КАК ПОНЯТЬ ЧТО ПЕСНЯ СЛОЖНАЯ
Большинство хитов – это песни, довольно простые для восприятия. Для восприятия обыкновенного слушателя. Если вы не обращаетесь к какой-то специфической аудитории, то слишком сложная, «замороченная» песня вряд ли обретет широкую популярность. Потенциальные хиты почти всегда универсальны. А это значит, что в идеальной ситуации понимать и принимать их должны как хорошо образованные умники с изощренным вкусом, так и совершенно обычные слушатели. Вот несколько способов понять, что вы усложнили свой потенциальный хит:
ПУБЛИКА ПОПРОСТУ НЕ ПОНИМАЕТ ПЕСНЮ
Вы можете наслаждаться процессом создания песни с очень сложным, многослойным текстом, бесконечно изобретать новые структуры – но будете ли вы наслаждаться живым исполнением? Если вы видите, что публика смущенно утыкается в мобильные телефоны, а между окончанием песни и аплодисментами устанавливается неловкая пауза, то это верный признак того, что люди не очень понимают, что именно вы делаете. Повторимся: разумеется, примеров исключений довольно много – ни Бьорк, ни Radiohead не пишут простую для восприятия музыку, но делать так и быть популярными под силу совсем не многим. Упрощение – это всегда сложный процесс, особенно когда речь идет о том, чтобы не идти на компромиссы со своими изначальным идеями, однако это процесс одновременно и очень интересный. Андрей Кончаловский в одном из своих интервью говорил, что зрителей хорошего массового кино можно сравнить с перевернутой пирамидой: верхняя грань – это самые простые, не очень образованные и не очень чувствительные люди, а с тем как мы снижаемся к пику пирамиды, обнаруживаются куда более вдумчивые и «сложные люди». То же самое и с музыкой. Конечно, вы можете себя прекрасно чувствовать на маленьких площадках, выступая перед десятком интеллектуалов и других музыкантов – это совершенно отдельный формат, искусство для искусства, и это должно существовать. Но если вы хотите выбираться к массовому слушателю, необходимо работать в направлении упрощения песен.
ТЕКСТ СЛОЖНО ЗАПОМНИТЬ И СПЕТЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ
Когда-то давно было время, когда проза была модной в песнях, но в последние несколько десятков лет эта мода не возвращалась. Задайте себе вопрос: «Кто-нибудь, кроме вас самих, может пропеть это?». Если вы сочинили что-то, обо что и сами спотыкаетесь раз за разом, то что уж ожидать от публики, от которой вы хотите, чтобы услышав песню раз, она подпевала вам на следующем концерте?
Можно сочинять долгие и пространные тексты, пропевая по 50 слов в полминуты, однако обратите внимание на то, как порой лишь в одной, не самой нагруженной интеллектом автора, повторяющейся строчке заключено столько электричества, что публика начинает сходить с ума. У одних музыкантов написание подобных текстов занимает несколько минут, другие же сидят днями и неделями, стараясь найти математическую формулу успеха, или склеивая разные слова по методу Берроуза – что бы ни было вам ближе, запомните, если вы хотите, чтобы вам подпевали люди, нужно стараться работать над тем, чтобы тексты получались более простыми. И, опять же, простыми – вовсе не значит глупыми…
МЕЛОДИИ СЛИШКОМ СЛОЖНЫ
Многим исполнителям сложно придумывать хорошие мелодии, одна здесь мы поговорим немного не об этом. Мелодия может быть очень хорошей, но в то же время очень сложной для восприятия. Возможно, вы используете слишком много необычных аккордов, и именно это повышает риск быть непонятыми аудиторией. Самое главное, что здесь стоит запомнить: люди предпочитают слышать что-то более-менее понятное и знакомое, но в чем все же чувствуется что-то свежее и новое. Назовем это 90/10, где 90 – это старое, а 10 – это новое.
Есть люди, открытые к новому, или даже открытые исключительно к новому, но их очень мало, и это вовсе не они, кто двигает музыкальный рынок вперед. Большинство людей предпочитает проверенные пути с небольшими отклонениями. Музыка – это средство коммуникации, и чем с большим количеством людей вы хотите говорить своими песнями, тем изобретательнее в их упрощении вам нужно становиться. Те же Radiohead довольно мягко подготовили публику к своим экспериментам, выпустив сначала два альбома с хитами, которые хотелось «горланить» после первого же прослушивания. Напевать же в душе хиты с их последних альбомов довольно сложно…
Мы вовсе не хотим отбивать у музыкантов желание экспериментировать, эксперименты и поиск нового – это обязанность каждого творческого человека. Однако вам нужно понимать свои задачи: хотите ли вы стать популярными у всех слоев населения или готовы годы провести в поисках, которые будут оценены исключительно коллегами по цеху. Пути всегда можно объединить, ворвавшись в поп-музыку с самым необычным хитом и расширить этим самым ее границы. Так или иначе, нужно хорошо понимать правила игры, прежде чем начать им следовать. Или начать их разрушать