Как вы вдохновляетесь любимыми авторами, не воруя их идеи? Как именно ищете “свой собственный голос”? Случается ли вам грустить по поводу того, что никогда не будете так же хороши, как ваши музыкальные герои? И вообще, в какой момент вы уверены, что можете поставить собственную подпись под вашими песнями? Поговорим об этом.
Для начала немного о биологии. Ей невозможно противиться. Мы – люди. Мы постоянно что-то имитируем, мы всегда подвержены влиянию. Подражание - это то, как мы учимся, и как передаются нам знания и культура. Во-вторых, подобно языку, музыка представляет собой глубоко структурированную систему, на которую накладывается определенное поведение человека и которая частично формируется благодаря ему, и это поведение трансформируется от поколения к поколению в течение тысячелетий. Все, что делает музыку более простой для восприятия, записи и воспроизведения, увеличивает ее влияние и повышает шансы на выживание на протяжении веков. Такие вещи, как изобретение бумаги, печать, запись аккордов и нот, массовое производство инструментов и возможность записывать музыку, позволяют музыке распространяться по всему миру.
В последние несколько десятилетий интернет дал возможность создавать музыку практически каждому, кто этого хочет, а вместе с этим упрощаются процессы ее записи, хранения и распространения. И в такой ситуации внешнего влияние на формирование наших вкусов избежать практически невозможно.
Желание творить не появляется на пустом месте. Идея о том, что вдохновение приходит из какого-то загадочного места, космоса или вакуума, просто не работает. Скорее наоборот – послушайте интервью или почитайте мемуары великих музыкантов и художников, в большинстве случаев они абсолютно открыто говорят о своих вдохновителях. А древняя традиция, в которой существуют мастер и ученик, продолжает жить по сей день.
Вспомним о Бобе Дилане и Вуди Гатри, о стиле Мэрилин Монро, открыто заимствованном Мадонной, Принсе, не скрывавшем влияние на него Джеймса Брауна и Литтл Ричарда – большие артисты никогда не спускали глаз со своих предшественников. Попробуйте представить себе Эрика Клэптона без БиБи Кинга, Rolling Stones без Мадди Уотерса или Эминема без Ice-T.
Так как же превратить обожание во вдохновение и избежать однозначного плагиата и воровства идей?
ПОЧЕМУ ИМЕННО ВЫ ЛЮБИТЕ КОНКРЕТНУЮ МУЗЫКУ?
Начните с определения тех артистов, которые вас вдохновляют – перечислите самых любимых исполнителей и тех, кто влияет на вас менее очевидно. Помните, что ваше самое мощное оружие, как автора песен – это ваша конкретная точка зрения, то, как вы видите мир, ваш собственный уникальный опыт.
Что именно повлияло на вашу музыку? Вы можете не осознавать этого полностью. Вот несколько вопросов, ответы на которые помогут вам в этом разобраться:
- Что именно в конкретных артистах или явлениях вас привлекает больше всего?
- Что вас трогает в их песнях больше всего? Темы, особенные рифмы, структура или..?
- Экспериментируют ли эти артисты внутри одно жанра или резко меняют направление в своей карьере?
- Есть ли конкретные периоды в их творчестве, которые резонируют с вами больше всего?
- Считаете ли вы, что некоторые из них обгоняют/обгоняли свое время?
- У кого они учились и кто вдохновлял их ранние работы?
Когда у вас будет больше ясности относительно того, на что именно вы реагируете, вы сможете более эффективно исследовать конкретные элементы, которые пригодятся для формирования собственного звука и имиджа. Здесь нет никакого четкого рецепта, но внимание к этим деталям развивает артистическую проницательность.
ВАШ СОБСТВЕННЫЙ КОНТЕКСТ
Определившись с любимыми элементами, вы можете заставить их работать на вас. Отраженные сквозь призму вашего собственного стиля и звука, эти элементы обретут новую жизнь. Лишь тот факт, что вы играете на басу Höfner, совершенно не означает, что ваши песни звучат, как песни Сэра Пола Маккартни.
Вся музыка и все артисты функционируют в определенном контексте, социальной среде, экономических и политических условиях, впитывая популярную на данный момент музыку. Другими словами, вам не нужно беспокоиться о том, чтобы позаимствовать что-то конкретное у другого артиста, при условии, если вы дадите ему новую жизнь в своем собственном музыкальном контексте. Перерабатывая опыт и звучание других, погружая их в свой контекст, вы очень сильно изменяете их и создаете некую дистанцию между собой и любимыми артистами.
«ЦЕЛОЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СУММА ЕГО ЧАСТЕЙ»
Зачастую авторы великих песен берут несопоставимые идеи и объединяют их, не показывая “швов”. Идея для текста, вдохновленная одним артистом, может легко сочетаться с мелодией, заимствованной у другого – и эти два артиста могут вообще никак не пересекаться.
Здесь имеет смысл лишний раз упомянуть то, насколько полезно слушать больше музыки в совершенно разных жанров. Чем больше у вас точек входа, тем интереснее и оригинальнее будет выход. Синтезирование разных идей и подходов – один из самых эффективных способов достигнуть уникального звучания.
Смелые артисты не боятся провалов, потому что знают, что пробы часто приводят к ошибкам. Но к ошибкам в данном случае прилагаются и совершенно неисследованные музыкальные территории. Не нужно покорно сидеть и ждать вдохновения, которое должно прийти из ниоткуда. Слушайте больше музыки, разбирайте ее по крупицам, смело, но осознанно заимствуйте полюбившиеся элементы и экспериментируйте – рано или поздно услышите звук, который еще никто и никогда не слышал. И это будет ваш собственный звук!