КАК НАЧАТЬ ПИСАТЬ ТЕКСТЫ К ПЕСНЯМ, ЕСЛИ ВЫ ЭТОГО НИКОГДА НЕ ДЕЛАЛИ?
Музыканту всегда есть чем заняться. Вы можете быть гитаристом, а в итоге прийти к тому, что вам захочется быть промоутером или звукорежиссером. Вы можете годами играть на барабанах, а в итоге захотеть стать тур-менеджером. Но еще более вероятно, что в один прекрасный момент вам захочется наконец самим поработать над лирикой. Даже кавер-группы иногда сочиняют оригинальный материал, и большинство групп в мире работает над своими собственными песнями.
Многие исполнители приносят на репетиции риффы и мелодии, но когда речь заходит о том, чтобы написать какой-то текст, они чувствуют дискомфорт. Так как же начать работать над текстами к песням, если у вас нет никакого поэтического бэкграунда кроме нескольких школьных сочинений, сделанных в далеком прошлом? Вот несколько методов.
1. НЕ ПИШИТЕ СЛИШКОМ МНОГО
Да, написать очень хороший текст сложно, но, чтобы добиться результата, нужно просто продолжать делать начатое. Создание «эффективной», запоминающейся лирики – это не так уж тяжело, как может показаться с первого взгляда. Почему? Хотя бы потому, что вам не нужно так уж много слов.
Возьмите лирику своих любимых песен. Если, конечно, ваш жанр – это не хип-хоп, то вы с удивлением обнаружите, что в песнях будет около 100-300 слов. И это не какие-то романы, потому что, в первую очередь, сама музыка берет на себя нагрузку повествования.
Конечно, лирика играет важную роль, она должна быть тщательно подобрана и попадать точно в цель. Вместе с тем, она не должна быть слишком объемной и «разъясняющей», дающей ответы. Два-три абзаца (или даже меньше) о том, что вас задевает. Не так-то это и тяжело!
2. СКОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА МУЗЫКЕ
Начните с музыки. Слушайте ее активно и внимательно. Избавьтесь от всех отвлекающих факторов, выключите телефон и постарайтесь следовать за ней и понимать, куда она вас ведет.
Большинство сонграйтеров не начинают процесс с мысли «Так, напишу-ка я песню о коррупции в Италии». Вместо этого они позволяют музыке самой продиктовать тему песни. Это некий медитативный процесс – позволить следовать эмоции, опыту или истории, относящейся к конкретному музыкальному отрывку. Если вам близка история, которую скрывает в себе музыка, слушатели это почувствуют. Если вы слушаете отрывок и не можете найти никакого отклика в себе, переходите к другому и продолжайте внимательно слушать.
3. ПРЕВРАЩАЙТЕ СЛОВА В НОТЫ
В то время как вы пытаетесь уловить нарратив, создаваемый музыкой, слова могут «пробуждаться» к жизни вместе с мелодией, которую вы хотите закрепить за лирикой. Записывайте на диктофон вокальные хуки, которые у вас рождаются во время прослушивания.
Если же у вас пока нет вокальной мелодии, но есть отрывки лирики, старайтесь просто произносить слова поверх музыки. Варьируйте скорость, ритм и громкость. Рано или поздно мелодия появится сама.
4. РАБОТАЙТЕ НАД АКЦЕНТАМИ И НЕ БОЙТЕСЬ ПРАВИЛ
Не бойтесь ударений, которые существуют в реальных словах. У вас, как у музыканта, есть то, что в английском называется poetic license или artistic license – такое негласное удостоверение, позволяющее вам обращаться со словами так, как вас удобно, в угоду общей картине песни.
Вспомните, сколько окончаний слов в русской поэзии меняет свое ударение, как Эминэм рифмует некоторые строчки, сколько собственных неведанных миру до этого слов придумал Фрэнк Блэк из Pixies и т.д. Вы вольны делать то же самое. Если для того чувства или явления, которое вы хотите описать, нет определения, выдумайте его сами. Подумайте, как потешно потом будет давать интервью, рассказывая о своих муках в поисках нужного слова. Слово может не существовать, зато его значение будет абсолютно понятно в неком контексте – и это самое главное.
5. НЕ СЛИШКОМ ВОЛНУЙТЕСЬ ПО ПОВОДУ РИФМЫ
Вы можете писать четверостишие, в котором первая и третья, вторая и четвертая строчки будут рифмоваться. Вы можете заботиться только о ритме. Вы также можете писать строки, которые не будут рифмоваться вовсе, и которые будут казаться простой болтовней вокалиста под музыку. Одно не лучше и не хуже другого. Правил в написании лирики не так уж много – главное, не красть материал, защищенный копирайтом. И пока вы этого не делаете, просто сосредоточьтесь на том, чтобы текст звучал круто. И неважно, есть в нем рифма или нет.
6. НАЙДИТЕ САМОЕ ВАЖНОЕ В ВАШЕЙ ПЕСНЕ И НЕ УПОМИНАЙТЕ ОБ ЭТОМ
Вспомните уроки литературы. Символизм: идет дождь, значит, герою грустно. Хорошие ковбои носят белые шляпы, у злых рыцарей грязные доспехи и т.д. Ружье в начале висит на стене, значит, оно выстрелит – небольшие детали в начале предвосхищают события в последующем. Вспомните так же, что такое метафора, сатира, политическое заявление и т.д. и т.п.
Все эти стратегии могут быть использованы в песенной лирике. Запомните, гораздо интереснее дразниться, скрывать что-то важное, нежели пытаться неуклюже вставить в песню «те самые важные слова». Конечно, слова в песне могут «равняться» самим себе, но более глубокая лирика всегда имеет более чем один слой. Она должна заставлять слушателя переслушивать песню несколько раз, стараться понять, что именно вы имеете в виду.
Например, вы хотите написать песню о том, как вы потеряли работу. Есть ли параллель между вашим случаем или тем, что происходило с другими? Возможно, самое время сделать политическую или социальную песню – просто возьмите нужный контекст и поместите туда собственные переживания, тогда песня получится живой.
7. ПОДВОДИТЕ СЛУШАТЕЛЯ К СМЫСЛУ ПЕСНИ
Конечно, пытаться рассказать суть поэзии в одном абзаце – это безумие. Но наверняка большинство из вас знакомо с поэзией в общем, и вы понимаете, что от вас требуется. Многие потребители поп-музыки не хотят слышать тексты, которые нужно разбирать по кусочкам, чтобы понять, о чем они. Однако некоторым исполнителям удается не давать почти ни одного намека – например, о чем поет Ник Кейв? Это можно чувствовать, но разбирать его тексты возьмутся лишь отчаянные смельчаки. Но пока вы не чувствуете себя Ником Кейвом, можно немного снизить уровень загадочности. Старайтесь обходить сами события в словах, но не уходите слишком далеко. Например вместо того, чтобы написать «Она ушла. Я разбит и плачу» всегда можно написать что-нибудь об остывшей половине кровати и такси, удаляющемся под дождем. Смысл не потерян, то, что происходит – очевидно. Подобный рассказ, описание события немного с другой перспективы так же гораздо лучшее пробуждает эмоции у слушателя, потому что они могут увидеть какие-то образы, а не просто представить себе плачущего исполнителя. Образы и ассоциации, которые они вызывают у слушателей – это самое главное в лирике.