КОСМИЧЕСКИЙ ЗВУК ДЭВИДА ГИЛМОРА
Гитарист легендарной группы Pink Floyd Дэвид Гилмор (David Gilmour) никогда и не уходил из поля зрения даже широкой публики – что уж говорить об экспертах в области гитарного звука! Вот и сейчас то же самое: вышедший в свет 29 сентября концертный аудио- и видеоальбом “Live At Pompeii”, записанный точно в том же древнем амфитеатре, где сами Pink Floyd снимали культовейший музыкальный фильм 1972 года – это точно для всех, а для специалистов – ещё один повод вспомнить о своеобразном гитарном арсенале Маэстро.
Многими до сих пор считается, что космическая тематика, прямо и опосредованно пронизывавшая творчество Pink Floyd на протяжении всей карьеры группы, нашла наиболее полное выражение в звучании клавишных инструментов покойного ныне Рика Райта (Rick Wright, 1943–2008) и в общей звукорежиссуре альбомов. Однако вслушайтесь в музыкальный материал группы чуть внимательнее, и вы поймёте: основа возвышенного и действительно межзвёздного звучания Pink Floyd – это пространственный и переливающийся тембр гитар Дэвида, или если угодно конкретнее – гитар Fender Stratocaster. Именно эти инструменты и сейчас определяют звуковой имидж современных сольных работ, которые зачастую довольно справедливо воспринимаются многими как «Pink Floyd без Роджера Уотерса» (Roger Waters), что еще раз наводит нас на верную мысль о том, кто в группе был хозяин не с идеологической, но с музыкальной точки зрения. Дэвид, таким образом, оказался одним из той славной плеяды британских инструменталистов наряду с Джеффом Беком (Jeff Beck) и Ричи Блэкмором (Ritchie Blackmore), который никогда не жаловался, что Fender Stratocaster с хорошим усилителем звучит как «банджо с дисторшном», а справедливо рассматривал именно эту модель гитары как инструмент максимального самовыражения солиста-инструменталиста.
Каждый не то что музыкант, а даже и просто меломан знает, что главной гитарой в немалом инструментальном арсенале Дэвида является Black Strat – сильно модифицированный чёрный Fender Stratocaster (выпуска 1969 года), но речь о нём пойдет ниже. На самом деле история взаимоотношений музыканта с гитарами Fender уходит еще в март 1967-го, когда Дэвид стал обладателем белого Fender Telecaster с палисандровым грифом – его можно услышать в пьесе Pink Floyd “Astronomy Domine” (1967). Данный инструмент оказался вскоре утерян, но до сих пор Fender Telecaster является обязательной гитарой для Дэвида: именно эта модель использовалась при записи ритм-партий в номере “Run Like Hell” (1979), а также при работе над двумя последними сольными альбомами музыканта. Естественно, в арсенале артиста далеко не один Telecaster с палисандровой накладкой грифа – явная дань памяти той первой гитаре.
История же гилморовского Black Strat – это настоящая костюмированная драма, удостоившаяся в 2005 году книги авторства техника Дэвида, Фила Тэйлора (Phil Taylor). Мы же ограничимся «кратким курсом» этой истории, начавшейся в июне 1970 года, когда музыкант приобрёл в Нью-Йорке черный Fender Stratocaster (заводской №2 669 360) с кленовым грифом. Но только к маю 1971-го эта гитара становится основным рабочим инструментом музыканта, и даже не совсем осознанно – на тот момент Дэвид играл на массе инструментов, и Stratocaster у него был уже не один. Не вполне характерным является и отношение музыканта к этой гитаре – на протяжении своего существования Black Strat претерпел массу изменений, включая неоднократную замеру грифа. Так, в 2005 году на гитаре был установлен гриф (уже шестой по счёту) от Fender Stratocaster выпуска 1983 года, не говоря уж о многочисленных заменах звукоснимателей (а также колков и ручек регуляторов), не всегда удачных экспериментах с заменой тремоло и прилагавшихся ко всему этому «хирургическим вмешательствам» в корпус гитары. Не вдаваясь в массу исторических подробностей этих модификаций, мы остановимся только на тех, которые, как окончательные, перешли в конструкцию именной гитары David Gilmour Signature Stratocaster, созданной производителем в тесном партнёрстве с Дэвидом и Филом Тэйлором. Это – полная внутренняя экранировка корпуса гитары, проводка улучшенного качества, режим постоянного включения некового звукоснимателя при пятипозиционном переключателе звукоснимателей, монолитный кленовый гриф с кленовой же накладкой, укороченная рукоятка тремоло и звукосниматели-синглы Seymour Duncan Single-Coil Strat (бриджевый SSL-5, средний Custom Wound и нековый Custom Shop Fat ‘50s). Корпус этой гитары выполнен из ольхи, и она комплектуется кабелем класса Hi End бренда Evidence Audio и кастомным жёстким кейсом. Fender представляет эту гитару в двух модификациях – Relic и NOS (New Old Stock). Relic представляет собой точную реплику гитары Дэвида по состоянию на 2008 год вплоть до малейших сколов и потёртостей на корпусе, состаренных деталей и двухслойной прокраски, чёрный лаком поверх расцветки «санбёрст» (Sunburst), а NOS имеет все компоненты и корпус новыми.
Среди гитар Fender Stratocaster, используемых Дэвидом, также необходимо отметить модель '57 Reissue 1984 года с корпусом расцветки «красного яблочного леденца» (CAR, Candy Apple Red), приобретённую им сразу после записи второго сольного альбома “About Face” (1984). Данный инструмент, и не в единичном экземпляре оказался у музыканта наряду с Stratocaster с корпусом кремовой раскраски. Именно эти гитары использовались при записи двух полноценных работ «нового» Pink Floyd (“A Momentary Lapse Of Reason”, 1987, и “Division Bell”, 1994) и при концертной деятельности той эпохи – красный Stratocaster должен быть памятен многим по концертам группы в Москве в 1989 году. Особенностью этих инструментов является установка на них активных звукоснимателей EMG SAV, обеспечивавших минимум шумов на выходе гитары.
В турне в поддержку последнего сольного альбома “Rattle That Lock” (2015), в ходе которого был записан и снят “Live At Pompeii”, гитарный арсенал музыканта был сведён до разумного минимума. Помимо Black Strat, на сей раз в турне поехал в некотором смысле исторический Gibson Les Paul золотой расцветки (Gold Top) 1956 года со звукоснимателями Gibson P-90 и тремоло Bigsby – с аналогичной гитарой, но 1955 года выпуска, Дэвид частично работал над альбомом Pinl Floyd “The Wall” (1979) и записал соло в пьесе “Another Brick In The Wall (part 2)”. В туре Дэвид также играл на своём старом рабочем Telecaster – Fender Esquire 1955 года, использовавшемся еще при записи его первого сольного LP (1978). На сцене также присутствовали две акустических гитары – Gibson Western 1959 (со стальными струнами и активным звукоснимателем L.R. Baggs M1) и Taylor NS74 с нейлоновыми струнами. Плюс немного экзотики для пущей космичности звуков – две стил-гитары: Jedson Lap Steel с корпусом красной расцветки и звукоснимателями EMG-H для исполнения номеров “High Hopes” и “One Of These Days” и белая Fender Deluxe Lap Steel (для “Great Gig In The Sky” и “A Boat Lies Waiting”). Эти стил-гитары имеют разный строй, и нужно отметить, что Дэвид всегда играет на них сидя – на обычных гитарах музыкант вообще не пользуется слайдом.
Сценическое гитарное усиление у Дэвида в последнем турне также было минимальным – это один рабочий и один резервный усилитель Hiwatt Custom (50 Вт) с двумя лампами Mullard EL34 в оконечном каскаде и четырьмя ECC83 в каскаде предусиления, плюс два также ламповых усилителя Alessandro: Bluetick (20 Вт) и Redbone Special (55 Вт). Кабинеты – три WEM Super Starfinder 200 с динамиками Fane Crescendo (4×12”) с подзвучкой микрофонами Shure KSM 32 с небольшим эксцетриситетом относительно центра левого верхнего динамика при виде спереди. Почти вся коммутация гитарной системы на сцене осуществляется кабелями Evidence Audio Lyric HC, за исключением подключения гитары к педалборду посредством кабеля Evidence Audio Forte.
Педалборд, в свою очередь, является важнейшим дополнением инструментария Дэвида – и, наверное, самым серьёзным комплексом обработок среди рок-гитаристов старшего поколения. Здесь музыкант не идёт ни на какие упрощения и компромиссы – по состоянию на лето 2016 года его педалборд насчитывает не менее 17 обработок педального типа, восемь дополнительных напольных обработок и семь рэковых процессоров эффектов, а также рэковый тюнер. Как известно, 17 основных обработок расположены поверх заказного рэка эффектов, но их переключение, а также управление всеми эффектами осуществляется посредством связки напольных контроллеров Skrydstrup SC1 MIDI / Skrydstrup XT+ Module. Система гитарных обработок у музыканта заслуживает отдельной публикации, но нужно отметить, что антикварная педаль Electro Harmonix Big Muff, без которой невозможно представить звук гитары Дэвида, по-прежнему в строю. Остаётся добавить, что в настоящий момент Дэвид использует широкий набор медиаторов, в том числе Herco Flex Nylon 75s толщиной 1.01 мм. Конечно, инструменты и оборудование Дэвида Гилмора собирались годами, однако даже простая информация о них способны подвинуть мыслящего музыканта на правильный технический эксперимент в поисках своего индивидуального звучания.