КАК ОШИБКИ НА ЗАПИСИ МОГУТ СЫГРАТЬ ВАМ НА РУКУ
Музыканты боятся ошибок. Нам всем очень страшно выйти на сцену и ошибиться, ошибиться во время записи, обнаружить в самый неподходящий момент, что гитара не настроена, что мы играем неправильные аккорды и поем не в ноты. Мы привыкли думать, что идеальные концерты и записи – это путь к успеху. Однако то и дело мы слышим в песнях своих любимых музыкантов кашель на заднем плане (Pink Floyd), смех (R.E.M.) или импровизированную лирику (Элла Фитцжеральд).
В электронных треках часто используется рандомизация для того, чтобы достигнуть эффекта неожиданности и «очеловечить» музыку. Также и у некоторых ошибок есть потенциал очеловечивания идеального студийного звука. Слышать живого человека в записи настолько же важно, насколько важно слышать идеально записанный трек.
ПРОБЛЕМА ИДЕАЛЬНОГО
Различные технические нововведения позволяют исправлять множество ошибок. Такие плагины как, например, авто-тьюн моментально делают неправильные ноты идеальными или чистят барабанные ошибки. Сейчас музыканты могут создавать идеальную музыку, не обладая талантом виртуоза и не занимаясь годами. Но надо ли нам это?
В культуре, где с помощью соцсетей каждый может рассказать о себе в приукрашенных тонах, очень не хватает реалистичности и уязвимости. Технологии дают музыкантам невероятные возможности, однако иногда забирают энергию и жизнь из песен. Нам нужны ошибки в музыке, и сейчас больше, чем когда-либо.
У лучшей музыки в мире есть характер – ВАШ характер. Возьмем, например, Лу Рида из The Velvet Underground. Лу Рид даже под дулом пистолета не стал бы петь в ноты, однако он был фронтменом одной из самых влиятельных групп в истории рок-музыки. Его характера и его правды было слушателям достаточно – никого не заботило то, что он поет мимо нот. Можете ли вы себе представить музыку Velvet Underground, которую пропустили через авто-тьюн?
Когда B-52’s записывали трек “Love Shack”, музыканты джемили, и инструментальный фоновый трек вдруг остановился. Тогда вокалистка Синди Уилсон неожиданно закричала “Tin roof rusted!”. Никто, включая ее саму, этого не планировал. Однако было принято решение оставить этот возглас.
ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОШИБОК
Конечно, далеко не все ошибки будут настоящими находками. Нужно это признавать и понимать, где находится грань между ошибкой и очаровательной неожиданностью. Однако многие музыканты только выиграют от того, если немного переформатируют свое понимание того, что такое, собственно, ошибка.
Помимо того, что ошибки часто делают песни человечней, они порой указывают музыкантам совершенно новый путь, о котором те раньше и не задумывались. Независимо от того, допускается ли ошибка во время самой записи, или позднее при сведении, у множества недочетов есть потенциал задать неожиданное музыкальное направление, если вы открыты к экспериментам и доверяете своей интуиции.
В хите R.E.M. “The Sidewinder Sleeps Tonight” Майкл Стайп заканчивает третий куплет, переходит к припеву и вдруг начинает смеяться. Согласно разным интервью с группой, Стайпа очень повеселило имя “Dr. Seuss” в одной из строчек песни.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕХНИКА VS. КРЕАТИВНОСТЬ
Сердитые голоса наших учителей музыки из детства, о которых мы, казалось бы, давно забыли, выплывают из темных глубин нашей неуверенности в себе. Они возникают каждый раз, когда мы чувствуем давление, думая, что мы не насколько хороши, как окружающие нас музыканты.
Вы можете оттачивать свое мастерство игры на инструменте и выступать с сотней других музыкантов в оркестре – всегда будет правильный и неправильный путь это делать. Практика и игра в коллективе всегда помогают двигаться к идеалу. Однако за нами всегда остается выбор – оттачивать ли отдельные вещи или оставлять их немного сырыми и более открытыми к интерпретации. Если вы слишком глубоко загоняете себя в рамки правильного и неправильного, это только вредит вашей работе.
Вы можете быть самым технически подкованным музыкантом на свете, и все равно вы будете делать ошибки. В студии часто появляется неконтролируемая магия – главное, успеть воспользоваться этим.
ЧТО ДЕЛАТЬ С ОШИБКАМИ?
Направление, которое может взять музыкант, совершив ошибку, зависит от его бэкграунда, взглядов, того, как он выстраивает процесс написания и записи песен. Например, джазовый музыкант может сыграть неправильную ноту, и это будет удачей, однако такой сценарий не сработает для пауэр-поп музыканта.
Нет общей формулы, которая позволяла бы извлекать максимум пользы из ошибок, но каждому музыканту стоит держать разум открытым и стараться внимательно и философски относиться к тому, что поначалу кажется промахами. Открытость и принятие, понимание того, что творчество должно быть в приоритете перед так называемым совершенством – все это может привести к прорывам для вас и вашего процесса написания музыки.