КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ ТУР: СОВЕТЫ РОССИЙСКИХ НЕЗАВИСИМЫХ МУЗЫКАНТОВ. Часть 2

 КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ ТУР: СОВЕТЫ РОССИЙСКИХ НЕЗАВИСИМЫХ МУЗЫКАНТОВ. Часть 2

После того, как вы хорошо натренировались играть концерты и исследовали родные просторы, можно начинать выезжать за границу. Кому-то покажется, что далекие путешествия – это признак уже состоявшегося успеха, однако в нынешней ситуации было бы правильнее сказать, что заграничный тур – это лишь одна из ступеней, ведущих к успеху.  И организовывать гастроли можно самостоятельно. Мы расспросили нескольких молодых музыкантов, которые имеют опыт поездок и организации туров.
 

Представляем вашему вниманию продолжение одной из наших предыдущих публикаций на тему правил построения зарубежных гастролей для отечественных независимых музыкантов.

НАТАЛЬЯ КУНИЦКАЯ (Mustelide)

КАК БРОНИРОВАТЬ ДАТЫ? ЗА СКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ ПРОЦЕСС?

По словам организаторов и представителей концертной индустрии Европы, с которыми я общалась, забивать концерты идеально за полгода. Когда меня приглашали на какие-то мероприятия, то обращались чаще всего минимум за 4 месяца. Если искать самому, то реально найти концерт и за месяц, у меня такое было и в Нью-Йорке, и в Мадриде, и в Берлине, но качество этого концерта и количество публики могут пострадать.

КАК ВЫСТРАИВАТЬ ЛОГИСТИКУ? (кол-во концертов в определенный период, перерывы между ними, город прилета и т.д.)

Все зависит от бюджета и личных сил артиста. Экономнее всего делать концерты почти каждый день в близко расположенных друг к другу городах. А невыгодные для концертов дни в начале недели лучше провести где-нибудь в недорогом городе или у друзей, если организатор не готов оплатить несколько дней простоя с проживанием и питанием. А так как даже очень успешные у нас группы на Западе, как правило, никому не известны, для организаторов это все - ноунеймы, публики у них там мало, соответственно, на большие расходы в первый приезд организатор концерта или представитель площадки вряд ли будет готов пойти.

ЗАНИМАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕКЛАМОЙ СВОИХ ШОУ ИЛИ ПОЛАГАЕТЕСЬ НА ПРОМОУТЕРОВ?

Каждый концерт нужно отдельно оговаривать, многое зависит от наличия или отсутствия фиксированного гонорара. Где-то клуб или промоутер сами говорят «не парьтесь, мы максимально распространим инфу», а где-то просто выделяют время, площадку и процент с билетов, тогда важно подключить все ресурсы, друзей, знакомых и донести информацию о концерте до местных жителей. Удобнее договариваться о фиксированном гонораре, тогда у организатора больше мотивации раскрутить ивент, но это возможно при наличии какого-то более-менее серьезного портфолио и интересного материала.

НА ЧЕМ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ МЕЖДУ ГОРОДАМИ И СТРАНАМИ?

Это могут быть любые виды транспорта: самолеты, автобусы, паромы, блаблакар. Важно учитывать, что если инструменты не помещаются в ручную кладь, то сдавать их в багаж самолета опасно - могут поломаться, тогда этого вида передвижения лучше, по возможности, избегать. Также в Европе я редко передвигаюсь на поездах, так как автобусы всегда дешевле, а расстояния не столь велики. Если говорить о начинающих музыкантах, и соответственно, о минимальных финансовых условиях в туре, то самый выгодный вариант - лоукостные перелеты, автобусы или блаблакар.

РАССКАЖИ ОБ ОПЫТЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ГОРОДАХ, ГДЕ ВЫ НИКОГО НЕ ЗНАЛИ?

В моем осеннем туре по Европе я как раз никого и не знала ни в одном городе, кроме Берлина, где у меня есть несколько друзей. Почти все слушатели на концертах были иностранцами, многие слышали и мою музыку, и о проекте, в принципе, впервые узнавали, и от этого качество фидбэка было совсем другим. Я могла понять, как воспринимается моя музыка с чистого листа, когда люди ничего не знают обо мне и даже не понимают тексты моих песен. На концертах часто были искушенные слушатели: музыканты, люди с радио, представители околомузыкальной среды. И высокая оценка от них была особенно приятна. Хочу отметить, что хотя сейчас почти вся музыка перешла на цифровые носители, но напечатать диски и взять с собой в тур - действительно стоит. После хорошего концерта люди с удовольствием их покупают, и это может быть существенная статья дохода в туре.

РАССКАЖИ О ХУДШЕМ И ЛУЧШЕМ ОПЫТЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ ТУРЕ?

Худшего опыта как-то и нет особо. Даже те концерты, в организации которых, казалось бы, все шло не так, в итоге все равно имели свой профит. Если где-то было мало людей, то среди имеющихся мог оказаться, например, какой-то очень полезный контакт, с которым можно было спокойно пообщаться в виду кулуарности концерта. Конечно, не комфортны концерты, где собирается неподходящая целевая аудитория, тогда никто не может понять, что происходит, ни музыкант, ни слушатель. Поэтому важно заранее изучать места выступлений в интернете и смотреть, на какой музыке специализируется то или иное место. Ну, и нужно быть готовым к тому, что ты приходишь на площадку весь взмыленный, с дороги, голодный, а тебя особо никто не встречает как-то по-особенному. В итоге сам находишь всех нужных людей, напоминаешь, кто ты, это нормально и истерить по этому поводу не нужно. Как правило, на площадках, где никто заранее не парится, все в итоге отлично со всем техническим оснащением, поэтому там и не волнуется никто. Вообще в турах лучше забыть, что такое нервы, важно максимально расслабиться и получать удовольствие.

Про каждый свой концерт могу сказать, что это был лучший опыт, с каждым разом все интереснее и интереснее, можно впасть в туровую зависимость. И не важно, играла ли я в Гамбурге на масштабнейшем фестивале Reeperbahn, где собираются около 500 артистов, или в уютном барчике в центре Севильи, куда приходят испанцы разных возрастов слушать музыку и пить вино. Все это незабываемо.

КАКИЕ СТРАНЫ НАИБОЛЕЕ КОМФОРТНЫЕ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ? (гостеприимство, публика, площадки и т.д.)

Любая страна может быть чудесной и принимать с распростертыми объятиями. Каждое новое место - это незабываемые впечатления, которые очень вдохновляют. При этом. в разных городах и странах есть своя специфика и предпочтения. Если хочется фриков на концерте и андеграунда, нужно ехать в Берлин, если хочется теплого домашнего приема и вкусного пива - в Чехию, а сыграть концерт на берегу моря можно, например, в Черноморске. А вообще, везде есть любители музыки, которую делаете именно вы, какие-то комьюнити, важно находить их и заинтересованных людей, привлекать их к распространению информации о концерте. А если концерт прошел с максимальной отдачей и искренностью, то зацепит это любого слушателя в любом городе и любой стране.


АЛИК ЮЖНЫЙ (Reka, Bicycles For Afghanistan)

КАК БРОНИРОВАТЬ ДАТЫ? ЗА СКОЛЬКО МЕСЯЦЕВ ЛУЧШЕ НАЧИНАТЬ ПРОЦЕСС?

В Европе люди привыкли, что информация о туре появляется за полгода до поездки (а то и за год), при этом желательно поддерживать связь с организатором. Лучше следовать этому правилу если вы не хотите чтобы организатор зазывал людей прямо с улицы (а у нас была такая ситуация в одном маленьком чешском городке, организатор просто перепутал месяц). К слову сказать в тот вечер орг. (Марек, гитарист группы Thema Eleven) сказал, что народу было гораздо больше чем нежели все было в срок.

КАК ВЫСТРАИВАТЬ ЛОГИСТИКУ? (кол-во концертов в определенный период, перерывы между ними, город прилета и т.д.)

Как правило в туры мы ездим на вэне, старт из Москвы/Минска/Питера, зависит где ее арендуем. Водить машину ребята предпочитают сами. А с BFA мы пользуемся услугами Зайчика из Tour Wheels. Концерты каждый день, чтобы отбиться и остаться в плюсе благо в европе расстояния между городами не очень большие. Если кто-то думает что Евротур это сплошные развлечения — то он глубоко ошибается. Сыграть 20 концертов за три недели — определенный челендж, прежде всего по здоровью — психологическому и физическому. Ну и можно сразу забыть про достопримечательности, максимум на что хватит времени — часик прогуляться перед концертом. Однако все поездки полны кайфовых впечатлений, новых знакомств и вообще — если это твоя мечта, то все в порядке.

ЗАНИМАЕТЕСЬ ЛИ ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕКЛАМОЙ СВОИХ ШОУ ИЛИ ПОЛАГАЕТЕСЬ НА ПРОМОУТЕРОВ?

Обычно промоутеры сами делают встречи в Фэйсбуке, афиши итп. Иногда делается группа со всеми деталями тура (так обычно делают букинги). В идеале хорошо постоянно постить информацию к себе в паблик, мне это видится неким интерактивом)

НА ЧЕМ ПЕРЕДВИГАТЬСЯ МЕЖДУ ГОРОДАМИ И СТРАНАМИ?

Обычно мы турим на вэне, исключением был тур Реки по Испании и Франции, где мы прилетели в Барселону, арендовали машину в аэропорту и начали свою поездку.

РАССКАЖИ ОБ ОПЫТЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ГОРОДАХ, ГДЕ ВЫ НИКОГО НЕ ЗНАЛИ?

Сперва мы никого вообще не знали, концерты нам помагали забивать приятели из Celeste (которых мы привезли в Москву в 2009 году) и какие-то друзья с кем мы знакомились на Fluff Fest или CMAR Fest. Помимо этого на тот момент в Европе уже бывали Ricochet и были контакты в Прибалтике — Екабс из WMAF и SILARDS, ребята из Tesa. Ну и потом пошло поехало, контакты передавались из рук в руки так что потом уже и Jars и Eeva и куча других ребят катались частично по нашим контактам. На самом деле сложностей с кем-то познакомиться и забить концерты вообще нет никаких.

Ты довольно часто полагаешься на кого-то, с кем переписываешься, но не знаком. Здесь остается полагаться на некую порядочность, что человек тебя не кинет, но бывает всякое. Например в Барселоне мы никого не знали, прилетели на самолете, нашли сквот - местные крастеры, крайне добродушные ребята, так крепко мне еще никто не сжимал руку, а при объятии чувствуешь прилив тестостерона. Мы отыграли очень крутое шоу, ночью тусовались на крыше сквота, пили пиво и любовались видами ночной Барселоны, в такие моменты понимаешь что все не зря.

РАССКАЖИ О ХУДШЕМ И ЛУЧШЕМ ОПЫТЕ В ЕВРОПЕЙСКОМ ТУРЕ?

4 года назад у нас был запланирован 3х недельный тур от Москвы до Амстердама и обратно. Но на границе Германии и Австрии сломалась машина, в пятницу вечером (а в Германии все закрывается на выходные), в итоге пришлось отменить порядка 5 концертов. Мы ночевали на заправке, потом жили в семейном отеле в уютной немецкой деревушке. На клич о помощи отозвался Феликс, парень который дружит с ребятами из Sadwave, делает концерты в местном панк баре (говорит даже Тараканы у него играли), мы классно провели время, сыграли last minute show, он нас отвез за новым вэном в Прагу и мы смогли продолжить тур. После этого был очень странный концерт в городе Фленсбург, в Дании, нас привели на репточку (аля «red gates» в москве, где много комнат подряд) видимо промо никакого не было, так что на «концерте» был организатор и пара его друзей, заглянувшие попить пивка. После концерта мы уточнили сколько нужно скинуть за репу.

Однажды мы попали в аварию в Польше, это было очень жутко. Было раннее утро. Мы ехали с выступления на Fluff Fest, Денис был всю ночь за рулем, я сидел на переднем сидении. Перед развилкой мы заболтались и не увидели знак STOP, когда подняли головы в нас уже на полной скорости летела фура. Вот уж когда действительно не вспоминаешь песню Моррисси. Тогда удалось вывернуть руль и удар пришелся на бок, машину выкинуло на обочину, к счастью она не перевернулась. Отделались взорванным колесом, вмятиной, штрафом и испугом. Реально с тех пор боюсь ездить в машине.

КАКИЕ СТРАНЫ НАИБОЛЕЕ КОМФОРТНЫЕ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ? (гостеприимство, публика, площадки и т.д.)

Наверное лучше всего концерты проходили в Германии, все очень приятно, всегда есть ночлег, еда, нормальное промо концерта. Из Прибалтики — на высоте всегда Рига, с Таллином у нас как-от не выходило хороших концертов, в Вильнюсе мощная панк тусовка, по типу как у нас в 2004 году и их местный Джерри Рубин — клуб XI 20, там мне поведали что новый популярный стиль сейчас краст, а группа Bicycles For Afghanistan - попса и концерт они делать нам не будут. В Праге всегда очень уютно, в Варшаве хорошо, в сквотах Польши классно, а вот во Франции даже французы говорят что все плохо, Celeste например выступают в родном городе Лионе - раз в год, и каждый раз жалуются что приходят люди, которых они видят впервые.


Читайте продолжение:

Предыдущая Следующая