ДРЕССИРОВАННЫЕ ГИТАРЫ СТИВА ВАЯ
Невероятно: 6 июня исполняется 60 лет одному из лучших, если не просто лучшему рок-гитаристу планеты Земля Стиву Ваю (Steve Vai). Становление и развитие Стива как обоснованного виртуоза электрогитары прошло прямо на глазах условно старшего поколения рок-музыкантов во всём мире – потому-то его юбилей удивителен для нас: давно ли мы впервые мы восхищались его работами со столь разнородными артистами, как Дэвид Ли Рот (David Lee Roth) и группами Alcatrazz и Whitesnake? Но ещё более удивительно, что рок-виртуоз попал в поле зрения самой широкой аудитории одновременно со своими первыми публичными музыкальными достижениями: только ленивый не знает, что Стив сыграл роль Дьявола в образе гитариста Джека Батлера в фильме «Перекрёсток» (“Crossroads”) ещё в 1986 году. Редкий случай – о рокере-виртуозе узнали даже те, кому рок-музыка чужда вообще.
Но нам интереснее тот факт, что Стив всегда был не только виртуозным музыкантом, но и не менее дотошным технологом – причём не только в смысле получения крайне индивидуального гитарного звука, но и в смысле разработки и конструирования непосредствен музыкальных инструментов. «Мне необходима возможность прийти в любой музыкальный магазин мира, снять там со стены гитары и сразу же получить собственный звук!» – это высказывание Стива широко тиражируется, но не все отдают себе отчёт в том, что за ним стоят долгие годы по нахождению собственного звучания музыканта.
Да, основные электрогитары Стива на сегодняшний момент – это Ibanez серий JEM и PIA, но пристрастие к, технически говоря, гитарам типа Supercaster актуальных на текущее время производителей, намекает на то, что первым профессиональным инструментом музыканта был Fender Stratocaster. Да, так и есть – сохранившаяся в коллекции Стива гитара с нынешним собственным именем “Sticker Strat” была куплена им в 1975 или 1976 году как стандартный Stratocaster с корпусом естественной расцветки. Именно на этой гитаре Стив играл в 1978–1983 годах во время работы в составе Фрэнка Заппы (Frank Zappa, 1940–1993). Над этим же инструментом Стив проводил свои первые технологические эксперименты – по его словам, «на эту гитару ставилась вся внутренняя электроника и все вибрато-системы, известные человечеству!» Кончилось всё предсказуемо – в какой-то момент музыкант изъял из корпуса инструмента слишком много древесины, и данный Stratocaster пришлось просто восстанавливать. Однако гитара хранится в коллекции Стива и по сей день.
Огромную роль в формировании имиджа Стива как модного и современного музыканта, не говоря уж о собственном звучании, имела гитара Jackson Soloist (серийный номер J0334, в расцветке Shocking Pink / SP) с звукоснимателями DiMarzio, на которой он играл на записи альбома группы Alcatrazz “Disturbing The Peace” (1985) и на турне в его поддержку. Да-да, скрипичные партии в хите “God Blessed Video” сыграны именно на этом инструменте. В этом же турне последний раз широко использовался вышеупомянутый Fender Stratocaster, а с переходом Стива в группу Дэвида Ли Рота в 1985 году этот Jackson Soloist вместе с Charvel с собственным именем “Green Monster / Green Meanie” (с корпусом ядовито-зелёной расцветки и с привычной ныне для Стива конфигурацией звукоснимателей H-S-H) зажили собственной жизнью, постоянно появляясь в рекламе гитар и их комплектующих, в первую очередь звукоснимателей DiMarzio. Решения, опробованные Стивом при работе с этими инструментами, позже будут использованы при разработке брендом Ibanez именной серии гитар JEM. Практически одновременно Jackson выпускает для Стива кастомную гитару Jack Butler, которую как раз можно увидеть в знаменитой сцене гитарной дуэли в фильме «Перекрёсток».
В 1987 году Стив обзаводится собственным именным инструментом, ставшим гигантским шагом в разработке электрогитар – это, конечно же, Ibanez JEM. С подробной историей создания этого инструмента будет небезынтересно ознакомиться всякому любопытному музыканту, но надо понимать, что стремление создать революционную гитару у музыканта и бренда было взаимным: руководителям и ведущим разработчикам Ibanez очень хотелось совершенно в духе середины 80-х обзавестись эндорсментом со стороны гитариста-виртуоза именно условно нового поколения. Ibanez JEM стал наследником идеологии былого работодателя Стива, Фрэнка Заппы – каждая деталь, каждый узел электрогитары обязан был работать в экстремальном режиме и не страдать от этого. Ведь в турне с Дэвидом Ли Ротом как минимум две гитары Стива приказали долго жить прямо на сцене, а у скольких оказались с корнем вырваны тремоло… Ibanez JEM оказался разработан на основе конструкции не очень удачной модели Ibanez Maxxas (1986) и таких гитар Стива, как уже упоминавшийся Charvel “Green Meanie”, Jackson Custom Soloist, гитар Performance и кастомных инструментов разработки Тома Андерсона (Tom Anderson) и Джо Деспаньи (Joe Despagni).
Впервые Ibanez JEM был представлен публике на выставке NAMM в июне 1987 года, и ключевые технические решения у первой модели JEM777 все были на месте: корпус из липы, кленовый 24-ладовый гриф с длиной мензуры 25.5" (648 мм), скалопированный ниже 21 лада, тремоло Ibanez Edge, звукосниматели DiMarzio нестандартной расцветки, не менее дикая расцветка корпуса и ручка-прорезь в корпусе. Идея скалопирования ладов была позаимствована у коллеги по группе Дэвида Ли Рота, басиста-виртуоза Билли Шиэна (Billy Sheehan), а также у всем известного Ингви Мальмстина (Yngwie J. Malmsteen) с его заказных гитар Fender Stratocaster. Кстати сказать, сотрудничество двух величин в мире электрогитары продолжается и по сей день – среди рабочих инструментов Стива числится как минимум одна гитара Fender Yngwie Malmsteen, подаренная ему лично коллегой. А ручка-прорезь пошла от гитарной акробатики молодого Стива на сцене и его желания «получить корпус инструмента, напоминающий о 60-х годах». Попутно нужно упомянуть и о том, что Ibanez JEM 777 стала основой для модели RG 550 и вообще всей новой (то есть 80-х годов) серии Ibanez RG за вычетом частично скалопированного грифа, отсутствия ручки-прорези, сдвоенных треугольных меток на грифе и совсем уж диких схем расцветки для корпуса и звукоснимателей.
В 2020 году Ibanez представил новую модель гитары Стива, ставшую развитием JEM – PIA (точнее, PIA3761). Особенности Ibanez PIA – корпус из ольхи с двумя ручками-прорезями, гриф из пяти слоёв клёна и ореха, накладка из розового дерева с инкрустацией PIA Blossom и звукосниматели DiMarzio UtoPIA – сингл с сердечниками из сплава альнико (Alnico) и хамбакеры с керамическими сердечниками. Речь не идёт о некоей принципиальной новизне, просто PIA представила логическое завершение развития серии JEM – вряд ли даже сам Стив Вай сможет придумать более радикальную гитару, ибо является музыкантом с давно устоявшимися исполнительскими приёмами.
Конечно же, в арсенале Стива имеются и акустические гитары. Это, в первую очередь, именные модели Ibanez EP5 и EP10, с еловой верней декой, нижней декой и обечайкой из окуме (красной африканской лиственницы), грифом из нато (оно же ньятон, или колумбийское красное дерево) с накладкой из железного дерева. Для отработки музыкальных идей «в акустике» используется кастомная Gibson SJ-200, плюс в пользовании виртуоза имеется прототип гитары Ibanez JEM Acoustic с глубоким нижним вырезом в корпусе вызывающе зелёного цвета для лучшего доступа к нижним ладам. Также у Стива имеются акустические гитары Gibson J-50, Ibanez Euphoria Steve Vai EP 7 и EP9 и 12-струнная «акустика» Taylor 855.
Многих может удивить, что Стив, будучи новатором в деле усовершенствования электрогитар (и официальным изобретателем семиструнной электрогитары, пошедшей в серию под маркой Ibanez Universe UV77), практически совершенно оставил без внимания разработку хитрых гитарных эффектов. Что ж – ему вполне хватает существующих, и единственным его усовершенствованием, пошедшим в серийное производство стал сдвоенный дисторшн Ibanez Jemini Distortion, призванный заменить в педалборде две прежде любимых обработки музыканта – овердрайв Ibanez TS9 Tubescreamer и дисторшн BOSS DS-1. Ibanez Jemini Distortion открыто позиционируется как обработка именно для тех, кто хочет дотошно воспроизвести современное звучание Стива Вая – менее старательные гитаристы могут воспользоваться двумя только что упомянутыми педалями. Плюс всякий знает, что Стив широко пользуется педалью-«квакушкой», и невозможно вспомнить практически ни единой его пьесы, где бы она не использовалась. В педалборде у музыканта их сразу две – Dunlop GCB95 Cry Baby и Morley Steve Vai Bad Horsie 2. Обязательными обработками у Стива также являются октавер-питчшифтер DigiTech Whammy, фэйзер Dunlop M101 MXR Phase 90 и эффекты бренда Red Witch – дилей Titan, хорус Medusa и тремоло Pentavocal.
Зато основным усилителем Стива в студии и на сцене является весьма специфическая по звучанию трёхканальная 100-ваттная (с возможностью жёсткого переключения мощности слайдером на 50 и 15 Вт) полностью ламповая «голова» Carvin Legacy 3 VL300 – как отмечают эксперты, «для наилучшего раскрытия характера этого усилителя требуется специфическая гитара». Вы правильно поняли – Ibanez JEM! Впервые представленный на выставке NAMM '2012, Legacy 3 создан на основе архитектуры усилителя Legacy 1 и значительного усовершенствования усилителя мощности, позволяющего менять громкость сигнала без малейшего изменения тональности звучания. А высокочувствительный эквалайзер как раз и адаптирует этот усилитель для работы с гитарой Ibanez JEM. Впрочем, в работе у Стива по-прежнему находится и усилитель Legacy 1, а также Bogner Ecstasy 101B и Marshall JMP 100, последний из которых был доработан Ли Джексоном (Lee Jackson) ближе к концу 80-х годов. Невероятно, но иногда Стив экспериментирует даже с микроусилиетлем Marshall MS-2C, о котором музыкант отзывается как об «имеющим фантастическое звучание». И последнее – Стив Вай пользуется струнами Ernie Ball Cobalt Super Slinky набора .009–.042 и заказными медиаторами толщиной 1 мм.
Да, с таким комплектом инструментов и оборудования, как у Стива Вая, даже стандартные гитары способны стать вполне дрессированными. Однако знакомство с музыкальным комплектом виртуоза лишний раз повествует нам о том, как человеческая индивидуальность музыканта может превращаться в индивидуальность техническую – а там, глядишь, и передаваться при помощи этой техники гитаристам-виртуозам будущего.
Всеволод Баронин