«КРИТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ» ДЛЯ ПРОДЮСЕРОВ И ТРЕНИРОВКА СЛУХА ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ

«КРИТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ» ДЛЯ ПРОДЮСЕРОВ И ТРЕНИРОВКА СЛУХА ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ

Часть этой статьи – перевод материала из блога SHURE

“Доверяй своим ушам” – это то, что мы чаще всего видим в статьях и слышим от других, когда речь заходит о выборе микрофонов, их расстановке и сведении звука.  Но если вы собираетесь полагаться на свои уши, чтобы распознавать все критерии хорошо сбалансированного и профессионального микса, то вам сначала нужно их натренировать. Слушать и слышать – две разные вещи, как любят повторять родители некоторых подростков.

Можете ли вы отличить звук Телекастера от звука Лес Пола? Тремоло от вибрато? Кем бы вы ни были – профессионалом и новичком, существует множество ресурсов и упражнений, которые могут помочь вас развить свой слух. В этой статье мы поможем вам начать этот путь.

Начнем с простого определения, любезно подсказанного нам продюсером и звукоинженером Майклом Уайтом (известного по своей работе с Уитни Хьюстон, Rolling Stones, Дэвидом Бирном и многими другими):

«Критическое слушание – это определение, придуманное продюсерами. Вы должны распознавать физические критерии музыки – частотный отклик, динамический диапазон, тональность и взаимодействие между инструментами».

Теперь сравним это с аналитическим мышлением, которое также важно для создания хорошего микса:

«Аналитическое слушание – это больше о чувствах и понимании смысла. Очень важно понимать, какую эмоциональную цель преследует музыкальное исполнение».

КАК УЛУЧШИТЬ ВАШ МИКС

Доверимся сердцу, чтобы расшифровать смысл музыки, и сконцентрируемся на критическом слушании. Обратимся к канадском продюсеру и писателю Майку Гаррисону, который разбирает элементы микса и призывает нас делать упражнения для развития слуха. Из каких компонентов состоит хороший микс?

Баланс

Чувствуете ли вы, что у всех инструментов в миксе правильный «вес»? Не теряются ли некоторые из них из-за перегрузки? Может быть, другие слишком сильно выделяются? (На последний вопрос ответ может быть «да», но это должно быть осознанное решение, и никак не случайность).

Панорама

Располагаются ли инструменты в разных точках стерео поля (слева направо)? Меняется ли точка интереса в этой области?

Частотный диапазон

Все ли частоты распределены одинаково? (Конечно, случаются моменты, когда мы вообще почти не затрагиваем какие-то частоты. Например, в скрипичном концерте был бы совершенно не уместен гудящий бас. Но, опять же, как бы то ни было, такие трюки должны быть осознанны).

Объем

Звучат ли какие-то инструменты ближе или дальше, чем остальные? Есть ли ощущение движения в миксе?

Динамика

Меняется ли песня во время звучания? В звукозаписи термином «динамика» мы пользуемся, чтобы определить изменения в громкости, темпе, тональности и т.д. в ходе песни.

Интерес

Это вещь довольно субъективная, но если вы подбираете артистов под свой вкус, то разобраться с этим вопросом будет проще. Первое – это хук: есть ли в песне какая-то запоминающаяся часть? Это может быть мелодический хук или особенная тональность. Второе, о чем нужно думать – что будет держать внимание слушателя на протяжении песни? Когда ведущий инструмент перестает играть, что перетягивает на себя внимание? Хорошая аналогия – это телешоу или театр. Когда персонажи покидают сцену, на смену им должны прийти другие персонажи, чтобы удержать интерес зрителя. Если бы мы видели только фон, без диалогов и действия, мы бы довольно быстро заскучали. С музыкой все точно так же.

КРИТИЧЕСКОЕ СЛУШАНИЕ: ПРИМЕР

Каждый согласится, что изучая музыкальный продакшн, инженерное мастерство, можно натренировать свои уши, развить в себе продюсера или исполнителя. Как говорит Майкл Уайт, «У многих людей получается это естественным путем, они слушают невероятно много музыки, но зачастую это не приводит к нужному результату из-за недостаточной глубины слушания. Ухо продюсера должно знать, КАК слушать и ЧЕГО искать».

Вот что советует Марк Гаррисон.

Вот понадобятся:

- Пара хороших наушников;

- «Sun King» The Beatles

Beatles начали записывать Sun King/Mean Mr. Mustard 24 июля 1969 года. Они записали 35 тэйков основного трека: Леннон играл на ритм-гитаре и пел, Маккартни играл на басу, Харрисон – на лид-гитаре и Старр – на барабанах. На следующий день группа дозаписала вокал, фортепиано и орган, на которым играл Джорж Мартин. Они закончили запись через пять дней, добавив еще больше вокала, фортепиано, органа и перкуссии. Что мы слышим?

Баланс: обратите внимание, насколько выразительны бочка и бас, и обе гитары. Во второй половине песни вокал становится еще «больше», при этом не заглушая ни один из инструментов.

Панорама: инструменты все время «передвигаются», а когда появляется вокал – он занимает собой все пространство.

Частотный диапазон: каждый инструмент на своем месте и не лезет на чужое. Густые низы и «искрящиеся» высокие частоты.

Объем: это не очень стандартно – бас и бочка находятся там же, где и гитары, а клавишные – дальше. Когда появляется вокал, они все еще позади.

Динамика: почти незаметная в начале, и очень «резвая», когда вступает вокал.

Интерес: в начале особенно интересно взаимодействие между инструментами, а потом вокал забирает все внимание на себя.

ТРЕНИРОВКА СЛУХА ДЛЯ МУЗЫКАНТОВ: ПЯТЬ ПРОСТЫХ УПРАЖНЕНИЙ, КОГДА ИНСТРУМЕНТА НЕТ ПОД РУКОЙ

Корневые ноты: включите любую музыку у вас в плеере, пусть она играет нон-стоп. Пропевайте корневые ноты всех аккордов, которые звучат в песне. Если не получается сходу поймать правильную ноту, старайтесь еще. Попробуйте слушать простую музыку, где четко слышны аккорды.

Фокусируйтесь на деталях: сконцентрируйте внимание на определенном инструменте, например, на барабанах. Пропевайте ритм райда. Пропевайте ритм бочки. Попробуйте проделать это со всеми остальными составляющими установки. Этот метод тренировки учит вас, как слышать взаимодействие между инструментами, и позволяет различать ритмические, мелодические и гармонические компоненты.

Пропевайте мелодии: если вы собираетесь пробыть какое-то время вне доступа к инструменту, запишите себе на диктофон несколько прогрессий аккордов (или сделайте плейлист из инструментальных композиций). Пропевайте ровно то, что слышите, по нескольку раз. Затем начинайте придумывать мелодию поверх прогрессии. Старайтесь отклоняться от основного трека в начале минимально, а потом начинайте экспериментировать.

Уши вашего разума: представьте себе звук голоса вашего лучшего друга. Представьте, что он говорит с вами. Представьте себе тон, фразы, которые он говорит, чувство, которое вызывает у вас этот голос. Старайтесь воссоздавать этот звук максимально точно у себя в голове. Повторите то же самое с какой-либо песней, которую знаете от и до, начните ее проигрывать, не замедляя и не ускоряя, услышьте ее такой, какая она есть на самом деле – обращайте внимание на ритм и ноты, которые издают все инструменты.

Музыка вокруг: вы можете быть в столовой на обеде, в автобусе или в парке. Музыка повсюду. Просто отбросьте все мысли и прислушайтесь: звенят бокалы, проезжают машины, разговаривают люди, собаки лают. Конечно, вы это все неосознанно слышите, но, опять же, слушаете ли вы? Чем больше внимания вы уделяете звукам, тем более чуткими становятся ваши уши. Чем больше вы слушаете, тем больше способов у вас будет для того, чтобы выразить самих себя.

Предыдущая Следующая