КОНФЛИКТ В ГРУППЕ: КАК ЕГО ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ И РАЗРЕШИТЬ?

КОНФЛИКТ В ГРУППЕ: КАК ЕГО ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ И РАЗРЕШИТЬ?

У музыки есть очень важное свойство - объединять людей на любом этапе жизни. Зачастую дружба в молодом возрасте строится вокруг музыкальных предпочтений. Чувство близости, и особенно среди участников коллектива, может быть магическим, однако вместе с тем приходится проходить через множество трудностей личного характера.

Конфликты и разногласия - это неизбежная вещь, которая случается, когда вы проводите очень много времени с определенной компанией людей. В то же время это совершенно нормально, и можно научиться предугадывать назревающий конфликт и грамотно разрешать его без ущерба, так, чтобы вы после любой ссоры могли вновь собраться вместе и сочинять отличную музыку.

Первый шаг - это понять суть проблемы. Связана ли проблема с деньгами? Творческие разногласия? Личные проблемы? Все это очень распространенные неурядицы, с которыми приходится сталкиваться каждой группе без исключения. Конфликты, связанные с таймингом и расписанием, расстановка приоритетов, раздувающиеся после небольших успехов эго - все это можно решить, если вовремя распознать и начать работу над ошибками.

Умение управляться со временем, деньгами и личными проблемами - это то, что необходимо каждому участнику группы, не только лидеру. Конечно, в идеальной ситуации лидер должен быть примером во всем перечисленном, но его первоочередной задачей являются художественные решения, и в группах, где все участники ценят талант и время друг друга, царит более здоровая атмосфера.

Если один участник продолжает вести себя так, что это не нравится всем остальным (например, по классике - хронические опоздания на репетиции), разговаривать с ним должен не кто-то один, даже говоря за всех - упрек должен исходить от каждого недовольного, в то же время в спокойной форме. Не нужно писать писем - лучше всего говорить после репетиции или в отдельное время.

Компромиссы в относительно мелких проблемах - это здоровое решение, однако слишком частое повторение проблем и следующих за ними компромиссов могут сыграть на ухудшение общей ситуации. Если все участники коллектива необоснованно упрямы относительно какой-то важной проблемы, а компромисс может навредить вообще всем, то следует искать решение другим путем. Например, если кто-то упорно пропускает репетиции или постоянно не может заплатить свою часть за базу, компромиссы из раза в раз подведут целый коллектив. Возможно, вам вместе нужно установить более жесткие стандарты поведения, прописать некий “кодекс”, донести до человека возможные последствия его повторяющихся промахов. Измеряйте время не неделями, а месяцами или годами. Например, один пропуск в полгода по причине резкой болезни одного из участников - это не так страшно, остальные могут посочинять материал. Но если пропуски случаются три раза в месяц, страдают девять часов репетиций в месяц, и 108 часов в год. Такая математика показывает драматичность промахов и их влияния на общие дела группы. Если после того, как вы предельно серьезно обрисовали последствия проблемы, человек все равно продолжает делать то, что делал, то в некоторых случаях стоит задуматься о том, чтобы заменить его кем-то более ответственным.  

Если у вашей группы множественные и разнообразные конфликты, неплохим решением будет выбрать одного миротворца (и он как раз необязательно должен быть лидером группы). Конечно, эта схема работает далеко не для всех коллективов, но в некоторых случаях это может помочь. Трезвее всего часто оказываются люди, занятые в нескольких коллективах, но добросовестно выполняющие свои обязанности в каждом из них. Именно им легче всего оценивать конфликты со стороны (конечно, если не они сами являются источником проблемы) и играть роль голоса разума, стоящего над эмоциями остальных.

Если вы впадаете в эмоциональный и творческий конфликт, который не может быть решен здесь и сейчас, лучше всего переключаться на бизнес-сторону и продумывать планы, связанные с турами или рекламой ближайшего выступления. Артистическое решение должно и будет принято, но пока вы не можете успокоиться, едва ли что-то получится. А решение бытовых задач помогает охладить пыл и настроиться на позитивный лад.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КОНФЛИКТ ПРОИСХОДИТ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Здесь мы рассмотрим не затяжные разногласия, которые могут проявляться на репетициях, в переписке или телефонных разговорах, а те, что случаются в момент, когда вы не можете переключиться на что-то другое, и должны находиться в одном помещении или на одной площадке вместе с остальными участниками коллектива.

КОНЦЕРТ

Ссора перед концертом - это классическая история, которая порой для начинающих музыкантов может обернуться довольно болезненным опытом. Во-первых, последнее, что вам нужно в этой истории - это чтобы зрителям передалась эта энергия. Они ни в коем случае не должны знать о вашем раздоре. Поэтому заранее договоритесь, что если вдруг случится конфликт за час до выступления, вы собираетесь с силами и выходите на сцену как ни в чем не бывало, не бросаете друг на друга злобных взглядов и ориентируетесь на людей в зале, а не друг на друга. Пусть это и будет вам казаться чем-то неестественным, но запомните: концерт - в первую очередь для зрителей, а потом - для вас. Вы можете подраться в гримерке после, или отойдя на безопасное расстояние от площадки, на которой вы выступали - но это не должно касаться ни одного из людей, которые стоят перед сценой.

ЗАПИСЬ

Конфликт во время записи - это тоже совершенно нормальная ситуация. Все находятся на взводе, вы тратите деньги и время и занимаетесь одной из самых ответственных вещей в вашей музыкальной деятельности. Если указанный выше миротворец выбился из сил, всегда можно прибегнуть к помощи продюсера: обычно эти люди научены опытом, и умеют быть психологами и родителями для разбушевавшихся музыкантов. Во всяком случае, это касается той ситуации, когда вы целиком и полностью доверяете продюсеру (а иначе - зачем его было выбирать?). 

Предупредительной мерой здесь, разумеется, является стопроцентная готовность к записи и отсутствие необходимости сочинять что-то на месте. Вместе с этим сокращается вероятность возникновения конфликта. Если же вы ссоритесь на эмоциях по причинам, не относящимся к музыке, лучше всего делать перерыв, устраивать обед или просто разбредаться по разным углам и хотя бы на 10 минут забывать обо всем, что происходит вокруг, включая саму запись. Конечно, вам может показаться это полным безумием, но натренированные люди учатся и научаются отключаться от самых серьезных проблем на короткие промежутки времени, с тем, чтобы немного отдохнуть и обновиться. В интернете есть множество тренингов по этому - их не так сложно отыскать.

ТУР

Тур - это, наверно, самое тяжелое поле битвы для поссорившихся музыкантов. Вы зажаты в одном минивэне (самолете, поезде) и видите лица товарищей каждый час на протяжении недель. И здесь любящие и глубоко уважающие друг друга люди неизбежно найдут друг в друге то, к чему бы придраться, и что будет продолжать бесить всю дорогу. Лучшим решением здесь будет составить расписание своих передвижений, обзавестись выгодным тарифом на интернет и телефон и при любом удобном случае оставаться в одиночестве. Вместе вы должны быть в дороге, на саундчеке и выступлении. Все остальное время вы можете в одиночестве бродить по местам, которые посещаете, или даже ужинать и обедать отдельно ото всех. Если вы изначально понимаете, что в туре будете плохо переносить кого-то из участников коллектива, еще до начала тура сообщите, что будете максимум возможного времени проводить в одиночестве - не из-за того, что вы не любите всех остальных, а из-за того, что так вы лучше всего собираетесь с силами.

Конечно, существуют неразрешимые конфликты, которые неизбежно ведут к распаду группы или уходу кого-то из участников - они могут быть как молниеносными, так и зреющими годами. Однако для большинства даже самых тяжких разногласий всегда существует решение. И найдя это решение, вы становитесь мудрее, сильнее и переходите на новый уровень, как группа, так и как личности. 

Предыдущая Следующая