнейшего успеха вашего коллектива – это, с какой стороны, не посмотри, изначально вопрос доверия, а кому за пределами непосредственно музыкантов группы вы доверяете более, нежели своему менеджеру? Ведь в подавляющем большинстве случаев именно этот человек вместе с вами продумывал схемы, в том числе и творческие, приведшие вас к первым достижениям. Так вот, когда эти достижения уже состоялись, будьте готовы к тому, что вокруг вас, то есть музыкантов группы и, особенно, вокруг её лидера, начнут вращаться личности – возможно даже, что и с приличной известностью в около- и просто музыкальных кругах – которые будут настойчиво предлагать в менеджеры лично себя, и призывать гнать вон вашего реального менеджера. Обычно такие призывы ничего под собой не несут, помимо желания сиюминутно заработать на группе, но зато обязательно сопровождаются демагогией в духе «да кто он такой – ваш самозваный менеджер» и «с каким это проходимцем вы вообще связались?»
С кем бы вы не связались, но у вашего существующего менеджера есть как минимум наработанная база музыкальных и бизнес-контактов и, так сказать, кредит доверия к вашему коллективу со стороны честных коллег. Менять менеджера после первого успеха группы неразумно – человек реально обидится (есть за что!) и все контакты унесёт с собой; хорошо ещё, если дело до взаимных финансовых претензий и суда не дойдёт. Но и без них всё может оказаться плохо: не стоит, например, менять возможность записать и издать физический альбом в Европе на какой-то мифический «промоушн в тематических телепрограммах», которые, как оказывается, выходят раз в два месяца в 03.00 ночи, и далеко не на центральных ТВ-каналах… И это никакая не фантазия, а реальная история. Тот, кто организационно привёл группу к первым успехам, обязан заниматься ей и далее, а менять менеджеров – это уже привилегии артиста или коллектива, добравшегося до почти звёздного статуса. Но это, ребята, пока не про вас.
ИНФОЦЫГАНАМ – РЕШИТЕЛЬНОЕ «НЕТ»!
Развитие Интернета вообще и социальных сетей в частности породило, что естественно, огромное количество аферистов в области якобы информационных технологий, готовых предоставить вам и вашему коллективу «надёжные решения в области привлечения поклонников». Обещания могут быть различные – от увеличения числа подписчиков в социальных сетях до абсурдных «курсов» вроде «Как гарантированно обеспечить аншлаг на своих концертах» и «Как правильно продюсировать записи в таком-то стиле» – но одинаково сильно небесплатные. В русскоязычном секторе Интернета в отношении таких советчиков уже сложился термин «инфоцыгане», будем использовать его и в дальнейшем.
Как правило, инфоцыгане – это персонажи из числа клубных концертных промоутеров или Facebook или ВК-блогеров довольно низкого уровня, знающих проблемы музыкантов в области звукозаписи и менеджмента более чем поверхностно и, как правило, не обогащенные таковым опытом в реальной жизни. Их знания – это плохие машинные переводы американских, как правило, статей по вопросам практического музыкального менеджмента и собственные последующие фантазии на тему «как стать богатым и знаменитым за 90 дней». Гоните вон таких умников – понятно, что таковое указание относится в основном к совсем молодым и неопытных музыкантам, но уже замечено, что инфоцыгане любят атаковывать музыкантов (и даже издателей) в тот момент, когда у группы или выпускающей фирмы появились мало-мальские ощутимые успехи, и имя их стало заметным в информационном пространстве. Всё, что вам предстоит в таком случае услышать за ощутимые деньги – «записывайте и сводите альбом только в моей студии и со мной лично в роли саунд-продюсера» либо невнятные, но долгие рассказы о том, что такой-то артист (обычно популярный рэп-исполнитель) успешно собирает авторские отчисления. Традиционные методы продвижения музыки, вроде рассылки собственных демо-записей издателям и собственная издательская деятельность музыкантов инфоцыганами даже не рассматриваются. Есть подозрение, что они о них ничего и не слышали. Ну и стоит ли вообще общаться с подобными «знатоками»?
НИКАКОЙ АБСОЛЮТИЗАЦИИ
В России музыканту, да и менеджеру, очень просто впасть в грех абсолютизации роли какого-нибудь одного СМИ в деле раскрутки и продвижения артиста или музыкального коллектива. Это происходит ещё и потому, что, невзирая на популярные разговоры о «неслыханном успехе Интернета как СМИ» родное общество, и даже молодая его часть, продолжает оставаться консервативным и в качестве главного окна в музыкально-информационный мир продолжает полагать телевидение. Прорыв хотя бы на одну песню на ведущие телеканалы у нас по-прежнему решает многое, но при наличии на ТВ коррупционных схем и искренней незаинтересованности телеперсонажей в продвижении новых имён о таковом прорыве подавляющему большинству музыкантов лучше забыть.
И вообще нужно помнить о том, что в мире XXI века современная музыка перестала быть тем идейно-эстетическим стержнем для как минимум молодого поколения, какой она была лет 25–30 тому назад. Следовательно, помимо понятного интернет-продвижения – хотя бы стриминг задействован будет! – вам необходимо простирать свои интересы в область саундтреков для компьютерных игр и даже рекламных аудиоджинглов. Не стесняйтесь! Если вы написали действительно запоминающийся хит, или хотя бы просто хитовый припев, то не стыдно обратить его в джингл. Да и вообще «модель охвата в 360°», несмотря на уже неприменяемость этого термина – никакой не миф, тем более если ваше имя стало заметным в информационном поле. Словом, используйте все методы для достижения известности, и не зацикливайтесь не только на чужом удачном опыте, но и на уже состоявшемся своём.
Всеволод Баронин