КУДА ОТПРАВЛЯТЬ СВОЮ МУЗЫКУ: ПОЛНЫЙ ГАЙД
Невозможно быть везде одновременно. Но, когда вы выпускаете новую музыку, очень легко угодить в эту ловушку – стараться отправить свои треки везде, куда только можно. В музыкальном бизнесе тысячи и тысячи «привратников» - промоагентств. Радиостанций, журналистов, концертных промоутеров и т.д. Поскольку продвижение музыки, в первую очередь, связано с отправкой релизов и поиском связей, игнорировать этот аспект музыкального бизнеса просто невозможно.
Куда отправить свою музыку? Необходимо выбирать нужные места. Иногда довольно сложно понять, кто должен слышать вашу музыку, но тратить на это время и пытаться выяснить, какими возможностями пользоваться, просто необходимо. Здесь не существует единого решения, подходящего каждому музыканту – у всех должен быть собственный план действий.
Итак, как же понять, что стоит вашего внимания и времени, а что – нет?
КАТЕГОРИИ
Для начала определим типы возможностей для музыкантов:
- Пресса - любой, кто пишет или говорит о музыке. Сюда входят традиционные печатные журналы и журналы, онлайн-журналы, блоги и подкасты.
- Радио - любое лицо или компания, чьей целью является трансляция музыки, включая обычное радио (коммерческое, студенческое и общественное), онлайн-радио, спутниковое радио и кураторы стриминговых платформ.
- Лицензирование - компании или частные лица, чья работа заключается в размещении музыки в фильмах, на телевидении, в рекламе, видеоиграх или других местах, в которых используется музыка.
- Лейблы - звукозаписывающие лейблы, как крупные, так и независимые. Контакты необходимы тем, кто хочет получить прибыль от продвижения и распространения музыки.
- Агенты / менеджеры - любое лицо или компания, которые управляют карьерой артистов.
- Площадки - любое место, где музыкант может выступать вживую (или в прямом эфире): от кафе до баров до крупных фестивалей.
ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
Каждая категория возможности подачи заявки имеет свои уникальные особенности. Давайте начнем с нескольких общих вещей, о которых стоит подумать, независимо от того, к чему вы стремитесь.
Прежде всего, подумайте о своих целях. Хотите найти новых поклонников, которые будут ходить на ваши концерты и поддерживать вас? Пытаетесь заработать как можно быстрее? Может быть, вы пытаетесь сформировать бренд вокруг своей музыки и повысить ее узнаваемость? Или вы продюсер, пытающийся продюсировать инструментальные партии и зарабатывать этим на жизнь?
Очевидно, что вам не нужно для каждой цели искать возможности во всех вышеперечисленных категориях. Например, если ваша единственная цель - разместить музыку в видеопродукции, вам не нужны никакие связи с прессой или радио. Фактически, в этом случае единственная категория, о которой вам нужно беспокоиться - это лицензирование.
Старайтесь убедиться в том, что ваша музыка потенциально может заинтересовать определенного человека или компанию, и думая об этом, необходимо отталкиваться от следующих общих вещей:
Жанр
Убедитесь, что люди, которым вы отправляете свои треки, работают с вашим жанром. Само собой разумеется, что ленивые музыканты, которые не утруждают себя исследованием этого важного аспекта, в конечном итоге тратят много времени, раздражая людей на другом конце провода и портя собственную репутацию.
Репутация
Кстати, о репутации: насколько уважаема компания или человек, с которыми вы пытаетесь установить контакт? Будете ли вы рисковать чем-то, заключая с ними сделку? Мы поговорим о платных заявках немного позднее, а пока постарайтесь понять – стоит ли цель потраченного вами времени (и иногда денег).
Потенциальный фидбек
Это напрямую связано с соображениями о репутации. Какой фидбек вы рассчитываете получить? Если компания большая и уважаемая, то и отдача будет соответствующей. Стоит ли тратить свое время на промоутера, с которым у ваших друзей-музыкантов не сложились отношения, но который все равно кажется надежным и выступления на площадке которого – потенциально большой шаг вперед?
Сложность подачи заявки
Некоторые процессы отправки проще, чем другие. Иногда это так же просто, как отправить электронное письмо со ссылкой на стриминговую платформу, а иногда вы можете тратить час или больше на каждую песню, заполняя формы и отвечая на вопросы, просто чтобы вас приняли во внимание.
Стоимость подачи заявки
Это, пожалуй, самый неприятный и спорный момент. Зачастую, когда вас просят заплатить за то, чтобы получить определенную возможность – это красный флаг, после которого стоит закрыть вебстраницу и больше к ней не возвращаться. Однако бывают ситуации, когда это совершенно нормально. Если есть плата, вы должны быть уверены, что у компании отличная репутация, и что ваша музыка действительно соответствует их требованиям. Вы также должны более серьезно подумать о потенциальной прибыли. Отправка песни для брифа может стоить всего пять долларов, но если вы отправляете песню за песней, это может сильно ударить по карману.
Некоторые крупные фестивали и другие компании взымают плату за подачу заявки по простой причине – им необходимо платить отборщикам, которые занимаются обработкой заявок – и это большой труд. Но если вы понимаете, что компания зарабатывает исключительно на этом, всячески призывает платить и делает другие сомнительные вещи, лучше всего обходить ее стороной.
Если вы думаете, что компания того стоит, даже если она взимает плату за подачу заявки или членские взносы, постарайтесь выяснить, кто еще на вашем уровне и в вашем жанре пользовался услугами этой компании, и как это помогло их карьере.
ДЕТАЛИ
После того, как вы ознакомились с основными соображениями, приведенными выше, следует учесть некоторые специфические вещи.
Аудитория
Сколько потенциальных новых поклонников слушает радио или читает вебсайт, куда вы отправляете свою заявку? Какова их аудитория? Что касается лейблов, посмотрите, кто их другие артисты, каков их общий бюджет и сколько у них связей с прессой и другими компаниями. В сфере лицензирования вам нужно будет учитывать, сколько мест размещения музыки у них за плечами и насколько широкий у них охват.
Фокус
Если ваша заявка соответствует жанру, значит, вы уже на правильном пути, но стоит дополнительно рассмотреть направленность компании. Например, если вы рассматриваете возможность работы с определенным лейблом, он может иметь большой охват, но слишком далеко от вашего местоположения. Журнал может претендовать на статус национального, но в каждом городе у него будет всего несколько читателей. Особенно, если цель заключается в привлечении людей на ваши шоу, вам лучше связываться с прессой, радио и лейблами, присутствие которых сильно в тех городах и населенных пунктах, в которых вы хотите играть. Более узконаправленные блоги и плейлисты по конкретным жанрам могут быть лучше для поиска поклонников, чем общие публикации.
Отношения
Когда вы рассматриваете агента или менеджера, их самым главным активом являются отношения с другими представителями индустрии. Однако не стоит сразу задумываться о том, сколько людей они знают. Подумайте, насколько глубоки и продолжительны их отношения и насколько им доверяют другие музыканты.
Ваша прибыль
Когда вы отдаете песни для рекламы и кино, задумайтесь не только о том, сколько вам заплатят, но и как и когда. В этом бизнесе есть множество уловок, которые позволяют растягивать срок оплаты на долгие месяцы и даже годы. Когда вас что-то не устраивает в контракте, лучше всего отказываться. Задавайте больше вопросов и старайтесь получить на них максимально понятные ответы. То же самое касается работы с лейблами – как они будут распоряжаться вашими деньгами, какой процент и за что именно будут брать себе? Выясняйте все на пороге, задолго до того, как что-либо подписывать.
Когда речь идет о гонорарах за выступления, заранее интересуйтесь, какова модель получения прибыли музыкантами в конкретном месте – есть ли фиксированный гонорар, или, может, быть вам заплатят со сборов на входе и бара? Так же выясните, можно ли продавать свой мерч на концерте. У всех свои правила, и готовиться нужно каждый раз, приходя в новое место.
Конкуренция
Наконец, подумайте о своих конкурентах. Здоровая конкуренция - это неплохо, но порой ввязываться в борьбу просто не стоит. Любая более-менее успешная компания, куда вы отправите заявку, получает сотни заявок в день, поэтому вам придется привыкнуть к мысли о том, что вас могут не заметить, или что выиграет кто-то другой.
Быть одними из многих не всегда плохо, но когда речь идет о каком-либо эксклюзивном соглашении, таком как сделка с лейблом, вы должны знать, сколько времени и ресурсов эта компания действительно будет вкладывать в вас. Если вам, например, предложат сделку с обанкротившимся лейблом, принадлежащим крупной суперзвезде, испытывающей трудности, скорее всего, не стоит ждать большой помощи от этого лейбла. Точно так же, если лицензионная компания предлагает тысячам исполнителей эксклюзивные предложения, это вряд ли пойдет вам на пользу.
Все это не означает, что нужно избегать конкуренции. Если вы видите рекламный бриф, который обещает возможность получить огромный гонорар, и если вы знакомы с компанией, опубликовавшей бриф, всегда можно попытать счастье. Просто старайтесь взвешивать свои решения.
Вместо того, чтобы в последний момент метаться из стороны в сторону, решая, куда и какие заявки подать, действуя хаотично, посвятите свое время обдумыванию возможных вариантов. Да, наверняка после релиза вам не терпится скорее поделиться своими треками со всеми, но если вы заранее разработаете стратегию, это сэкономит вам время и силы, которые понадобятся вам для подачи заявок. И, разумеется, повысит ваши шансы на успех!