КАК ВЫБРАТЬ МАРШРУТ ГАСТРОЛЕЙ: ТРИ ПРОСТЫХ СОВЕТА
Помимо того, что гастроли – это важное условие для профессионального роста и развития любого музыканта, это также увлекательное приключение, воспоминания о котором живут долгие годы. Это уникальный путь знакомства с миром, и как музыканты, вы встречаете людей и взаимодействуете с ними на более глубоком уровне, нежели обычные туристы, и вдобавок сразу попадаете в места, где с большой вероятностью находятся ваши единомышленники.
Чего некоторые начинающие музыканты часто не понимают – это тот факт, что гастроли существуют не затем, чтобы путешествовать, а чтобы попасть в те места, которые имеют значение для них и их поклонников. Очень важно, готовясь к туру и составляя маршрут, задавать себе следующие вопросы: Есть ли в этом городе наши поклонники или возможность найти новых? Будем ли мы передвигаться на вэне, или более удобным способом передвижения будут самолеты и поезда? Где у нас будет возможность на месте дать небольшое радио-интервью или анонсировать шоу любым другим способом, уже находясь в самих городах?
Умение планировать и продумывать маршруты турне – это отдельное искусство, и подходить к этому процессу нужно максимально серьезно. От такого энергозатратного предприятия должна быть польза в виде новой аудитории и/или прибыли. Вот несколько советов, которые помогут вам спланировать гастроли.
1. СОСТАВЬТЕ СПИСОК ОЖИДАНИЙ ОТ ТУРА
Если вы отправляетесь в тур, не имея четкого представления о том, чего именно вы хотите добиться в ходе этой поездки, мероприятие вряд ли будет иметь успех. По крайней мере, вам будет довольно сложно оценить успех с помощью каких-либо критериев, а также понять какие-либо ошибки.
Классические цели не так уж сложно описать: продвижение нового альбома или поиск новых поклонников в некоторых конкретных регионах страны или мира, или углубление связей в тех местах, где у вас уже есть поклонники – понимание собственных запросов очень хорошо помогает в планировании путешествия. Задолго до того, как начать составлять маршрут и связываться с промоутерами и площадками, необходимо проговорить все ожидания с товарищами по группе или, если вы играете в одиночестве, с более опытными музыкантами (последних никто не отменял и в случае, если у вас есть коллектив). Осознание целей, их реалистичность, понимание того, какими ресурсами вы располагаете, достаточно ли их для достижения целей, помогают грамотно проложить маршрут и осуществить тур, который сыграет важную роль в вашей карьере.
2. УЧИТЫВАЙТЕ РАССТОЯНИЯ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЗАРАБОТКИ
Группе из Томска придется подходить к планированию российского или регионального тура совсем иначе, чем группе, например, из Твери. Разумеется, удаленность от столицы не должна мешать группам самостоятельно гастролировать, однако затраты и расстояния будут совсем иными.
Как вы планируете передвигаться? Сколько всего шоу вы сыграете в туре? Оплачивают ли промоутеры вам дорогу заранее, или это ваш самый первый тур, и за все платите вы сами? Готовы ли вы, на самом деле, вести машину на протяжении семи часов и после этого играть концерт? Учли ли вы тот факт, что вам понадобится хотя бы пара перерывов, свободных от концертов дней для отдыха? Достаточно ли у вас мерча с собой? Не слишком ли много у вас мерча?
Важно понимать, есть ли у вас время и возможности вплотную заняться продвижением предстоящих концертов? Иногда более действенным мероприятием будет сыграть 5-6 концертов в больших и находящихся далеко друг от друга городах, предварительно сделав все возможное для их продвижения, чем сыграть 12-15 шоу в маленьких городах, находящихся близко друг к другу, и приезжать туда, не имея никакого представления о том, сколько соберется людей.
3. ПРИ ПЕРВОМ «ЗАХОДЕ» В БРОНИРОВАНИИ ДАТ ВАЖНО КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ТЕХ МЕСТАХ, ГДЕ ВАС ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СЛУШАЮТ И ЖДУТ
Это может показаться очевидным советом, но все же молодые группы далеко не всегда руководствуются наличием целевой аудитории и поклонников в городах. Зачастую одним из принципов является любопытство относительно конкретных городов. И если любопытство само по себе – это важнейший двигатель для множества процессов в жизни, то при планировании тура необходимо быть немного более прагматичными.
Если вы знаете, что где-то живут ваши самые горячие поклонники – а это значит, полноценный концерт и заработок – то вам нужно стараться забронировать пятничные и субботние вечера в этих городах. И, поскольку даты выходных дней бронируются быстрее всего и сильно заранее, именно с них и стоит начинать. Это как некий тетрис со временем, и за эти даты действительно стоит бороться – на вырученные деньги вы сможете организовать себе шоу в будние дни в других городах, где люди о вас не знают, и найти новых поклонников. Используйте аналитику на Bandcamp, Souncloud, Facebook и т.д., наблюдайте за тем, где вас слушают больше всего в последнее время и выстраивайте турне вокруг этих городов – именно они будут “главными героями” ваших гастролей.
Как только будут забронированы даты и площадки ваших основных концертов, переходите к следующему раунду бронирования – близлежащим городам, где о вас знают меньше людей. Разумеется, концерты в небольших городах помогут вам найти новых поклонников и заработать немного денег, но вам нужно фокусироваться на установлении прочных связей в местах, где музыкальный рынок больше и активнее. Никто не говорит, что нужно ездить только в такие города, но нужно учиться распределять энергию – в больших городах нужно не только сыграть концерт и поболтать с поклонниками, но и активно заниматься нетворкингом, знакомиться с как можно большим количеством промоутеров, музыкантов и других представителей местной сцены. До тех пор, пока вы не станете узнаваемым артистом по всей стране, далеко не каждый город будет стратегически необходимой вам точкой на карте. Но, разумеется, каждое направление - это очередная возможность расширить свою музыкальную географию, особенно, если вы понимаете свои цели.