Меняем звукосниматели. Часть 1.

Меняем звукосниматели. Часть 1.
Невозможно недооценить роль звукоснимателя в формировании саунда электрогитары. Это один из самых важных звукообразующих элементов конструкции инструмента. И что примечательно, операция замены звукоснимателей достаточно проста и относительно недорога. Вследствие этого, "апгрейд датчиков" является одним из самых популярных способов изменить звучание своего инструмента в ту или иную сторону.

В настоящее время десятки производителей по всему миру предлагают тысячи моделей звукоснимателей, которые невероятно разнообразно влияют на звучание электрогитары. Такое количество вариантов открывает безграничные возможности для поиска «своего звука», провоцируя гитаристов на замену звукоснимателя .



Для того чтобы определиться с моделью датчика, который в будущем подойдет вашей гитаре наилучшим образом, необходимо в первую очередь понять какие именно параметры вам хочется изменить по отношению к уже имеющимся на гитаре датчикам.

Мощность. Это едва ли не самая популярная причина замены звукоснимателей. Именно в нехватке мощности выходного сигнала многие гитаристы видят источник "неправильного звука при игре с дисторшен". Примером звукоснимателя мощности близкой к максимальной может служить Seymour Duncan Blackout (на нем играет Mick Thompson из Slipknot).

Частотный диапазон. Это стало обычным делом когда вам кажется, что гитара слишком визжит, или чересчур бубнит. Низкие, высокие, средние частоты - всего этого хочется ровно "в самый раз" именно по своему вкусу, и не больше и не меньше. В чем-то это похоже на содержание соли, перца и специй в любимом блюде. В частности очень ровный баланс частот можно наблюдать в DiMarzio PAF 36 Anniversary.

Чувствительность. Каждый человек обладает своим стилем игры, звукоизвлечением и пониманием музыки. Соответственно одним нужны очень чуткие датчики, реагирующие на самые тонкие нюансы движений рук, другим наоборот требуются более грубые звукосниматели для ровного однотонного звучания. Если говорить об очень чувствительных датчиках, то нельзя не упомянуть модель DiMarzio Evolution (использует Steve Vai).

Читаемость. В соответствии со слухом и вкусами мы можем по разному представлять идеальное звучание гитарного аккорда. Кому-то важно расслышать в нем каждую ноту. Для кого-то интереснее более плотный саунд, где все звуки "как пальцы в кулаке". Весьма заметной читаемостью обладает популярный датчик Gibson '57 Classic.

Сустейн и атака. Способность гитары "петь" долгими протяжными нотами, либо, наоборот, выстреливать резкими "стакатными" звуками также может зависеть от звукоснимателей. Показательно певучим является Seymour Duncan Alnico II Pro (его очень любит Slash).

Технические приемы. Не секрет, что у многих из нас есть любимые технические приемы, которые весьма важны для исполняемой музыки. Кто-то не может жить без рычаговых дайв-бомб, для кого-то критичны медиаторные флажолеты, кто-то не мыслит себя без теппинговых поливов. Все звукосниматели по-разному реагируют на тот или иной технический прием. Например, датчики DiMarzio Tone Zone идеально подходит для перечисленных приемов, в отличие от Seymour Duncan Seth Lover, который больше ориентирован на «мягкую» игру, в том числе «фингерпикингом».

Дизайн. Этот параметр никоим образом не влияет на звучание инструмента, однако, для многих является важным фактором, который определяет внешний вид гитары, и, соответственно, настроение, с которым вы берете ее в руки. Цвет, текстура материалов, наличие или отсутствие крышек вносят те или иные краски в облик инструмента. Например, если речь идет о серии Seymour Duncan Antiquity (с состаренными крышками) то она явно рассчитана на любителей классического стиля гитар 50-ых/60-ых годов. А если мы говорим о поклонниках Eddie Van Halen, то им скорее всего будет по душе «зебра» (с бобинами разных цветов).



При выборе звукоснимателя следует учитывать, что его "поведение" может очень значительно колебаться в зависимости от конструкции гитары и технических навыков музыканта. То, что получается в группе AC/DC у Malcolm Young на его Gretsch вряд ли получится у большинства гитаристов с тем же звукоснимателем, поскольку нужно обладать очень сильным и четким звукоизвлечением. И, разумеется, если вы установите этот датчик на Strat и Flying V, то итоговое звучание будет разным.

Мне, например, с моими руками очень нравится Seymour Duncan JB на гитарах с кленовыми грифами (Fender, Jackson) и не очень на инструментах с грифами из махогони (Gibson). То есть в моем случае, выбирая звукосниматель, никак нельзя упускать тип инструмента.

Еще одним, осложняющим выбор, обстоятельством является то, что все параметры звукоснимателя зависят друг от друга. Например, более мощные датчики, как правило, обладают меньшей читаемостью. Поэтому, подбирая датчик, зачастую приходиться идти на какие-то компромиссы, самый распространенный из которых - это неспособность большинства звукоснимателей одинаково хорошо звучать как на чистом звуке, так и с сильным перегрузом.

Одним из решений данной проблемы является выпуск хамбакеров «с 4 проводами», вместо традиционных 2. Такие звукосниматели можно распаять таким образом, чтобы они могли переключаться в два режима : сингл либо хамбакер. Потребность в таких режимах, как и возможность такой распайки (то есть наличие 4 проводов) также надо учитывать, анализируя список доступных для покупки датчиков.

Раньше для того чтобы установить звукосниматели на гитару, вам требовался паяльник, или человек, умеющий им работать. В последнее время ведущие производители звукоснимателей помимо традиционных датчиков стали предлагать модели, не требующие пайки. Они соединяются коннекторами наподобие тех, что используются в компьютерах для коммутации жестких дисков с материнской платой. Конечно, было бы странно если кто-то отказался от покупки приглянувшегося ему звукоснимателя только из-за способа установки. Но если есть возможность выбора, то почему бы ею не воспользоваться.

Все это делает подбор звукоснимателя невероятно интересным процессом с очень большой долей творчества. Красота звука, как и любая другая красота – очень редко сразу же сама падает вам в руки. Приходиться применять усилия. Но оно того стоит.



На фото: Мистер Сеймур Дункан

Автор статьи: Сергей Тынку
Предыдущая Следующая