КАК ПРИДУМАТЬ ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ ГИТАРНЫЙ ХУК?

КАК ПРИДУМАТЬ ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ ГИТАРНЫЙ ХУК?

Хук (англ. крючок) – это то, что вас цепляет в песне. Это именно та группа нот или фраза, которые застревают в памяти, заставляют вас петь, трясти головой и играть на «воздушной гитаре». В большинстве случаев это первое, что приходит вам в голову, когда кто-то упоминает название той или иной песни, и это то, что является отправной точкой в сочинении песен для многих музыкантов.

Вспомните строчки “We are the champions,” “I can’t get no satisfaction” или даже “Ah, ha, ha, ha – stayin’ alive” – это те самые хуки, благодаря которым эти песни так легко запомнить. Конечно, в данном случае в строчках звучат сами названия песен, но правило не зависит от этого. Вспомните песню Blur “Song 2”.

Что касается гитары, то хуки здесь принято называть риффами. Вспомним “Purple Haze” Джими Хендрикса или “Ain’t Talkin’ ‘Bout Love” Ван Хален – именно гитарные риффы сделали эти песни такими запоминающимися.

ЧТО ИМЕННО ДЕЛАЕТ ГИТАРНЫЙ ХУК КРУТЫМ?

Если вспомните гитарные хуки, которые вам нравятся (или не нравятся, но вы их помните), то поймете, что объединяет их зачастую то, что они короткие и их очень легко повторить после первого прослушивания. Когда вы беретесь за сочинение риффа, помните, что чем он длиннее, тем сложнее его запомнить. А это противоречит самому назначению риффа, так что старайтесь его делать коротким и простым.

Музыкальный продюсер Ким Коупленд говорит, что разные музыкальные жанры полагаются на разные типы хуков. В кантри-песнях, например, всегда есть история и герои. Исполнители кантри – это такие сторителлеры, поэтому хуки здесь зачастую располагаются в начале и в конце припева, или в первой и последней секциях куплета. Типичный пример - “Always On My Mind”.

В поп-музыке главное – это мелодический хук. Именно мелодия является тем, что проникает в головы слушателей (даже если они этого не хотят). Слова, которые очень легко пропеть, кажется, заедают в голове навечно – вспомнить, например, Тэйлор Свифт “Shake It Off” – услышав это один раз, не отделаешься.

Что касается рок-музыки, то очень часто цепляют гитарные риффы, еще задолго до того, как начнется вокальная мелодия. Коупленд вспоминает “Back in Black” AC/DC как один из примеров убийственного гитарного хука.

Итак, как же сочинить такой хук, крючок, на который попадутся люди, с удовольствием дослушают песню, а также заинтересуются вашей музыкой? Давайте рассмотрим следующие три примера, которые помогут вам в сочинении. Не стоит привязываться лишь к одному виду хуков, вы всегда вольны экспериментировать и искать то, что будет работать конкретно в вашей ситуации.

РИТМИЧЕСКИЙ ХУК

В ритмическом хуке используется комбинирование инструментов и задает бит и ритм, поверх которого выстраивается песня. Множество хитов Стиви Уандера 70-х построено на ритмических хуках, например, “Boogie On Reggae Woman” и “Superstition”. Создание ритмического хука включает в себя следующие этапы:

  • Держите устойчивый темп, топая ногой или хлопая себя по колену;
  • Импровизируйте (например, напевайте) короткий, 4-х или 8-ми битный ритм;
  • Добавьте один аккорд или двухаккордную прогрессию, которую интересно повторять (например, C-Bb, C-Fm7, C-Eb и т.д.);
  • Придумайте басовую линию, конец которой хорошо переходит в ее же начало. Убедитесь, что у басовой линии есть собственный ритм, который в идеале отличается от гитарного.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ХУК (ИНТРО)

Интро-хук, как и следует из названия, заявляется в самый первых нескольких тактах песни. Он повторяется сквозь всю песню, но вовсе необязательно звучит постоянно – то появляется, то пропадает. Легендарные подобные хуки – это “Smoke on the Water” и “Moves Like Jagger”. Вот пример того, как можно написать хук для интро:

  • Подумайте о запоминающемся ритме (опять же, 4 или 8 ударов) и основной мелодии;
  • Придерживайтесь простой гаммы вроде C, D, E, G и/или A (в C major);
  • Придумайте три отдельных прогрессии аккордов. Они должны выполнять функции куплета, припева и бриджа;
  • Попробуйте вставлять хук в разных частях песни.

ФОНОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ХУК

“With or Without You” U2 и “Like a Rolling Stone” Боба Дилана – два отличных примера того, как работают инструментальные хуки. Они, как правило, добавляются уже к почти законченной песне, и отлично сочетаются с другими видами хуков.

  • Сделайте короткий 2-х или 4-х битный рифф (с четким ритмом). Этот рифф должен хорошо вписываться в любой части песни;
  • Сконцентрируйтесь на том, чтобы вставлять его в куплете песни, но вместо того, чтобы он играл во время того, как идет вокальная партия, старайтесь ставить его между словами и фразами. Пусть он будет контрапунктом или этаким ответом на слова в тексте;
  • Пусть он останется на заднем плане, дополняя другие хуки, которые вы уже сочинили.

Теперь, когда вы придумали хук (или хотя бы идею для него), начинайте писать песню. Повторяйте его снова и снова, но не переусердствуйте. Слушайте черновик с разным количеством повторений хука, и вы поймете, когда его будет слишком много. Меняйте ритм между куплетами и припевами, используйте эффекты, например, паузы. Убедитесь, что хук ярко «высвечен» в вашей песне. Опять же, хороший хук – это то, что сразу запомнят ваши слушатели. Так что старайтесь им в этом помочь!

Предыдущая Следующая