КАК ПОБОРОТЬ «СИНДРОМ САМОЗВАНЦА» В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ?

КАК ПОБОРОТЬ «СИНДРОМ САМОЗВАНЦА» В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ?

Наверняка многие из вас чувствовали что-то подобное гораздо больше раз, чем вам хотелось бы признавать: недостаточно навыков и профессионализма для того, что вы делаете, незаслуженный успех и т.д. Это чувство называется синдромом самозванца, и очень многим людям, трудящимся на поприще творчества, приходится испытывать подобные угрызения совести.

Что пугает в этом явлении (и одновременно странно успокаивает) – это то, что оно кажется неизбежным – оно случается как с совсем молодыми исполнителями, только начинающими свой путь, так и с теми, кого принято считать мастерами.

Те музыканты, которые уже успели достигнуть высокого уровня мастерства и снискали успех, отличаются от новичков не столько тем, что им никогда не приходилось чувствовать себя самозванцами, сколько тем, что они уже знают, как с этим синдромом бороться. Вот три стратегии, которые помогут вам, как только эти подобные обезоруживающие мысли начнут закрадываться в вашу голову.

1. НЕ ПУГАЙТЕСЬ ТВОРЧЕСКИХ УПАДКОВ

Упадком можно называть творческий блок, отсутствие вдохновения, самоповторение – все, что угодно, относящееся к недостатку продуктивной работы. Мы начинаем заниматься музыкой, имея какой-то вкус и представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вкус по ходу жизни меняется и преображается, и иногда наши навыки не поспевают за этими переменами. В определенный момент мы можем начать делать что-то, что совершенно не отвечает нашим собственным высоким стандартам. Подобное явление на ранних стадиях развития творческого потенциала может ошибочно приниматься за какие-то фатальные вещи, и многие люди с досадой оставляют творческую деятельность, решив, что это «не для них».

Однако все далеко не так просто. Уже самое начало занятий музыки – это признак, намек на то, что у вас есть талант. Но, как показывает практика, а также тысячи интервью с музыкантами, актерами, спортсменами, политиками, самое главное – это работа, упорство и последовательность. И все упадки, испытания призваны лишь за тем, чтобы помочь вам выйти на новый уровень. Нет существует такой неудачи, которую невозможно бы было победить с помощью работы и изобретательности.

2. НАЙДИТЕ ТОГО, КОМУ МОЖНО ДОВЕРИТЬ ВСЕ СВОИ СТРАХИ

Многие люди, достигшие определенного уровня успеха, могут рассказать вам, что в самом начале пути им предоставлялись возможности, находящиеся за пределами их квалификации. И единственным выходом из ситуации, который позволял не упустить эти возможности, было притворство. Существует знаменитый принцип «fake it ‘til you make it» (притворяйся, пока это станет правдой) – и именно он помогает молодым и дерзким.

Проблема с этой философией заключается в том, что никто из нас не хочет признавать этого притворства, потому что мы боимся, что кто-то это выяснит и назовет нас выскочками и самозванцами. Таким образом, в творческой среде каждый второй ходит, изображая из более талантливого и более опытного, чем он на самом деле является, и все из них знают, что окружающие делают абсолютно то же самое. Однако негласное правило такого поведения гласит: никогда не подавай виду.

Выход из этого порочного круга лжи (это ложь не наносит вред другим, но токсична для вас) – это найти кого-то, кому вы доверяете, с кем можете открыто говорить о своих опасениях. Это может быть близкий друг или наставник – кто-то, кто понимает, что такое быть творческим человеком, кто не будет вас осуждать и уж точно не расскажет никому о том, чем вы с ним поделились. Тщательно выбирайте такого персонажа, потому что у многих творческих людей есть хорошие, близкие друзья, которые все равно немного снисходительно смотрят на ваши занятия, принимая это за детскую блажь – вот их нужно оградить от подобных признаний.

Как только вы сможете донести свою мысль тому, кому доверяете, тревога от этого «притворства» отойдет на второй план – вы будете отлично понимать, что вам далеко от совершенства, но вам не будет стыдно, потому что, в конце концов, транслировать это в окружающий мир совершенно необязательно. К тому же, если вы осознаете, что масса музыкантов вокруг вас делает то же самое, то утешьте себя мыслью о том, что вы совсем не одиноки в своих тревогах и сомнениях.

3. СТАРАЙТЕСЬ ОГЛЯДЫВАТЬСЯ НАЗАД

В рекламных заголовках и слоганах блокбастеров часто звучит: не оглядывайся назад! Но это лишь фигура речи. Взрослый, осознающий себя и мыслящий музыкант должен понимать ценность этих оглядок и умело ими пользоваться. Задайте себе вопрос, как часто вы слушаете свои старые песни? Многие из нас побаиваются включать старые записи лишь потому, что мы не хотим испытывать этот душевный дискомфорт – музыка плохая, запись плохая, дешевая гитара звучит отвратительно и т.д. Самое смешное, что это чувство смятения и призвано помочь нам чувствовать себя более уверенно в данный конкретный момент. Когда вы слушаете старую песню и понимаете, насколько она ужасна, это лишь показывает, насколько лучше вы сейчас и как сильно вы продвинулись как музыкант.

Если вы в состоянии определить, какие ошибки вы допустили, и увидеть то, что вы хотели бы улучшить, это значит, что вы повзрослели как музыкант и способны трезво оценивать все упущения (и не бояться новых). Это важная часть борьбы с упадком, о котором мы говорили в первом пункте. Ваши способности по сей день могут не соответствовать вашим запросам (у многих успешных людей они вообще никогда не совпадают), но если вы видите «свет в конце тоннеля» и какие-то намеки на улучшение, значит, вы на правильном пути.

Что на самом деле стоит за синдромом самозванца во всех его формах – это страх: страх несоответствия собственным стандартам, страх быть обнаруженным и опозоренным, страх отсутствия прогресса, и вообще, провала в любом виде. Конечно, не очень хорошо погрязать в этих страхах, но еще хуже – их игнорировать. Вместо того, чтобы позволять себя парализовывать и консервировать в мысли о самозванстве, лучше всего взять под контроль свои чувства, научиться себя слышать и найти новые способы самомотивации.

Как только страх уйдет с поля действий, вы поймете, что синдром самозванца – это далеко не самая страшная вещь в мире, это лишь внутренний психологический экзамен, который позволяет вам преодолевать трудности и становиться все лучше и лучше.  

Предыдущая Следующая