КАК НАПИСАТЬ МУЗЫКУ К ФИЛЬМУ?
Мечтаете написать музыку для фильма? Скорее всего, Тим Бертон или Джей-Джей Абрамс пока не торопятся сделать вам предложение, но это вовсе не значит, что нужно сидеть и ждать случая - попробуйте прямо сейчас. За последние годы процесс кинопроизводства очень сильно подешевел, и делать фильмы сейчас могут себе позволить не только студенты киношкол и жители больших городов, где есть студии, но и любые обладатели простой камеры и ярких идей.
Нет общей формулы в работе режиссера и композитора: одни режиссеры полностью снимают и монтируют фильм, а затем к нему пишется музыка, другие же показывают композитору лишь пару кадров или дают почитать сценарий. Если вы только начинаете, то для вас правил и схем еще меньше, главное - найти тех кинематографистов, со вкусом которых совпадают ваши собственные вкусы, и предложить им сотрудничество. Даже если в ближайшем окружении у вас нет никаких режиссеров, немного покопавшись среди знакомых знакомых вы обязательно кого-нибудь найдете.
Перед тем, как перейти непосредственно к описанию процесса создания музыки для кино, отметим, что огромным бонусом для вас будут элементарные навыки работы с DAW. Композитор - это не гитарист или басист группы, занимающийся исключительно своими партиями, это человек, который пишет сразу несколько партий. И если вы не учитесь в консерватории, где у вас есть доступ к разным музыкантам и репетиционному пространству, то лучше всего уметь создавать композиции, сидя со своим компьютером.
МУЗЫКА К СУЩЕСТВУЮЩЕМУ ФИЛЬМУ
Для начала попробуйте протестировать самих себя. Заново писать музыку к “Звездным войнам” вовсе необязательно - лучше покопайтесь на Vimeo в короткометражках, поищите фильмы, темы которых вам близки и интересны. Попробуйте проанализировать, нравится вам в них музыка или нет. Если вам понравится определенный фильм, но не музыка, объясните себе, что именно в ней плохо и что бы вы поменяли. Включите фильм без звука и попробуйте проиграть в голове ноты или звуки, запишите их на диктофон, используя гитару или фортепиано. А затем проиграйте фильм без звука, но со включенной записью. Наблюдайте за тем, как изменилось восприятие фильма, когда появилась другая музыка - и попробуйте простым языком объяснить себе, почему стало лучше. Этот навык пригодится вам при последующем общении с режиссерами.
МУЗЫКА К НЕСУЩЕСТВУЮЩЕМУ ФИЛЬМУ
Возьмите камеру или телефон и снимите несколько пейзажей, сцен из города, поездку в метро - любые вещи, которые окружают вас и из которых состоит ваш день. Если у вас есть съемка поля и плывущих облаков, сделайте несколько этюдов под эти кадры: представьте себе, что это перебивка из мелодрамы, где только что двое людей расстались навсегда, или, например, это фильм ужасов, и из-за горизонта через 30 секунд должен появиться смерч из летучих мышей и т.д. С помощью музыки вы можете изменить настроение фильма на 180 градусов. Конечно, вы не сможете самостоятельно сделать кадры для научно-фантастического фильма, но тренировка на простых окружающих вещах очень хорошо закаляет. Да и не так много молодых кинематографистов сразу стремятся делать что-то, что требует больших бюджетов. И наверняка именно с ними вам придется работать поначалу.
УНИКАЛЬНЫЙ ЗВУК
Уникальный звук - это вовсе не заглавная мелодия (конечно, это тоже довольно важный элемент - вспомним, например, Терминатора или те же Звездные Войны). Короткий метр, например, и подавно не нуждается в какой-то запоминающейся теме, которая в полнометражном кино призвана погружать зрителя в одно состояние несколько раз на протяжении фильма. В коротком метре гораздо важнее найти правильный звук и настроение и постараться не перегружать музыкой само течение истории. Подумайте о времени, в котором происходит действие фильма, о его ритме, о персонажах. Разумеется, нет никаких преград - вы можете легко использовать техно для исторической зарисовки или устроить барочный саундтрек для комедии об айтишниках. Однако не забывайте - концепция всегда должна быть оправдана, и такие идеи нужно подробно обсуждать с режиссером.
ЕСЛИ У ВАС УЖЕ ЕСТЬ ФИЛЬМ, К КОТОРОМУ НУЖНО НАПИСАТЬ МУЗЫКУ:
РЕФЕРЕНСЫ И ВОПРОСЫ
Британский композитор Майкл Найман в одном из интервью сетовал на работу с нерадивыми режиссерами: “Они приходят ко мне, кланяются в ноги и говорят, что они точно не знают, какой должна быть музыка, но так уважают меня, что полностью мне доверяют. Я пишу музыку, и когда я заканчиваю, у них вдруг появляется масса идей относительно того, что должно звучать в кадре”. Очень многие молодые режиссеры будут испытывать огромные трудности, пытаясь вам объяснить, чего именно они хотят. В ваши задачи входит задать как можно больше вопросов и собрать как можно большее количество референсов. Референсы могут представлять из себя как отдельные фильмы или отрывки с какими-то сценами, где звучит музыка, так и конкретные исполнители, не привязанные к кино.
СМОТРИТЕ ОТ НАЧАЛА И ДО КОНЦА НЕСКОЛЬКО РАЗ
Для того, чтобы создать музыку для фильма, вам необходимо полное в него погружение. Только многократный просмотр может в этом помочь. Если вы не учитесь в киношколе или не смотрите по несколько картин в день, то довольно трудно будет с первого момента погрузиться в профессиональные аспекты конкретного фильма. Когда вы смотрите что-то впервые, то считываете историю. Со вторым и последующими разами вы начинаете замечать другие детали: вы чувствуете ритм фильма, замечаете монтажные склейки, лишние детали и т.д. Попробуйте также включить фильм пока вы занимаетесь другими делами - пусть он идет на фоне.
Если у режиссера не было конкретных идей относительно того, в каких местах должна звучать музыка, то тут вам снова поможет проигрывание фильма без звука. Естественный звук из фильма не будет вас отвлекать, и чисто визуально вам откроется еще больше деталей.
СООТВЕТСТВИЕ РИТМА ФИЛЬМА И РИТМА МУЗЫКИ
Одна из главных подсказок - это ритм фильма. Конечно, мы знаем множество удачных примеров контрапункта, где брызжет кровь и летят головы под мирную музыку, или где кадры сменяются каждые две секунды, а сопровождается это все неспешной босановой. Тем не менее, как мы уже отмечали выше, если вы решаете использовать такой пример, то каждая концепция должна быть обдумана. Для всего остального же - ритм фильма = ритм музыки.
ВЫБОР ИНСТРУМЕНТОВ
Посмотрите несколько своих любимых фильмов и обратите внимание на инструменты, звучащие в саундтреках. Где-то звучит целый оркестр, а где-то на протяжении всего фильма появляется лишь одна гитара с эхом. Помимо любимых фильмов попробуйте найти фильмы, которые похожи на тот, над которым вы работаете, по теме или атмосфере (и по длительности, например). Обратите внимание на то, в каких местах звучит музыка и как инструменты передают эмоции.
В мире не так много факультетов, посвященных непосредственно музыке в кино - самый знаменитый находится в Беркли, и обучение там, мягко скажем, очень недешевое. Но если вы почитаете биографии известных кинокомпозиторов, то заметите, что большинство из них заканчивало просто музыкальные ВУЗы, а потом в их жизни появлялось кино. Лучшее, что вы можете сделать - это как можно больше сочинять и играть, и смотреть как можно больше кино, самостоятельно анализируя музыку в нем.