КАК НАЙТИ ИДЕАЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА: 6 ПОДСКАЗОК ОТ ДЖЕФФА РАБАНА
Автор этого текста – Джефф Рабан, музыкальный менеджер и международный консультант. Его клиенты в общей сложности получили 12 наград Грэмми, продали более сотни миллионов записей и заработали более миллиарда долларов. Сейчас он является председателем Clive Davis Department of Recorded Music Школы Искусств Тиш при Нью-Йоркском Университете.
У меня 20 лет опыта работы в музыкальном бизнесе и сотня разных шоукейсов за плечами, я видел множество начинающих музыкантов, и две вещи, которые объединяли их - это то, что все они искали менеджера и все они хотели быть подписанными лейблом. Разумеется, для подавляющего большинства все это было несбыточными мечтами. Возможно, вам неприятно это слышать, но большинство артистов зачастую упускают возможности просто потому, что они не очень хорошо подготовлены.
Найти подходящего менеджера довольно сложно, и поиск может быть очень разочаровывающим. Бесконечные питчинги, рассылка незатребованного материала, приглашение профессионалов на ваши шоу могут быть изнурительными, особенно, когда постоянно сталкиваешься с отказами. Многие музыканты винят в своих неудачах менеджеров – очень легко убедить себя в том, что это они идиоты, которые не могут рассмотреть и расслышать ваш артистический талант. На самом же деле, большинство музыкантов попросту не готовы к работе с менеджером: уровень исполнения, количество поклонников, качество записей – все это крайне важно для того, чтобы заинтересовать потенциального кандидата на эту роль. Итак, как же понять, что настал момент для поиска менеджера, и как его найти?
ДЕЛАЙТЕ ВСЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОКА НЕ ПОЙМЕТЕ, ЧТО БЕЗ ПОМОЩИ УЖЕ НЕ ОБОЙТИСЬ
Если прямо сейчас вы сидите дома на диване, вполне вероятно, менеджер вам совершенно не нужен. Вы сами себе должны быть букинговым агентом, публицистом, маркетинговым менеджером и радио-агентом – еще до того, как это обязательства возьмет на себя кто-то другой. Во-первых, так вы самостоятельно изучите все аспекты музыкальной индустрии и ее законов, и получите неплохое образование в этой сфере. Во-вторых, вы самостоятельно нарастите собственные связи вместо того, чтобы надеяться на то, что кого-то знают они, менеджеры. Хотелось бы надеяться, что к тому моменту, когда вы дойдете до того уровня занятости, что у вас уже не будет хватать времени и ресурсов на выполнение вышеописанных задач, вас уже заметит кто-то из потенциальных менеджеров. В конце концов, если вы постоянно сотрясаете воздух, с вами регулярно происходит что-то интересное, шум вокруг вас обязательно достигнет нужных ушей.
На самом деле, среди профессионалов музыкальной индустрии есть забавное выражение: «Если вы не подписаны лейблом и очень круты, то я уже слышал о вас». А это значит, если у вас есть все, что нужно, и вы готовы к «первой лиге», то менеджеры и лейблы сами вас рано или поздно найдут.
Поверьте мне, знаменитые независимые рок-группы – сами по себе отличные бизнесмены. Их участники делят между собой работу, справляются со сложными задачами и обращаются со своей музыкой как с бизнесом. Это один из главных способов впечатлить потенциального менеджера. Я помню, что до того, как Incubus были подписаны на Sony Music, у них уже были прочные, сложившиеся отношения с поклонниками в Южной Калифорнии, они очень тщательно работали со списком фанатов, у них было полно мерча – так что бизнес-основу для своего роста они заложили самостоятельно. Продолжение истории вы и сами знаете. Помните: если вы – новичок, никто не ждет вашей музыки. Поэтому строить бизнес вокруг нее нужно начинать самим.
ПРИСУТСТВИЕ ОНЛАЙН
Любой менеджер, хорошо знающий свое дело, всегда захочет увидеть грамотную онлайн-презентацию. И хорошая презентация очень далека от веб-сайта с парой старой песен и плохими фотографиями. Менеджерам и лейблам нужно понимать, что вы являетесь частью живого и пульсирующего сообщества, в котором что-то происходит, и вы должны отражать это движение на своем сайте, страницах в соцсетях и на платформах, предназначенных специально для музыкантов. Сайт должен обновляться, а все аккаунты в разных соцсетях должны быть связаны, чтобы между ними было удобно переключаться. И это самый минимум. В сегодняшнем музыкальном рынке лейблы и менеджеры всегда судят об артисте исходя из того, как он выглядит онлайн. Просто спросите Джастина Бибера о том, помог ли ему YouTube…
ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СЕБЯ И СВОЮ АУДИТОРИЮ
Очень немногие менеджеры будут заинтересованы в том, чтобы объяснять вам самим, кем вы являетесь. Без устойчивого чувства идентичности, уникального звука и соответствующего вашей эстетике внешнего вида вы будете просто впустую тратить время, пытаясь найти того, кто решит эти вопросы за вас. Потратьте время на то, чтобы поэкспериментировать и выяснить, кем вы, собственно, являетесь, кто ваша аудитория, и как вы должны с ней коммуницировать. Конечно, менеджер может помочь вам довести некоторые аспекты до ума, но все ключевые вопросы вы должны решить самостоятельно. Пускаться на поиски профессиональной помощи, не зная трех обозначенных выше вещей – это все равно, что выходить из дома в сторону клуба, где вы должны играть, оставив свой инструмент на диване в комнате. Брендинг – это чрезвычайно важно, и каждый артист должен понимать, что это такое.
Некоторые артисты оскорбляются, услышав термин «брендинг» - им кажется, что это противоречит их творческой природе. Постарайтесь подумать еще раз. Как однажды сказал один мудрый менеджер: «Никто не захочет заниматься великой группой, о которой никто никогда не слышал».
ТЩАТЕЛЬНО РАБОТАЙТЕ С ПОКЛОННИКАМИ В РОДНОМ ГОРОДЕ
Один мой приятель и коллега однажды сказал одной группе, которая к нему обратилась: «Не приходите ко мне пока не продадите билеты на концерт в лучшем клубе своего собственного города». Я считаю, что это совершенно справедливо. Если вы не популярны в том месте, где вы находитесь, откуда взяться спросу на вашу музыку где-то еще? Работайте над тем, чтобы стать местными звездами, чтобы вас знали все промоутеры вашего города, чтобы ваше имя то и дело появлялось в расписаниях главных клубов в округе, и чтобы вас хорошо знали в местном музыкальном сообществе. Группы, которые умеют работать с тем, что имеют, понимают, как наделать шума в родном городе, получают контракты гораздо чаще нежели те, кто сидит и надеется стать звездами где-то еще.
ОТТАЧИВАЙТЕ ЖИВЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ
В наши дни артист, на чьи концерты никто не ходит, и который ищет менеджера – это все равно что дерево, которое падает в лесу. Вы должны уметь зарабатывать на концертах и мерче (речь идет не о богатствах, разумеется – даже небольших денег и умения разрабатывать маркетинговые стратегии уже достаточно). Большинство менеджеров захотят быть уверенными в том, что вы способны зарабатывать в турах и находить новых поклонников каждый раз, как только вы появляетесь на сцене.
На первых порах старайтесь выступать как можно чаще, при любой возможности. Даже если на репетициях все звучит отлично, то концерты – это совершенно другой жанр. Вы должны уметь адаптироваться под совершенно разные условия и выдавать класс даже перед тремя зевающими людьми. Возможно, единицам дается талант выступлений при рождении, но в подавляющем большинстве случаев хорошие концерты – это результат долгих и упорных тренировок.
Не знаю уж, сколько раз мне приходилось наблюдать за хайпом вокруг какой-то группы, воодушевляться при прослушивании их записей, а потом приходить на их концерт, надеясь увидеть крутое шоу, и очень сильно разочаровываться. Каждый раз это жесточайший облом – как для меня, так и для группы, с которой я не хочу подписывать никаких соглашений.
ИЗБЕГАЙТЕ «СИНДРОМА ДЯДЮШКИ ДЖОУИ»
Многие музыканты становятся жертвами этого ужасного недуга! Редки истории, в которых менеджером становился член семьи или ближайший друг одного из участников группы, и это хорошо заканчивалось. При таком сценарии рушится гораздо больше хороших, теплых отношений, чем строится успешных карьер. Плюс, мнения этих людей зачастую очень субъективны, и они не могут видеть реальность такой, какая она есть. Постарайтесь найти лучшего кандидата с подходящим для вас опытом.
Да, иногда встречаются артисты, которые верят, что их карьера – это семейный бизнес. Я работал с артистами, которые изолировали себя от действительности, делая все исключительно с близкими людьми, и у них не было возможности трезво взглянуть на себя. Объективность (хоть применительно к творческой сфере это порой кажется очень сомнительным термином) – одна из важнейших составляющих хорошего менеджмента.
Отличные песни – это только начало. Без самостоятельной работы над созданием основы для успеха, без умения использовать все возможности и инструменты, вы рискуете надолго оставаться в режиме ожидания того, что вас услышат. Так что давайте, вставайте с вашего дивана, о котором я написал в первой строчке, и начинайте действовать – ваш успех в ваших руках!